6 шагов для построения удаленного отдела продаж
В 2020 году, как никогда, пригодился мой многолетний опыт по запуску удаленных отделов продаж. По сути – это удаленные call-центры, которые закрывают на встречу или на продажу. За 2020 год я запустил 17 удаленных отделов продаж в 17 различных направлениях.
Среди них:
- IT-обслуживание
- Инвестиционная управляющая компания
- Робототехника
- Строительство загородных домов
- Event агентство
- Одежда опт
- Автосалон
- Недвижимость
- Разработка ПО
- Маркетинговое агентство
- Производство окон
- Инжиниринговый компания
- Ресторан
- Медицинское Оборудование
- Технический надзор
- Бизнес-конференции
- Юридические услуги, банкротства
Вот та последовательность из 6 шагов, которую я использую:
- Поиск и найм менеджеров
- Собеседование и отбор лучших соискателей
- Написание скриптов и регламентов
- Обучение и тренировка кандидатов
- Работа с базой, календарем и СRМ
- Контроль за показателями
Шаг № 1. Поиск и найм менеджеров
Я целенаправленно искал людей на позицию менеджера по продажам или колл-менеджера. Вакансию размещал на Авито, Workzilla, Worki. Сервис Workzilla давал лучший результат. Приходило по 100 откликов в неделю. Вторым по результативности ресурсом был Worki. Его удобство в том, что в ответ на отклик можно автоматически отправить анкету для соискателя. С Авито работать было неудобно, так как требовалась связь с кандидатом по телефону. Поэтому я выбрал сервисы Workzilla и Worki.
На скриншоте виден текст вакансии. Возьмите его за основу и адаптируйте под свои требования. После отклика соискателя, ему направлялась анкета, в которой был ряд обязательных вопросов:
- Есть ли у вас опыт работы call-менеджером?
- Есть ли у вас опыт работы в call -центре?
- Есть ли у вас опыт в продажах?
- Что продавали?
- Укажите значимые результаты, которых вы достигли на последних 3 местах работы
- Кто может подтвердить эту информацию?
Ответы на эти вопросы дают нам представление о том, какой опыт есть у кандидата. На основе этих ответов классифицируем соискателей по категориям: кого рассматривать в приоритете, кого в последнюю очередь, а кого не рассматривать вовсе.
Ознакомиться и скачать полную анкету, которую я использовал, можно здесь.
Шаг № 2. Собеседование и отбор лучших соискателей
Так как мы работаем над построением удаленного отдела продаж, то и собеседование я проводил по телефону. На основные вопросы кандидат отвечал в анкете, а на собеседовании я повторял некоторые из них, чтобы сверить ответы. Если ответы по телефону не совпадают, то есть вероятность, что кандидат врет.
Обязательные вопросы на собеседовании:
- Что продавали?
- Сколько в среднем звонков делали в день?
- Сколько было дозвонов?
- Что было вашим конечным продуктом (назначить встречу или продать?)
- Сколько назначали встреч в месяц?
- Сколько делали продаж в месяц?
- Какие возражения встречали чаще всего?
- Как на них отвечали?
- Что делали, если не выполняли план?
Ответы на эти вопросы также дают представление о соискателях и помогают отсеять неадекватных и пассивных.
Шаг № 3. Написание скриптов и регламентов
Скрипты, как правило, прописываю сам. Во время интервью с собственником бизнеса, генеральным или коммерческим директором, я вытаскиваю главные смысловые «пули» и уникальные преимущества продукта или услуги, а потом упаковываю их в скрипты.
Для меня скрипт — это не заученный текст: «Здравствуйте, меня зовут Василий, я предлагаю взаимовыгодное сотрудничество…». Скрипт — это сценарий разговора, благодаря которому человек на том конце провода за 2 минуты поймет, почему нужно работать именно с вами и вашей компанией. В основном эти аргументы понимают именно руководители.
Моя задача вытащить из руководителей эту матрицу, перевести ее на человеческий язык и внедрить, инсталлировать в голову новичку. Только тогда он расскажет о продукте или услуге так же хорошо, как это делает, например, коммерческий директор.
Моя задача клонировать собственника таким образом, чтобы сотрудники говорили лучше, чем собственник. И такое было в практике неоднократно.
Шаг № 4. Обучение и тренировка кандидатов
Первое, с чего начинаю обучение, объясняю кандидатам суть скрипта и почему он написан именно так. Читаем его несколько раз вслух, и я даю комментарии по поводу выражения, интонации, скорости, громкости. Потом читаем и репетируем работу с возражениями. Есть и домашнее задание: прочитать текст скрипта минимум 10 раз вслух и пересказать одному из членов семьи, чтобы тот понял суть продукта или услуги. На следующий день процесс повторяем.
Шаг № 5. Работа с базой, календарем и СRМ
База, как правило, есть либо нахожу ее под запрос в своих источниках. Работа с базой предполагает просев информации, поэтому всю базу не заносим в СRМ. Просеиваем ее, как руду, а в СRМ заносим только тех клиентов, с которыми назначили встречу.
Также назначенную встречу заносим в общий календарь Google, где ее видит менеджер, который идёт на встречу. Он видит, с кем назначена встреча, кто контактное лицо, адрес, комментарий call-менеджера, оборот компании. Для работы с базой используем телефонию sipuni. Она ведёт статистику и запись разговоров.
Шаг № 6. Контроль за показателями
Каждый день call-менеджер ведет таблицу в Google Docs, где записывает свои показатели:
- Сколько звонков сделал
- Сколько было дозвонов до секретаря
- Сколько раз дозвонился до ЛПРа
- Сколько назначил встреч
- Сколько встреч состоялось
- На какую сумму было выставлено коммерческих предложений
- На какую сумму продали
Если показатели устраивают, провожу планёрку раз в неделю по пятницам. Если показатели не устраивают, смотрю, где именно происходит провисание показателей. Например, менеджер не может пройти секретаря. Возможно, не получается договориться о встрече. Или не знает, как ответить на возражения. На этом этапе я докручиваю скрипты. В целом весь процесс отработки скриптов занимает две-три недели.
Кейсы по работе удаленного отдела продаж
Как проводилась работа отдела продаж, вы уже прочитали, поэтому сейчас приведу статистику нескольких компаний, с которыми я сотрудничал.
Компания по производству окон:
Прозвонили 400 контактов (монтажных бригад)
Назначили 80 встреч
Провели 40 встреч за один месяц
Получили 4 постоянных заказчика на окна.
Агентство недвижимости:
Прозвонили 800 контактов
Назначили 80 встреч
Провели 40 встреч
Взяли в рекламу 10 объектов
Строительство загородных домов:
Конверсия из заявки на встречу была 5% , стала 90%
Вот так, используя эту инструкцию, вы за две-три недели запустите удалённый отдел продаж в своей компании. Когда большая и, казалось бы, сложная задача разделена на мелкие элементы, выполнить ее становится намного проще.