Заявка на резидентство Сколково: 7 часто встречающихся ошибок

Делюсь опытом своих проектов подачи заявок на резидентство Сколково. В статье расскажу о часто встречающихся ошибках при подаче заявки в Сколково. Вместе со своими коллегами мы помогаем малому и среднему бизнесу в подготовке заявок в Сколково. Если нужна помощь, обращайтесь .

Многие задаются вопросом, как стать резидентом Сколково? Это и просто и сложно одновременно. Ключевой барьер для попадания в Сколково - это решение экспертного совета по вашему проекту. Решение по проекту принимается заочно на основе лишь одного документа - заявки.

Прежде, чем начнете готовить заявку, важно осознать: у вас не будет шанса ответить на уточняющий вопрос или вступить в дискуссию с экспертом, чтобы доказать справедливость своих суждений. Понимание этого сильно скорректирует вашу подачу материала и увеличит ваши шансы на положительное решение. Итак, переходим к основным ошибкам в заявках на резидентство Сколково.

1. Недоукомплектованность команды

Инвесторы важную роль отводят команде: насколько она обладает необходимым опытом и компетенциям, способна ли команда преодолевать трудности и испытания рынком. Логика экспертного совета фонда Сколково такая же и не отличается от логики любого фонда. В вашей заявке должны быть отражены роли: CEO, продажи, маркетинг, продукт-менеджер. Будет идеально, если члены вашей команды будут обладать необходимым опытом и образованием.

Совет: Уделите внимание составу и компетенциям команды. Раскройте подтвержденные профессиональные навыки в нужных компетенциях, подтвердите навыки выступлениями и публикациями и достигнутыми результатами.

2. Поверхностное планирование

В заявке предлагается заполнить план развития компании на ближайшие два года по нескольким направлениям:
- Защита интеллектуальной собственности и лицензирование,
- Исследование и разработки, создание продукта,
- Общее организационное развитие и план по найму
- Маркетинг, внедрение, продвижение
- Привлечение инвестиций и продажи

Не пытайтесь отписаться, а подойдите вдумчиво к каждому пункту. Эксперты оценивают вашу компанию в нескольких измерениях и под разными углами. Хорошо продуманный план демонстрирует серьезность ваших намерений, способность выстраивать стратегию по всем ключевым направлениям развития бизнеса.

Совет: Подготовьте всесторонний двухлетний план развития компании, не оставляя без внимания ни одно из направлений.

3.Общие слова про конкуренцию

В заявке в Сколково важно показать конкурентную среду и аргументировано доказать, почему ваше решение способно отвоевать свою нишу. Если вы попробуете умолчать о серьезных игроках или о трудностях, с которыми вы будете сталкиваться на рынке конкурируя с игроками, вы рискуете быть неубедительными. Эксперт может посчитать, что вы поверхностно отнеслись к изучению рынка и отклонит заявку.

Вам необходимо отразить как локальную, так и международную экспансию, выделить уникальные преимущества и стратегию проникновения как на локальные, так и международные рынки.

Совет: Выделите основных 3-х иностранных и 3-х локальных конкурента. Расскажите о ваших конкурентах все: доли рынка, объемы продаж, сильные и слабые стороны. Сформулируйте, что вас отличает от конкурентов.

4. А клиент выберет вас?

Клиенты по каким-то причинам должны отказаться от обычного поведения в пользу вас: купить ваш продукт или подписаться на ваш сервис. В вашем продукте обязательно будут изъяны или недостатки, поскольку ваш бизнес только становится на ноги. Распишите преимущества и объясните, почему преимущества с лихвой перекрывают для клиента все возможные неудобства или недостатки работы с новой компанией и его новым продуктом.

У вас может не быть больших референсов. Клиент может рисковать, начав работать с вами. Но вы, например, в разы можете увеличить обычный эффект, который получает клиент, работая с вашими конкурентами. Подкрепите заявку отзывами ваших клиентов или отраслевых экспертов об их опыте с вашим продуктом или сервисом.

Совет: Подготовьте доказательную базу, почему клиент выберет вас.

5. Субъективизм экспертов

Вашу заявку будут оценивать люди. У каждого эксперта свой бэкграунд, свои профессиональные и научные интересы, у каждого свои стереотипы, предубеждения и свой личный опыт. Эксперты имеют право что-то не знать в вашей узкой специализации. Хватит ли им нескольких недель, чтобы поднять свой уровень знаний или жизненного опыта до вашего?

