Дают второй шанс и бесплатную кредитку. Как работает необанк Chime

Чем еще удивляет самый популярный необанк из США, рассказываем в этой статье.

chime.com
chime.com

Важные факты о Chime:

  • 12 миллионов клиентов
  • Обслуживание практически бесплатное
  • Поднято $1,5 млрд инвестиций. Последняя оценка более $14,5 млрд, что больше, чем у Robinhood
  • Юрий Борисович из DST Global снова в деле, аж на $900млн

Содержание

Гайд по необанкам

Что это?

Необанки — это компании, которые предлагают финансовые услуги и выступают альтернативной классическими банкам. Их отличают следующие характеристики:

  • мобильный сервис
  • user friendly интерфейсы
  • низкие комиссии
  • физическое отсутствие

Понятие "необанк" перекликается с другим понятием — "challenger bank ". Дословно переводится — "банк претендент". В чем же разница?

Необанки не имеют банковской лицензии, а значит не могут выдавать кредиты и страховать вклады самостоятельно. Они вынуждены пользоваться ресурсами крупного банка, например, инфраструктурой и финансовыми резервами.

Примеры необанков: Robinhood, Qapital, SoFi и сам Chime;

Challenger banks, в свою очередь, имеют лицензию, а значит играют на другом уровне. Расширение продуктовой линейки сопровождается усилением регулирования. С "челленджеров" спрашивают как с крупных банков. Есть тонкости с лицензиями, но сейчас это неважно. У старых игроков даже есть физические отделения, хотя упор делается на онлайн.

Примеры challenger banks: Atom Bank, Revolut, N26, First Internet BanCorp;

Если взять примеры в СНГ, то Тинькофф скорее челленджер, а вот monobank из Украины — необанк. Хотя в целом разница не критична, и можно использовать термин необанк.

Наглядная разница между представителями индустрии softensy.com
Наглядная разница между представителями индустрии softensy.com

Почему пользователи отказываются от классических банков?

Рынок услуг уже сформирован, но пользователи все равно меняют условный Wells Fargo на более дружественный стартап. Почему так происходит? Вот несколько причин:

1. Cкрытые комиссии — банки иногда грешат подобным. При подписании договора некоторые условия замалчиваются, а потом недовольный клиент приходит в отделение или пишет в поддержку для выяснения обстоятельств.

2. Затраты времени — функционал приложения может быть ограничен таким образом, что некоторые услуги можно получить только в отделении. На эти походы у людей нет времени.

3. Невыгодные условия — крупные банки в качестве премии за надежность дают ставку депозита значительно ниже, тем самым увеличивая свои доходы и снижая клиентские. Похожая проблема с кредитными картами. Процент по ним довольно высокий.

Сhime среди высокодоходных депозитов. В остальных крупняках ставка такая же низкая, как в Bank of America и Wells Fargo
Сhime среди высокодоходных депозитов. В остальных крупняках ставка такая же низкая, как в Bank of America и Wells Fargo

4. Отсутствие гибкости — от отсутствия поддержки по миру до ограниченного перечня услуг. Для молодежи, digital nomads и туристов это становится дополнительной проблемой. Приходится искать новый банк, собирать документы и долго ждать одобрения. Необанки пытаются решить эту проблему.

Digital nomads — мобильная категория людей, которые могут работать из любой точки мира и часто перемещаются. Представителями этой группы, как правило, являются люди из IT индустрии, как разработчики или дизайнеры.

Ну и в чем подвох?

Главная угроза для необанков заключается в адаптации классических банков к ситуации. Если задача наверстать упущенное будет поставлена, то у банка хватит ресурсов закрыть проблему. Конечно это не будет продукт гибкого стартапа, но конкурировать с Chime и Revolut сможет. Ситуация может решиться элементарным поглощением. Так, например, поступил крупнейший банк Испании BBVA, когда в 2014 году приобрел необанк Simple, а в начале января сообщил о закрытии приложения и переводе всех пользователей к себе. Пользователи от этого скорее всего выиграют, так как поставщики услуг сменятся на более выгодных.

Продукт

Разумеется, основным продуктом такого стартапа является банкинг. Но исходя из прошлых тезисов, мы понимаем, какие проблемы стоило решить, чтобы завоевать доверие пользователей. Разберем самые интересные фичи подробнее.

Дебетовка белая, а кредитка зеленая chime.com
Дебетовка белая, а кредитка зеленая chime.com

Бесплатный овердрафт

Представим простую ситуацию: Вы пришли в магазин совершить покупку, но на вашей карте не хватает денег. Chime предлагает добавить вам до $100 и процент за это не возьмет. Для этого необходимо ежемесячно пополнять карту на $500, что само собой сделает ее основным платежным инструментом, либо местом выгодных сбережений.

