6 шагов для построения удаленного отдела продаж

Запуск и прокачка отдела продаж Владимир Калинин
Запуск и прокачка отдела продаж Владимир Калинин

В 2020 году, как никогда, пригодился мой многолетний опыт по запуску удаленных отделов продаж. По сути – это удаленные call-центры, которые закрывают на встречу или на продажу. За 2020 год я запустил 17 удаленных отделов продаж в 17 различных направлениях.

Среди них:

  • IT-обслуживание
  • Инвестиционная управляющая компания
  • Робототехника
  • Строительство загородных домов
  • Event агентство
  • Одежда опт
  • Автосалон
  • Недвижимость
  • Разработка ПО
  • Маркетинговое агентство
  • Производство окон
  • Инжиниринговый компания
  • Ресторан
  • Медицинское Оборудование
  • Технический надзор
  • Бизнес-конференции
  • Юридические услуги, банкротства

Я уверен, нет ни одной сферы, где бы ни подошел алгоритм запуска удаленного отдела продаж, о котором пишу здесь и в своих аккаунтах. Благодаря четкой схеме, в некоторых направлениях конверсия в продажу выросла с 5% до 90%.

Вот та последовательность из 6 шагов, которую я использую:

  • Поиск и найм менеджеров
  • Собеседование и отбор лучших соискателей
  • Написание скриптов и регламентов
  • Обучение и тренировка кандидатов
  • Работа с базой, календарем и СRМ
  • Контроль за показателями

Шаг № 1. Поиск и найм менеджеров

Я целенаправленно искал людей на позицию менеджера по продажам или колл-менеджера. Вакансию размещал на Авито, Workzilla, Worki. Сервис Workzilla давал лучший результат. Приходило по 100 откликов в неделю. Вторым по результативности ресурсом был Worki. Его удобство в том, что в ответ на отклик можно автоматически отправить анкету для соискателя. С Авито работать было неудобно, так как требовалась связь с кандидатом по телефону. Поэтому я выбрал сервисы Workzilla и Worki.

Текст вакансии Владимир Калинин
Текст вакансии Владимир Калинин

На скриншоте виден текст вакансии. Возьмите его за основу и адаптируйте под свои требования. После отклика соискателя, ему направлялась анкета, в которой был ряд обязательных вопросов:

  • Есть ли у вас опыт работы call-менеджером?
  • Есть ли у вас опыт работы в call -центре?
  • Есть ли у вас опыт в продажах?
  • Что продавали?
  • Укажите значимые результаты, которых вы достигли на последних 3 местах работы
  • Кто может подтвердить эту информацию?

Ответы на эти вопросы дают нам представление о том, какой опыт есть у кандидата. На основе этих ответов классифицируем соискателей по категориям: кого рассматривать в приоритете, кого в последнюю очередь, а кого не рассматривать вовсе.

Ознакомиться и скачать полную анкету, которую я использовал, можно здесь.

Шаг № 2. Собеседование и отбор лучших соискателей

Так как мы работаем над построением удаленного отдела продаж, то и собеседование я проводил по телефону. На основные вопросы кандидат отвечал в анкете, а на собеседовании я повторял некоторые из них, чтобы сверить ответы. Если ответы по телефону не совпадают, то есть вероятность, что кандидат врет.

Обязательные вопросы на собеседовании:

  • Что продавали?
  • Сколько в среднем звонков делали в день?
  • Сколько было дозвонов?
  • Что было вашим конечным продуктом (назначить встречу или продать?)
  • Сколько назначали встреч в месяц?
  • Сколько делали продаж в месяц?
  • Какие возражения встречали чаще всего?
  • Как на них отвечали?
  • Что делали, если не выполняли план?

Ответы на эти вопросы также дают представление о соискателях и помогают отсеять неадекватных и пассивных.

Шаг № 3. Написание скриптов и регламентов

Скрипты, как правило, прописываю сам. Во время интервью с собственником бизнеса, генеральным или коммерческим директором, я вытаскиваю главные смысловые «пули» и уникальные преимущества продукта или услуги, а потом упаковываю их в скрипты.

