Музеи, которые меняют правила, или Как история, искусство и наука становятся социальным бизнесом

Культура может быть прибыльной, не теряя социальной миссии

В России частные музеи не просто хранят коллекции экспонатов — они превращают прошлое в приключение, искусство — в диалог, а науку — в увлекательный интерактив. На собственные средства и зачастую вообще без участия государственного финансирования такие проекты спасают заброшенные памятники, создают среду для свободного творческого развития и доказывают: культура может быть прибыльной, не теряя социальной миссии.

«Петровские корабли»: оживление истории через взаимодействие

Музеи, которые меняют правила, или Как история, искусство и наука становятся социальным бизнесом

Открывшийся в 2019 году в Воронеже музей «Петровские корабли» — настоящая машина времени. Здесь петровские реформы изучают не по учебникам — их проживают. Гости стоят за штурвалом на «Детской палубе», погружаются в историю строительства кораблей в «Гроте легенд» и примеряют треуголки и мундиры XVIII века в «Кают-компании».

Основатель музея Сергей Наумов поясняет свой подход: «Экспонаты в музее, в своем большинстве, находятся на уровне глаз подростка и на таком расстоянии, когда кажется, что к предмету можно прикоснуться. А ко многим предметам — действительно можно. У людей пропадает барьер восприятия музея как чего-то непонятного, холодного, неживого. Наши гости начинают чувствовать, что история имеет к ним отношение, это и про них тоже».

Сотрудничество с экспертами и реконструкторами гарантирует: каждый предмет, будь то макет ружья или деталь мундира, проходит проверку на соответствие эпохе.

Еще на старте проект поддержал Фонд «Наше будущее», предоставив беспроцентный заем на пять лет. И это стало отличным стимулом для развития.

Этим летом в Каширском районе Воронежской области откроется первая локация нового большого тематического парка «Дикое поле», — музейная тема получит развитие под открытым небом. В июле на территории парка планируется проведение масштабного фестиваля, основой для которого стал опыт «Петровских кораблей».

«Арткоммуналка. Ерофеев и Другие»: диалог эпох в стенах коломенской коммуналки

Дом в Коломне, где обосновался музей-резиденция «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие», примечателен тем, что именно здесь, в винном отделе гастронома «Огонёк», Веничка Ерофеев навсегда перестал быть студентом и стал чернорабочим. Интерьеры воссоздают обстановку коммунальной квартиры 60-х годов XX века. Все предметы подлинные. Здесь же в выставочном зале представлены работы арт-резидентов — художников и литераторов, на конкурсной основе проживающих в музее в течение года.

По словам директора музея-резиденции «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие» и арт-директора музейного кластера «Коломенский посад» Екатерины Ойнас, это место сочетает две функции. Оно служит центром сохранения памяти о жизни коломенцев в середине ХХ века. Одновременно площадка является пространством для современных художественных практик. «Эстетика прошлого пробивается через высказывания наших авторов, — отмечает Екатерина. — Их творчество становится призмой, через которую мы смотрим на сегодняшний мир».

Благодаря «Арткоммуналке» и другим частным музеям Коломна стала одним из тех российских городов, чей рост напрямую связан с музейным драйвом. В кластере «Коломенский посад» нашли ключ к современному прочтению культурного наследия. Сегодня проект, родившийся из одного частного музея, создает десятки рабочих мест, привлекает тысячи туристов и аккумулирует средства на развитие городской инфраструктуры и сохранение артефактов прошлого.

Музей «Кварки»: физика в режиме живого диалога

Музеи, которые меняют правила, или Как история, искусство и наука становятся социальным бизнесом

Нижегородский музей «Кварки» превращает законы физики в захватывающее шоу. Здесь можно не только понаблюдать за экспериментами, но и создать торнадо в колбе, поиграть на терменвоксе или разгадать оптические иллюзии. Каждый из 140 интерактивных объектов становится мостом между наукой и эмоциями.

Учредитель музея Елизавета Зимнякова объясняет философию музея: «Каждый экспонат должен в первую очередь удивлять, вызывать восторг и недоумение, показывать что-то неожиданное, невероятное или эффектно демонстрировать красоту инженерных решений».

В 2015 году музей одним из первых получил сертификат социального предприятия от Фонда «Наше будущее», а в 2018 — беспроцентный заем на модернизацию. Это позволило усилить образовательную составляющую и организовать системное сотрудничество со школами: сегодня более половины посетителей музея — школьные классы. Некоторые посещают музей ежегодно на протяжении нескольких лет. При этом для детей объяснения адаптируют, для взрослых углубляют, сохраняя баланс между доступностью и научной строгостью.

В чем сила?

Появление первых частных музеев нередко встречало скепсис культурного сообщества: по силам ли частной инициативе тягаться с государственными фондами и возможностями в целом? И всё же преимущества есть. Например, в музеях федерального и регионального подчинения даже такие мелочи, как пошив костюма, требуют множества согласований. «Это лишает организацию оперативности. Частные проекты зависят только от себя», — говорит Сергей Наумов.

Еще один плюс — экономика строится на заработанных средствах, что стимулирует к поиску нестандартных подходов. Например, замечает Екатерина Ойнас, сезонное падение спроса компенсируется гибким управлением ресурсами и привлечением грантового и благотворительного финансирования.

Нередко именно отсутствие подушки безопасности заставляет быть изобретательными, добавляет Елизавета Зимнякова: каждый посетитель становится ценностью, а его мнение — вектором для развития.

Выручает и поддержка корпораций и частного капитала. Причем — не только финансовая. Так, во время пандемии Фонд «Наше будущее» дал музею «Петровские корабли» рекомендации по маркетингу и стратегии развития в существующих реалиях. Это помогло построить траекторию восстановления и роста.

Социальная миссия: Не благотворительность, а инвестиция

Музеи, которые меняют правила, или Как история, искусство и наука становятся социальным бизнесом

Частные музеи России всё чаще доказывают, что качественные социальные инициативы — это не разовая помощь, а долгосрочные вложения в общество. «Петровские корабли» совмещают историю с инклюзивными практиками. Здесь проводят экскурсии для людей с ОВЗ и занятия по 3D-моделированию, где ребята создают макеты кораблей: от эскиза до готового объекта. Это превращает музей в пространство равных возможностей. А участие в федеральных выставках вроде экспозиции в Совете Федерации укрепляет региональную идентичность.

Коломенская «Арткоммуналка» вплетает социальные проблемы в культурный контекст. Уличная выставка-путешествие «Коммунальная Одиссея», созданная на основе архивов устной истории и фотографий жителей Коломны, возвращает горожанам их собственные воспоминания, делая их частью культурного ландшафта города. Проект «Коломенский конструктивизм» привлекает внимание к заброшенным памятникам авангардной архитектуры 1930-40-х годов.

Нижегородский музей «Кварки» превращает науку в демократичное пространство. Цены на билеты здесь ниже среднерыночных, малообеспеченные семьи получают скидки, а баланс между доступностью и развитием поддерживается за счет корпоративных мероприятий и грантов. Новые экспонаты, от оптических иллюзий до моделей крыла самолета, создаются при участии партнеров, а выездные выставки на фестивалях расширяют аудиторию.

Инклюзивные мастер-классы, сохранение локальной памяти или популяризация науки создают не просто эмоциональный отклик, а формируют среду, где культура становится инструментом общественных изменений. Инвестируя в людей, музеи получают взамен не только лояльность аудитории, но и новое качество диалога с обществом — то, что невозможно измерить сборами в билетных кассах.

1
2 комментария