Отнеситесь с уважением к экспертам. Читая вашу заявку, у эксперта не должно остаться вопросов. Если он что-то не знал или знал недостаточно глубоко, ваша заявка должна помочь ему овладеть этими знаниями в короткий срок, чтобы через 3 недели, он уверенно дал зеленый свет вашему проекту.

Возможно, вы – современный Циолковский. Если бы Циолковский был нашим современником, это была бы фигура на голову выше Илона Маска или Стива Джобса. Он дал человечеству Космос и возможность изучать мир на других горизонтах. Последние несколько нобелевских премий по физики и астрофизики не нашли бы своих лауреатов без него. Но для современников Циолковский всегда оставался чудаковатым преподавателем, изобретателем нереальных сказочных технологий. Итак, если ваше изобретение изменит мир и для вас все очевидно, спуститесь до уровня эксперта и все объясните.

Совет: Напишите все, что должен знать эксперт, чтобы эксперт имел базу знаний не хуже вашей, чтобы у него не осталось нигде пробелов, чтобы согласиться с вашими суждениями и выводами.

6. Отсутствие полноты

Материалов должно быть достаточно для оценки проекта. Эксперт не должны додумывать. Наполняйте заявку ссылками на авторитетные мнения, индустриальные стандарты и институты. Ваша заявка – это научная работа, где сконцентрированы знания по вашему направлению. Заявка должна дать объемную картину и возможность эксперту быстро проверить ваши утверждения. Воспринимайте экспертов, как ваших инвесторов: чем ярче вы аргументированно продадите идею, тем уверенней будет положительное заключение эксперта.

Совет: Материалов должно быть достаточно для оценки проекта

7. Общие слова о коммерции

Избегайте общих фраз, описывая коммерциализацию. Здесь ваши союзники – числа. Оцифруйте преимущества и аргументированно покажите из чего складывается успех. Этот раздел должен стать самым интересным, кто бы ни читал вашу заявку.

Совет: Раздел "Коммерция" должен стать захватывающим, ваши прогнозы доходов должны вызвать учащенное сердцебиение у эксперта.

Напутствие кандидатам

Подготовка заявки - это большой труд. Настраивайте себя на долгую кропотливую работу. Не забывайте, что у вас не будет сессии вопросов-ответов с экспертами. Эксперты должны найти все ответы на все свои вопросы в заявке. С другой стороны от вас не запрашивают ничего лишнего. Все, что есть в заявке у вас должно уже быть: команда, понимание рынка и конкурентов, аналитика и прогнозы, знание о вашем клиенте и т.д..

Если есть вопросы - буду рад пообщаться в комментариях и в личке.

11
реклама
разместить
13 комментариев

Эдуард, как проектный менеджер Фонда "Сколково" сердечно вас благодарю за материал!
Всё верно отражено. С меня репост в фб и ТГ канале @skolkovospace

Вообще, верным путём для соискателей является обратиться к своему будущему проектному менеджеру внутри кластера на этапе до официальной подачи заявки. Мы отрабатываем с соискателями проблемные аспекты их заявок и, хочу заметить, делаем это абсолютно бесплатно для соискателей.

А если вы не знаете своего проектного менеджера, то можно пообщаться со мной, например, и внутри кластера передовых производственных технологий, ядерных и космических технологий я дам вам нужный контакт.

Я, например, целевым образом занимаюсь стартапами по космическому направлению, а также в сфере авиационных технологий и БПЛА. 

Иван, спасибо! Приятно за такую оценку.

1

Комментарий недоступен

Чтобы получить налоговые льготы и доступ к экосистеме.

Спасибо за вопрос! Сколково не будет заниматься укомплектованием команды. Такой функции и таких возможностей у них нет. Сколково предоставляет налоговые льготы, получение грантов, нетворкинг, встречи с потенциальными инвесторами и клиентами. (Кстати, недавно у физ лиц появилась возможность вернуть 50% от вложенных инвестиций в резидента Сколково)

Рекомендации сводятся к тому, что надо писать не общие слова, а конкретику. Согласен. Но, на мой взгляд, тема не до конца раскрыта.

Спасибо за комментарий. Если есть вопросы, задавайте. Можно в личку тоже.