Отношения между клиентом и маркетологом: кто кого и как будет любить
Очень много книг написано и историй рассказано о том, как крутые отношения делали компании Великими. Информации о том, что отношения губили бизнес тоже хватает. Как вы уже наверное догадались, сегодня мы с вами поговорим про отношения в маркетинге. Я уже давно заметил, что отношения в бизнесе зачастую выстраиваются по типу отношений между полами.
Поговорим про отношения между заказчиком и маркетологом. Заказчиком услуг может быть как и компания, так и собственник бизнеса, а исполнитель, соответственно, агентство или фрилансер, ну или штатный маркетолог.
Неопытный заказчик
Он еще не знает, что хочет получить, но слышал что-то про маркетинг, догадывается, что может быть от этого польза. Заказчик либо влюбляется и доверяет маркетологу, чтобы построить крепкие отношения, либо начинает использовать его для реализации своих определенных задач. Есть тип заказчиков, который не особо хочет обращаться к кому-нибудь и решает помогать сам себе, но о таком типаже говорить в этой статье не будем.
В случае, если неопытный заказчик впадает в пучину отношений с маркетологом, то разум дурманят новые неизвестные слова типа ROI, перед глазами успешные кейсы великих компаний, в общем, наступает цветочно-букетный период. И здесь могут быть такие сценарии:
С самого начала повезло начать работать с опытным маркетологом. Это будет хороший крепкий брак, если маркетолога устраивают условия, которые ему может создать заказчик. Маркетолог будет хорошим исполнителем и наставником. Зачастую так бывает, если у заказчика есть хорошие знакомые маркетологи или бюджеты позволяют нанять сразу опытных ребят, либо просто повезло, что бывает очень редко.
Другой сценарий, когда неопытный заказчик начал строить отношения с неопытным маркетологом. В их отношениях возникают разногласия, но они их решают и идут дальше. Идёт совместный рост, обмен опытом. Эта история молодой семьи типична для стартапа.
Другой вариант, когда неопытный заказчик начал отношения с неопытным маркетологом, но кто-то из них не выдержал тягот и невзгод семейной жизни, и они разбежались. Каждый из них стал искать отношения с другими.
Опытный заказчик
Союз будет крепким, если опытный заказчик и опытный маркетолог, найдут друг друга и будут совместно нацелены на реализацию общих задач. У каждого уже есть за плечами багаж отношений, каждый четко понимает, что хочет получить от нынешних, и почем зря мозги друг другу никто не грызет, а идет совместное решение задач и взаиморазвития. Такой союз может длиться годами и приносить всем пользу - материальную, и не только. Это классический пример работы успешного бизнеса с крутыми директором по маркетингу или крутым агентством.
Есть и другой вариант, когда опытный маркетолог и опытный заказчик не выстраивают длительных отношений, а совместно реализуют разовую, проектную работу. В данном случае, каждый четко знает, чего хочет от таких отношений. Никто не ожидает и не требует любовь до гроба, но присутствует уважение друг к другу. Обычно это реализация каких-либо маркетинговых исследований, аудитов, внедрение конкретных технологий.
А что происходит если опытный заказчик попадает на неопытного маркетолога? Он сразу видит, что тот ничего не понимает в семейной жизни, и хочет решить какие-то свои личные задачи. Заказчик может разрешить сделать какую-то небольшую работу на выгодных для него условиях, но это совершенно ничего не будет значить, и гарантий, что приведет к крепким отношениям совершенно нет. Это классическая ситуация, когда начинающим специалистам удаётся поработать с брендом за логотип бренда в портфолио.
В чем разница между опытными и неопытными?
Опытный заказчик может до конца не разбираться во всех технологиях маркетинга, но он понимает, что нужно строить долгосрочные взаимовыгодные отношения. Он осознает, что лучше их строить с уже опытными маркетологами, чтобы новички не ставили экспериментов над его бизнесом. Если есть необходимость внедрить какую-либо технологию или новый инструмент, он изучает необходимость этого, и если видит явную выгоду от этого, то соглашается на внедрение - семье то от этого должно быть лучше. Он занимается развитием бизнеса, производства и продаж, а маркетинг отдает на откуп экспертам.
Опытный маркетолог знает, что крепкие отношения базируются на знании и понимании интересов друг друга, поэтому он всегда начинает работать с подробного изучения бизнеса. Изучает опыт конкурентов. Он хочет, чтобы его семья была образцовой на всём рынке. Семья должна быть обеспечена, поэтому надо понимать клиентов компании и сделать так, чтобы деньги от них рекой текли в компанию. Семья должна быть обеспечена не только прямо сейчас, но и годы спустя, поэтому работа с клиентами должна быть выстроена на взаимовыгодных условиях, а не в формате быстрого отжима денег.
В семье есть другие родственники, поэтому опытный маркетолог никогда не будет ссориться с коммерческим директором, начальником производства, руководителем департамента логистики и с другими. Он будет выстраивать отношения с ними, понимая, что от этого зависит успех семьи в целом.
Конечно в своей метафоричной статье я озвучил далеко не все виды отношений, которые могут выстраиваться между заказчиком и маркетологом. Бывают такие, которым и отношения никакие не нужны, бывают и разные извращенные отношения, которые неприемлемы для подавляющего большинства.
В статье я отобразил лишь свой опыт и свою жизненную позицию. Я считаю, что крепкие отношения очень важны во всех сферах нашей жизни - будь то семейные или деловые. Без уважения, желания понять потребности партнера, желания нанести ему непоправимую пользу, очень сложно сделать поистине что-то эффективное и великое.
Кому интересно получать больше контента от меня про маркетинг, бизнес, саморазвитие, то я вас жду в своем телеграм-канале Гавриков Говорит.