5 красных флагов в текстах вакансий: с какими компаниями не стоит связываться
Что скрывают за панибратством, печеньками, стрессоустойчивостью и капслоком
Описания вакансий на карьерных сайтах — не просто список обязанностей и предложений кандидатам. Часто по их содержанию можно заранее понять, какая атмосфера и условия могут ждать на потенциальном месте работы. Об этом в тексте говорят бликфанги — ключевые слова и фразы, выдающие эти особенности. Многие из них могут быть красными флагами, которые заранее предостерегут от общения с нерелевантным работодателем.
Умение правильно читать вакансии — полезный навык, который поможет сохранить силы и время при поиске работы. Расскажу о пяти главных красных флагах в этих текстах в формате ключевого сообщения, которое компания непроизвольно сообщает соискателям, и набора бликфангов к нему.
Ключевое сообщение №1: Мы будем в твоей жизни все свободное (и несвободное) время
Бликфанги: быть на связи 24/7, возможны переработки (редко), работа в праздничные и выходные дни, стрессоустойчивость, умение работать в команде.
Слова и фразы выше — частый набор требований в вакансиях, и за ними скрывается либо ненормированный график с переработками, либо токсичный руководитель и команда, либо все вместе. Но самый неоднозначный термин из списка — стрессоустойчивость — может означать все, что угодно: я дважды выходила на позиции с таким требованием, и все опасения насчет переработок и токсичной атмосферы оправдывались. Если позиция и компания интересны, то можно попытать счастья в общении с HR-менеджером и выяснить суть подводных камней.
А еще, чтобы понять общий уровень стресса в компании или команде, нужно внимательно слушать нанимающего менеджера на собеседовании и подмечать красные флаги в речи. Эту тему я раскрою в ближайших статьях.
Ключевое сообщение №2: Мы не профессионалы, и у нас хаос
Бликфанги: список обязанностей — на двух страницах, или наоборот — в две-три строчки; присутствуют обязанности, которые не относятся к позиции; ошибки в словах, нет единого стиля.
Непрофессиональным подходом к поиску сотрудников и ошибками в вакансиях обычно грешат небольшие компании: у них нет ресурсов и желания вкладываться в развитие персонала. Я называю такие компании «брошенными» — руководители слабо вовлекаются в операционные дела, и рядовые сотрудники действуют по наитию. Чаще всего так складывается исторически и не меняется годами.
Эти компании ищут людей, которые работали в схожей атмосфере, или наоборот — сильных профессионалов, которые приведут дела в порядок. Таким они даже готовы хорошо платить.
Кому подойдет?
Для тех, кто готов выстраивать процессы своими руками и менять систему — это отличное место, чтобы проявить себя.
Ключевое сообщение №3: Мы мимими, но на этом все 🙂
Бликфанги: дружный коллектив, печеньки в офисе, насыщенная корпоративная жизнь, пиво и вино по пятницам, интересные задачи.
Насыщенной корпоративной жизнью и приятной атмосферой в коллективе кичатся компании, которым больше нечего предложить соискателям. Обычно это микробизнес, агентства или «заброшенные» организации, в которых руководство слабо вовлекается в дела. Они не вкладываются в заработные платы и другие плюшки типа ДМС, потому что дешевле купить печенье в офис. И не важно, что в 2025 году для организаций с офисным форматом работы угощения на кухне — норма.
Есть и плюсы: в таких компаниях обычно собираются милые люди, готовые посидеть на обеде подольше и уйти домой ровно в шесть часов вечера. Они любезны, и с удовольствием примут любую инициативу, потому что у самих их нет: они получают заработную плату ниже рынка и работают здесь ради спокойствия, а не денег и результатов. В такой атмосфере будет тяжело амбициозным карьеристам, готовым усердно трудиться за достойный оклад и бонусы.
Кому подойдет?
Такие компании станут хорошим местом, если нужно «пересидеть» сложный этап в карьере — я как-то работала в подобной около двух лет, но ушла из-за отсутствия перспектив.
