История футбольного клуба RB Leipzig: как, вопреки всему, правильный менеджмент приводит к успеху

Компанию Red Bull представлять не стоит. Отдел маркетинга компании уделяет особое внимание спорту, и в настоящий момент Red Bull владеет 15 командами в 11 видах спорта, не считая бессчетных мероприятий в сфере экстрима. Но один их проект особенно крут, и этот кейс я рассматривал для своего телеграм-канала, а теперь хочу поделиться им и тут.

Уверен, что когда-нибудь мы с вами посмотрим супер мотивирующий фильм об истории команды RB Leipzig. А пока что давайте узнаем, как можно с нуля создать клуб, который добьется высот в европейском футболе – в максимально конкурентной спортивной среде за суперкороткий срок.

Поехали.

История футбольного клуба RB Leipzig: как, вопреки всему, правильный менеджмент приводит к успеху

В четверке лучших в Европе.

По итогам сезона Лиги Чемпионов 19/20 команда RB Leipzig попала в четверку самых сильных команд Европы. Для команды, которой всего лишь одиннадцать лет, это – результат не имеющий аналогов в футбольной истории. За семь лет они прошли путь из низшего дивизиона Германии на самый верх через аж пять лиг, и сразу же в первом сезоне Бундеслиги заняли второе место.

Чтобы успеть это все за семь лет, необходимо каждый год прогрессировать невероятными темпами. Как они это сделали?

Урок 1. Как менеджмент Red Bull выбирал город для проекта футбольной команды.

После «спринта» по городам Германии, выбор Red Bull пал на Лейпциг. Экономический и фанатский потенциал был огромен. К тому же, на большом расстоянии от города не было команд из высшего дивизиона, что еще больше увеличивало возможность привлечения спонсоров и болельщиков.

История футбольного клуба RB Leipzig: как, вопреки всему, правильный менеджмент приводит к успеху

Бундеслига – высший дивизион чемпионата – самая посещаемая футбольная лига в Европе (в среднем 44 000 человек за матч), а в Лейпциге пустовал построенный для чемпионата мира в Германии 2006 года стадион, вместимостью 40 000 человек.

Давайте отложим в наш карман «уроков бизнеса от RB Leipzig» пункт номер один – хорошенько проанализируйте рынок, прежде чем запускаться.

Менеджмент Red Bull сделал идеальный выбор.

Урок 2. Как, не имея денег, обеспечить себя футболистами уровня топ-клубов?

В 2009 году, когда проект только начинался, СМИ неофициально называли трансферный бюджет: €100 млн на 10 лет. По современным меркам футбола это смехотворная сумма, но вполне достаточно, чтобы создать сильную команду скаутов. Что решает сделать Red Bull? Клуб не покупает игроков старше 25 лет, предпочитая вкладываться в молодых футболистов. На сегодняшний день У RB Leipzig уже есть кейсы покупки молодых игроков за $1.5 млн и дальнейшей продажи их за $50 млн.

Главный тренер команды — Юлиан Нагельсман, которому 33 года.

Он является самым молодым главным тренером в истории чемпионата Германии (он начал в 28 лет) и самым молодым тренером в истории Лиги Чемпионов (стал им в 32 года), самого престижного клубного турнира в мире.

Юлиан Нагельсман - тренер команды RB Leipzig
Юлиан Нагельсман - тренер команды RB Leipzig

Уверен, что при старте этого проекта сотни людей крутили пальцем у виска. Но менеджмент сделал ставку на «молодых и талантливых», и стратегия сработала.

Имеем бизнес-урок номер 2 от RB Leipzig: «если денег недостаточно, чтобы идти по стандартным сценариям, то включайте креатив и ищите нестандартные решения задач».

Может быть, денег сначала и не было, но когда стало получаться – деньги пришли сами. в 2014 году, после выхода во второй дивизион, клуб заключил долгоиграющий (до 2025 года) контракт с Nike, а спонсорский пул команды пополнили Volkswagen и букмекерская компания Tipico. Партнером клубных программ детского футбола стал Porsche.

Правильный менеджмент, вопреки всем трудностям, привел компанию к успеху.

Урок 3. Как бороться с бюрократическими препонами?

Футбольные традиции в Германии сильны.

Болельщики с трепетом дорожат столетними историями своих клубов, и впускать в свой мир Red Bull никто не хотел. На футбольную арену Германии компания попыталась выйти в 2006. Первую попытку заблокировала футбольная федерация, запретив переименовывать любительский клуб “Заксен” в «Red Bull Leipzig».

Покупка более статусных клубов встречала яростные протесты со стороны болельщиков. Но проблему с получением игрового права Red Bull все же решили: они договорились с клубом 5-го дивизиона (Оберлига) SSV Markranstadt о выкупе за €350 000 игрового права.

Кстати, буквы «RB» в названии обозначают вовсе не Red Bull, как вы могли подумать.

Правила немецкого футбольного союза не разрешают включать название компании в имя клуба. Компания Red Bull довольно элегантно это обошла, назвав клуб «RasenBallsport», то есть, RB, сохранив при этом узнаваемость фирменного стиля.

Ребята не только сумели обойти олдскульные правила, но и знатно потроллили футбольную федерацию, ведь название «RasenBallsport” означает “спорт с мячом на лужайке» :). При этом все понимают, что такое RB, да и арена называется Red Bull Arena.

Урок номер 3 от RB Leipzig расшифрует Тони Роббинс, который судя по всему вселился в меня сейчас: «если встречаешься с трудностями – преодолевай их»

Не стоит сливаться каждый раз, когда вам кто-то говорит, что «нет, не выйдет, вот, смотри, тут правило не позволяет сделать так, как ты хочешь».