Оведрафт в приложении chime.com
Оведрафт в приложении chime.com

Зарплата раньше срока

Chime предлагает получить деньги раньше на 2 дня. В обычной ситуации от поступления до получения средств проходит много времени. Chime же сократит период ожидания клиента.

Улучшение кредитной истории

Как некоторые из вас наверняка знают, в США необходимо брать кредиты. С помощью маленьких займов по карточке создается кредитная история. В Америке, если вы никому не должны, значит вам нельзя доверять. Цель благая, но кредитка потому и остается кредиткой, что за нее нужно платить банку. Chime же оставляет ее бесплатной. Еще раз: Вы оформляете кредитку, пополняете баланс, а после совершения покупок проценты не взимаются. Для клиента это та же дебетовая карта, только процесс пополнения и погашения стал автоматическим. Скоро вы поймете, что Chime здорово выигрывает на этой услуге.

Ролик о том, как работает Credit Builder

Автоматизация сбережений

Функция напоминает классическую копилку и помогает сберегать в двух случаях:

1. Если клиент тратит, то сумма списания округляется до ближайшего доллара и разница отправляется в копилку.

2. Если клиент получает, то с этой суммы можно автоматически списывать нужное количество в указанные сроки.

Оба способа сбережений на практике chime.com
Оба способа сбережений на практике chime.com

Второй шанс

Наверняка вы задумывались, куда идут люди с плохой кредитной историей? Банки им отказывают в кредитах и остается только МФО.

МФО или организации микрофинансирования известны не только у нас. В США людям тоже приходится пользоваться их услугами.

Chime протягивает руку помощи таким людям, позволяя открыть счет и с помощью Credit Builder исправить свою историю. Не забываем про авто сбережения, которые помогут откладывать, а не жить в ноль, тем самым сделав человека финансово грамотным.

Что еще?

  • высокий процент по вкладу (0,50% годовых на сегодня)
  • бескомиссионные переводы
  • пополнение счета у популярных ритейлеров (Walmar, 7-Eleven)
  • без скрытых комиссий
  • сеть бесплатных банкоматов (MoneyPass и VPA networks)

Как зарабатывает Chime

Основу заработка Chime составляют транзакции по картам. В индустрии это называют — interchange fees.

Interchange fees — это комиссия за обмен при операциях. Когда вы прикладываете карточку к терминалу, то банк торговой точки отправляет запрос в ваш банк и после получения ответа о балансе совершает операцию.

Помимо банка который выпустил карту (эмитент) и банка торговой точки (эквайер) в сделке участвуют платежные системы, как Visa или Mastercard. В этой схеме платит за все бизнес, где осуществляется оплата, а комиссию делят между собой остальные. Больше всех в схеме получает банк-эмитент. Именно на этой стороне находится Chime, который выпускает карту через Stride Bank или The BanCorp Bank.

То, что мы называем эквайрингом https://mainmine.ru
То, что мы называем эквайрингом https://mainmine.ru

Существует вариант обратного сбора. Например, клиент снимает деньги в партнерском банке, и тогда уже банк-эмитент платит банку-эквайеру.

За 2019 год Chime удалось получить $200 млн выручки. Такое возможно благодаря высокому interchange fees в США. Он равен примерно 2%. Комиссия взимается по любым картам, а по кредитным она выше, чем по дебетовым, а значит Chime все равно выиграет от бесплатной кредитки. В похожей ситуации находится рынок СНГ. Размер сбора позволяет клиентам Тинькофф и monobank получать кэшбэк. А вот в Европе по закону он не может быть больше 0,2-0,3%. Отсюда делаем вывод, что там необанки не могут на этом много заработать. Этому тезису легко найти подтверждение. Например, Revolut и N26 основные деньги зарабатывают на премиум подписках.

Остаются еще два источника дохода:

  • Комиссии за снятие средств в сторонних банкоматах

Хотя бесплатная сеть включает более 40 тысяч банкоматов, иногда такие ситуации все же случаются и Chime с радостью забирает свои $2,5 с операции. Согласно информации полученной Axios, стартап делает 21% выручки за счет этого.

  • Проценты по вкладам

Стартап зарабатывает на этом, но подробности такого сотрудничества неизвестны. Возможно, что крупные банки платят за открытие счетов, а может делятся процентным доходом.

Маркетинг

Контент в социальных сетях

Всегда интересно посмотреть на продвижение сложных продуктов в местах, куда люди заходят, чтобы посмеяться и расслабиться. У Chime по сравнению с конкурентами аудитория в социальных сетях сильно больше. Он присутствует в тройке: facebook, twitter, instagram, но контент везде одинаковый — посты просто дублируются. А вот сами способы вовлечения интересны. Например, разыгрывают деньги, проводят конкурсы на создание финансовых целей и не упускают инфо поводов.