Ключевое сообщение №4: Хей, мы ищем только единомышленников — остальные идут мимо
Бликфанги: панибратство, «нам нужны / не нужны такие-то», мысли вслух, много информации про компанию и ее достижения, текст от имени определенного сотрудника: СЕО или нанимающего менеджера.
Стартапы и небольшие компании с сильно вовлеченным в дела СЕО часто (или даже всегда) ищут людей со схожим команде вайбу — так мне однажды сказала HR-менеджер подобной организации. Для них важно не только эффективно работать вместе: нужно быть готовым ходить с коллегами в бар по пятницам, выезжать тусоваться за город, и параллельно обсуждать рабочие вопросы.
В таких компаниях тяжело работать не единомышленникам еще и потому, что часто люди в них чувствительные и принимают альтернативные мнения болезненно. Поэтому руководители ищут похожих на себя сотрудников вплоть до личных интересов: «Кандидат не пьет латте на кокосовом молоке? Тут что-то не то» 🙂
Еще это тот самый тип компаний, которые любят собирать всю команду на собеседовании для оценки кандидата — об этом тоже в следующей статье.
Кому подойдет?
Тем, кто ищет больше, чем работу.
История соискателя:
«Как-то я искал работу таргетологом. Особых пожеланий не было — хотел хорошую зарплату по своим навыкам и нетоксичное руководство, чтобы спокойно выполнять задачи. Прошел в одну компанию, которая разрабатывает приложение для знакомств — помню они много говорили про свою команду, СЕО, как любят вместе собираться где-то. Я сам скорее интроверт, тяжело схожусь с людьми, но тогда не обратил на это внимание.
Работал нормально, зарплата и руководитель устраивали, но меня постоянно тянули на какие-то тусовки. Каждую пятницу по вечерам команда собиралась выпить в офисе, часто вместе с СЕО, на длинные выходные летали тусить за границу. У меня не было на это энергии и ресурсов. Через какое-то время я даже понял, что оторвался от коллектива, при этом отношения с руководителем были нормальные.
Позже часть коллег резко повысили, и было не совсем понятно, за что. Я только знал, что они на всех тусовках бывают и дружат со всеми, кем надо. На тот момент я уже задумался о росте, но понимал, что в такой компании я его не получу. Через какое-то время ушел».
Ключевое сообщение №5: Мы авторитарные, бюрократичные, и можем ПОКУСАТЬ
Бликфанги: капслок, официальный стиль с канцеляризмами, нет блока с предложением по вакансии, без сопроводительного письма и портфолио кандидатуру не рассматривают, удаленный и гибридный формат работы не рассматривают (только ОФИС).
Когда читаешь тексты таких вакансий, кажется, что на тебя уже давят: в чем-то обвиняют или чего-то требуют. На работе будет то же самое, потому что в компании еще руководствуются наследием советского прошлого. Его отличительные черты: постоянные манипуляции, повышенный тон общения, игнорирование, пренебрежение. Есть еще в 2025 году такие «динозавры».
Ищут в подобные компании людей, способных работать в этой системе, либо мягкотелых и исполнительных, чтобы манипулировать ими (и они позволят это делать). Если вы не один из этих типов, делать там нечего.
С кем можно начать общение
Если красных флагов в вакансии нет, то смотрим на следующие характеристики текста:
- он в меру деловой, но дружелюбный;
- все смысловые блоки четко обозначены: обязанности, требования, предложения;
- все обязанности и требования четкие, понятные, относящиеся к делу и специальности;
- блок с предложениями начинается с информации о заработной плате, бонусах, оформлении. Остальные бенефиты — в конце;
- идеально, если компания начинает описание с блока предложений, а потом переходит к обязанностям и требованиям.
Текст в порядке — можно начать общение.
Делитесь своими удачными и не очень историями общения с работодателями — что не приемлете в вакансии, а с чем готовы мириться. Пишите в комментариях 🙂
Ближайшие темы блога (подписывайтесь, если они нужны):
- Где искать работу в 2025 году? Разбираю 3 популярных варианта
- Красные флаги на собеседованиях: куда не стоит продолжать отбор