Для меня скрипт — это не заученный текст: «Здравствуйте, меня зовут Василий, я предлагаю взаимовыгодное сотрудничество…». Скрипт — это сценарий разговора, благодаря которому человек на том конце провода за 2 минуты поймет, почему нужно работать именно с вами и вашей компанией. В основном эти аргументы понимают именно руководители.

Моя задача вытащить из руководителей эту матрицу, перевести ее на человеческий язык и внедрить, инсталлировать в голову новичку. Только тогда он расскажет о продукте или услуге так же хорошо, как это делает, например, коммерческий директор.

Моя задача клонировать собственника таким образом, чтобы сотрудники говорили лучше, чем собственник. И такое было в практике неоднократно.

Шаг № 4. Обучение и тренировка кандидатов

Первое, с чего начинаю обучение, объясняю кандидатам суть скрипта и почему он написан именно так. Читаем его несколько раз вслух, и я даю комментарии по поводу выражения, интонации, скорости, громкости. Потом читаем и репетируем работу с возражениями. Есть и домашнее задание: прочитать текст скрипта минимум 10 раз вслух и пересказать одному из членов семьи, чтобы тот понял суть продукта или услуги. На следующий день процесс повторяем.

Шаг № 5. Работа с базой, календарем и СRМ

База, как правило, есть либо нахожу ее под запрос в своих источниках. Работа с базой предполагает просев информации, поэтому всю базу не заносим в СRМ. Просеиваем ее, как руду, а в СRМ заносим только тех клиентов, с которыми назначили встречу.

Также назначенную встречу заносим в общий календарь Google, где ее видит менеджер, который идёт на встречу. Он видит, с кем назначена встреча, кто контактное лицо, адрес, комментарий call-менеджера, оборот компании. Для работы с базой используем телефонию sipuni. Она ведёт статистику и запись разговоров.

Шаг № 6. Контроль за показателями

Каждый день call-менеджер ведет таблицу в Google Docs, где записывает свои показатели:

  • Сколько звонков сделал
  • Сколько было дозвонов до секретаря
  • Сколько раз дозвонился до ЛПРа
  • Сколько назначил встреч
  • Сколько встреч состоялось
  • На какую сумму было выставлено коммерческих предложений
  • На какую сумму продали

Если показатели устраивают, провожу планёрку раз в неделю по пятницам. Если показатели не устраивают, смотрю, где именно происходит провисание показателей. Например, менеджер не может пройти секретаря. Возможно, не получается договориться о встрече. Или не знает, как ответить на возражения. На этом этапе я докручиваю скрипты. В целом весь процесс отработки скриптов занимает две-три недели.

Кейсы по работе удаленного отдела продаж

Как проводилась работа отдела продаж, вы уже прочитали, поэтому сейчас приведу статистику нескольких компаний, с которыми я сотрудничал.

Компания по производству окон:

Прозвонили 400 контактов (монтажных бригад)

Назначили 80 встреч

Провели 40 встреч за один месяц

Получили 4 постоянных заказчика на окна.

Агентство недвижимости:

Прозвонили 800 контактов

Назначили 80 встреч

Провели 40 встреч

Взяли в рекламу 10 объектов

Строительство загородных домов:

Конверсия из заявки на встречу была 5% , стала 90%

Вот так, используя эту инструкцию, вы за две-три недели запустите удалённый отдел продаж в своей компании. Когда большая и, казалось бы, сложная задача разделена на мелкие элементы, выполнить ее становится намного проще.

1 комментарий

Легко придание, только вериться с трудом! Всё хорошо описано, удаленная работа, написаные скрипты, а мотивация, и как цель конечного продукта деньги где? Зп менеджеров, расходы на связь, прочие расходы. Базы все перепроданы в тысячи раз, никто уже на телефон не ведётся.

1
Ответить