Урок 4. RB Leipzig – самый ненавистный клуб Германии, потому что прет против традиций, и у него получается.

История RB Leipzig примечательна не только тем, что менеджмент Red Bull показывает чудеса бизнес-эквилибристики. Она невероятна еще и фактом, что Red Bull меняет мир спорта. Ведь раньше именитых футбольных клубов, которые по сути продвигали какой-то бизнес, просто не было.

В том, что бизнес драйвит спорт, лично я не вижу ничего криминального. Но футбольные фанаты считают иначе.

Крупицы всего хейта, который RB Leipzig получает:

1. Фанаты обклеили автобус клуба фальшивыми долларами с надписью «Дерьмовый Ред Булл – он верит в капитализм!». Я, кстати, тоже верю. Вернее, не вижу пока что лучших альтернатив.

2. «Вас зовет австриец (Дитрих Матешиц – создатель и владелец компании Red Bull, австриец), и вы смело ему доверяете. Каждый ребенок знает, чем это заканчивается. Из вас получились бы хорошие нацисты».

Дитрих Матешиц, неунывающий под шквалом критики основатель клуба RB Leipzig
Дитрих Матешиц, неунывающий под шквалом критики основатель клуба RB Leipzig

Если не поняли отсылку, то она ведет к Адольфу Гитлеру.

3. Фанаты берлинского «Униона» оделись в черное и молчали первые 15 минут матча, словно на похоронах, намекая тем самым на смерть настоящей футбольной культуры.

Но мешает ли это команде?

Вопреки всему этому, команда RB Leipzig играет в привлекательный футбол, растит отличных игроков, радует обычных болельщиков и приносит деньги.

Немного о результатах:

1. Продажи энергетика за первый год в Бундеслиге выросли на 16%.

2. Первый сезон в Бундеслиге принес больше €40 млн. Прошлогодняя Лига Чемпионов принесла более €43 млн призовых.

3. Более €100 млн было заработано на трансферах с момента выхода команды в высший дивизион. Дитрих Матешиц должен быть доволен – теперь RB Leipzig финансируется уже не по статье маркетинговых расходов бренда Red Bull.

Запишем последний урок от RB Leipzig: упорство и труд побеждают.

Мало кто верил в успех предприятия Дитриха. Так было и с бизнесом Red Bull, который он основал в 1984. Но и тут, и там получилось. Совпадение? Не думаю.

Кстати, Дитрих появился на свет, как и я, 20 мая. Как-нибудь соберемся с ним и со всеми предпринимателями-двадцатимайниками, напьемся и искупаемся в паре фонтанов.

Дай Бог ему здоровья в его 76.

3535
20 комментариев

Как-то много фактических ошибок с точки дрения футбола.

Лейпциг - команда, которую ненавидят ФК Лейпциг потому что она не имеет "корней". У нее не традиций и нет болельщиков, которые поддерживали бы команду поколениями. 
Это аналог Зенитеа РФ, только еще хуже (ФК Зенит был клубом и чемпионом СССР задолго до прихода Газпрома)
В Германии с этим все строго. 

2. Нигельсманн стал ГТ  только с июля 2019 года, и, скорее всего, лишь повторит наилучшее достижение клуба - 2 место в Чемпионате Германии.

3. У Лейпцига есть брат близнец в Австрии – ФК Ред Булл. Тот же владелец, та же стратегия. 
Но молодые таланты сначала проходят обкатку в ФК Ред Булл, а уже потом идут на повышение в ФК Лейпциг, чтобы засветиться и увеличить свою трансферную стоимость.

4. В Германии говорят, что цель  владельца ФК Лейпциг – вовсе не чемпионство в Чемпионате Германии (как провозглашали в момент основания клуба владельцы). А повышение продаж энергетика и узнаваемости бренда Red Bull.

5. Как бизнес ФК Лейпциг хорош. Как клуб, за который хочется болеть - пока не очень.  

4
Ответить

Если быть точнее,то молодые проходят обкатку сперва в фарм-клубе Зальцбурга,который играет во второй лиге Лиферинг,потом Зальцбург,потом Лейпциг.Вообще у Ред Булла есть ещё клуб в Бразилии.Политика у них очень импонирует многим-растят своих,тратят мало.Ранее по такой схеме пытался работать хозяин Удинезе(он же владеет Уотфордом и Гранадой)

3
Ответить

ФК Ред Булл Зальцбург, если точнее

1
Ответить

Так РБ Лейпциг и задумывался, вероятно, именно как бизнес. И с ним у клуба все прекрасно, а популярность болельщиков им видимо особо и не нужна. Да и если будут так успешно играть и дальше, то потихоньку все забудут и привыкнут.

1
Ответить

А ещё есть Нью-Йорк ред буллз, откуда тренеров берет зальцубргский ред бул

1
Ответить

Каких корней и традиций?! Клуб совсем молодой. Да и традиции уже есть. Это политика и игровой почерк команды. Он описан в статье. Что значит пластиковый?! Просто бред какой-то из клише завистников. Клуб за 10 лет добился того, чего не добились многие команды, созданные в 19 веке.

Ответить

Что за чепуха? Какая разница, сколько лет клубу, если он хорош? Ребята из грязи сделали топовую команду, заняли на последней Бундеслиге 2-е место, учавствуют в Лиге Чемпионов. Да только за то, что они так молоды, но уже столького добились, стоит их уважать, молодцы! А немощные клубы, у который за спиной сто лет истории, но которые нихрена выиграть не могут, так это им стыд и позор

Ответить