Недавний вирусный мем с Берни Сандерсом facebook.com/chime
Недавний вирусный мем с Берни Сандерсом facebook.com/chime

Cпонсорская программа

Chime является спонсором баскетбольного клуба — Dallas Maverics. Клубом владеет миллиардер Марк Кьюбан. Благодаря контракту логотип Chime красуется на майках спортсменов. Помимо этого Chime организует благотворительные мероприятия для фонда при баскетбольном клубе. На сайте про это есть отдельная страничка.

Гостевая форма клуба Dallas Maverics mavs.com
Гостевая форма клуба Dallas Maverics mavs.com

Коллаборации со звездами

Кроме программы инфлюенсеров, Chime открыт для сотрудничества со звездами. В 2020 году стартап запустил текстовый курс по финансовой грамотности совместно с рэпером 21 Savage.

Трейлер курса

Сам курс можно посмотреть бесплатно здесь.

По типу взаимодействия становится понятно, что Chime ориентируется на молодых людей от 18 до 30 лет. Стартапу очень нужны люди, которые оплачивают покупки только картами, ведь на этом держится весь бизнес.

Что еще?

Конкуренты и положение на рынке

Мировой рынок необанков в 2020 году оценивался в $35 млрд, а согласно прогнозу Grand View Research, объем достигнет $47 млрд уже в 2021 году. На графике ниже мы видим, что Chime идет с огромным отрывом от своих конкурентов. Зная продукт стартапа, мы понимаем, что это не случайность.

Результаты по клиентам в США:

У Robinhood большая клиентская база. Если он сделает упор на банкинг, то у него есть шансы побороться с Chime. forbes.com
У Robinhood большая клиентская база. Если он сделает упор на банкинг, то у него есть шансы побороться с Chime. forbes.com

Cтранно, что в графике не учитывали приложение Cash App от Square, где 7 миллионов клиентов владеют дебетовой картой.

Еще из исследования мы узнаем, что в январе 2020 года только 4% поколения зумеров и миллениалов рассматривали необанк в качестве основного счета, а к декабрю 2020 года этот показатель вырос до 15%. Из всех американцев только 11% используют онлайн банк, как основной.

Как изменился рынок за год

Крупные банки потеряли 7% рынка и этот кусок забрали себе банки, как Chime forbes.com
Крупные банки потеряли 7% рынка и этот кусок забрали себе банки, как Chime forbes.com

Клиенты крупных банков

На графике ниже количество клиентов, использующих банк, как основной.

В сравнении с гигантами становится понятно, насколько Chime большой. Почти 8 миллионов используют его как основной.  forbes.com
В сравнении с гигантами становится понятно, насколько Chime большой. Почти 8 миллионов используют его как основной.  forbes.com

Одна из причин такого доминирования Chime над другими необанками кроется в процентной ставке по депозиту. Она находится на уровне крупных банков, что ставит его в один ряд с ними при выборе.

Как влияют финансовые сервисы на людей

Среди клиентов банков был проведен опрос. Вопрос звучал так: В какой степени ваш основной банк помогает поднять эффективность и улучшить финансовое здоровье? Сколько людей ответили, что показатели улучшаются:

Тут Chime попадает в тройку лидеров. То есть клиенты ощущают реальные изменения forbes.com
Тут Chime попадает в тройку лидеров. То есть клиенты ощущают реальные изменения forbes.com

Итоги

И хотя сейчас Chime абсолютный лидер среди необанков, расслабляться ему точно не стоит, ведь крупные банки не собираются сдавать этот бой и будут адаптироваться к новым условиям.

Классические банки все еще очень привлекательны для пользователей blog.apptopia.com
Классические банки все еще очень привлекательны для пользователей blog.apptopia.com

Будем следить за ситуацией и делиться с вами. Спасибо что прочитали материал!

Newton — молодая команда, которая делает финансовые продукты. Чтобы быть в курсе трендов, мы регулярно изучаем западный рынок и хотим делиться этим с сообществом.

4343
32 комментария

Chime предлагает получить деньги раньше на 2 дняЯ вижу эту формулировку в каждом первом банке в US. Откуда эта история про 2 дня появилась вообще? Есть два разных протокола для direct deposit и все приличные банки реализовали работу с новым протоколом и теперь это часть маркетинга?

2
Ответить

Возможно так и есть. Secured credit Card тоже не новинка, но Chime это подает так, будто это настоящая инновация. К тому же, люди в СНГ пространстве не знают про это, поэтому было интересно разобраться и рассказать. 

2
Ответить

Иностранцам дают карту без личного присутствия? 

1
Ответить

Да, но это противоречит договору.
У них в договоре есть требование быть резидентом США.

2
Ответить

Так и есть. Клиент заполняет форму на сайте и карточку отправляют по почте. 

1
Ответить

Похожая проблема с кредитными картами. Процент по ним довольно высокий.У любого классического банка % по кредитам будет ниже, т.к. фондирование дешевле. Это легко проверить на практике для любой страны

Ответить

Отличная статья!
Что автор думает про перспективы развития "необанков" на российском рынке?

Ответить