Психологический компас интерфейсов: типы пользователей по методике DISC
Это первая статья из цикла «Психологический компас интерфейсов», в которой я хочу сделать обзор на методологию DISC. Сразу уточню, что я не претендую на роль психолога, но использование различных психологических методик типологии пользователей помогает усилить в первую очередь интерфейсы. И прежде, чем проектировать их, необходимо провести много UX исследований, одно из них должно быть направлено на понимание вашей аудитории. В этой статье я разберу одну из множества классификаций пользователей, которая вам может в этом помочь.
Прежде всего, давайте вспомним простым языком, что из себя представляет UX дизайн — это про то, чтобы пользователю было удобно, понятно и приятно использовать продукт. Хорошо продуманный UX напрямую может влиять на показатели цифрового продукта: больше регистраций, выше конверсия, меньше отток клиентов.
Одной из главных проблем на этапе проектирования является то, что все пользователи разные. Одному важнее быстро кликнуть, получить результат и уйти, другому — чувствовать заботу о себе в процессе знакомства с сервисом, третьему — четкая структура, чтобы вся информация была структурирована по полочкам и была понятная детальная инструкция. Поэтому, если вы делайте интерфейс «для всех» — чаще всего это путь в никуда и низкие метрики.
Дизайнеры могут использовать различные инструменты и методики для исследования и классификации своих пользователей, один из таких методов — классификация по модели «DISC». Данная модель описывает, как люди принимают решение.
Что такое DISC и как его используют
DISC был придуман Уильямом Марстоном, психологом, который в 1928 г. выпустил книгу «Эмоции нормальных людей». DISC — это четырехсекторная поведенческая модель (типы: D, I, S, С), описывающая, как человек ведет себя и взаимодействует с окружающей средой. Каждый тип отражает разные мотивации и стили поведения:
D (Dominance) — лидеры, любят контроль и результат;
I (Influence) — вдохновители, ищут эмоции и общение;
S (Steadiness) — надежные и спокойные, ценят стабильность;
C (Conscientiousness) — перфекционисты, обожают логику и порядок.
Данная модель используется не только в психологии, ее успели адаптировать для сферы HR, маркетинга и, конечно, дизайна интерфейсов. Почему это полезно для дизайнеров? Потому что каждый из этих типов пользователей по-разному смотрит на экраны, реагирует на тексты, кнопки и цвета. А это значит, что используя данную классификацию при анализе аудитории, мы можем спроектировать персонализированные в общих рамках интерфейсы.
Данный подход не говорит о том, что в каждом из нас нет всех этих четырех типов сразу, в разных ситуациях и контекстах — какие-то превалируют, учитывайте это. Можете это почувствовать на себе, пройдя тест.
Согласно исследованию McKinsey, персонализированный UX может увеличить выручку на 5 - 15% и сократить стоимость привлечения на 50%. А 63% (из 3 000 опрошенных) пользователей прямо говорит: «Мы хотим, чтобы продукт подстраивался под нас».
Давайте теперь разберемся, как это все может работать на практике.
Тип D (Красный тип): дайте мне результат и не мешайте
Характеристика: целеустремленность, решительность, ориентация на результат. Склонны к лидерству и независимости.
Что любит в интерфейсах:
Быструю работу интерфейса;
Минимум слов и максимум действий;
Четкие кнопки, прогресс-бары и графики;
Результат здесь и сейчас;
Мгновенную обратную связь;
Все должно быть под контролем.
Как спроектировать:
- Сделайте важные действия доступными за 1 - 2 клика;
- Показывайте результат сразу: отчет, статус, достижение;
- Визуально выделяйте прогресс и дедлайны;
- Не отвлекайте от сути — минимум декоративных элементов.
Тип I (Желтый тип): вау, это красиво! Дайте сюда!
Характеристика: эмоциональный, общительный, любит вдохновлять и делиться.
Что любит в интерфейсах:
- Яркий визуал и «вкусную» анимацию;
- Легкий и веселый онбординг;
- Бейджики, лайки, кастомизацию;
- Интерактивные подсказки;
Мотивирующие CTA;
Возможность делиться опытом и чувствами.
Как проектировать:
- Добавьте эмоции в tone of voice и визуал;
- Внедрите геймификацию: достижения, уровни;
- Предложите делиться опытом или контентом;
- Дайте поиграться с внешним видом (смена аватара, темы и прочего).
Тип S (Зеленый тип): все должно быть спокойно и понятно
Характеристика: терпеливый, надежный, не любит спешки и неожиданностей, любит обсудить.
Что любит в интерфейсах:
- Привычные паттерны и стильный дизайн;
- Интуитивный интерфейс;
- Пошаговые инструкции;
- Помощь всегда под рукой;
- Мягкие цвета и ненавязчивость.
Как проектировать:
Используйте стандартные паттерны поведения и последовательность действий;
Избегайте давления (типа таймеров: «осталось 5 минут … 4 минуты 59 секунд …»);
Сделайте раздел помощи доступным с любого экрана;
Применяйте плавные анимации, ничего резкого.
Тип C (Синий тип): все по полочкам, пожалуйста
Характеристика: аналитичный, любит детали, обожает порядок и ясность.
Что любит в интерфейсах:
Четкую логику, цифры, последовательность шагов;
Инструкции, справки, документы;
Возможность все подстроить под себя;
Отсутствие навязчивых уведомлений;
Интерфейсы без сюрпризов и эмоций.
Как проектировать:
- Покажите структуру: иерархию контента, меню, фильтры;
- Добавьте справки, документацию;
- Предложите экспертный режим с настройками;
- Пишите четко и по делу;
- Предложите пользователю четкий пошаговый план.
Таблица-шпаргалка
Как именно определить пользователя по классификации DISC
К сожалению, у нас не всегда есть время или даже возможность провести глубинные интервью с большим количеством пользователей, чтобы наверняка определить превалирующий тип, поэтому мы можем попробовать определить тип пользователя по косвенным признакам:
1. Веб-визор или тепловые карты (например, Яндекс.Метрика или Hotjar):
- Тип D — быстрые, уверенные клики, минимальное время на экране, игнорирование вспомогательных блоков;
- Тип I — активность в визуальных элементах, клики по иконкам, соц. кнопкам, hover'ы на кастомизации;
- Тип S — стабильное поведение, повторение одного сценария, посещения help-страниц или FAQ;
- Тип C — высокая глубина просмотра, изучение документации, длительное пребывание в настройках.
2. Сегментация через поведенческую аналитику (Amplitude, Mixpanel):
Можно выделять когорты по паттернам поведения: кто сразу идет «в бой» (тип D), кто возвращается к фичам (тип S), а кто глубоко настраивает интерфейс (тип C).
3. A/B-тесты с вариацией интерфейса:
- Предложите разным пользователям разные версии интерфейсов и отслеживайте реакцию. Например, одной части — минималистичный экран, другой — визуально насыщенный, третьей — пошаговый мастер.
4. Микроопросы в продукте (Survicate, Typeform):
- Вопросы вроде «Что для вас важнее: скорость, дизайн, подробности или стабильность?» помогут предположить поведенческий тип и начать сегментацию.
Эти методы позволяют сформулировать несколько гипотез для последующей их проверки совместно с маркетингом.
Заключение
Использование метода DISC для классификации и сегментации вашей аудитории помогает адаптировать интерфейс под большую часть пользователей, то есть сделать его более «персонализированным». Такой подход потенциально увеличит KPI продукта (конверсию, вовлеченность и удовлетворенность пользователей).
DISC является не единственной моделью для определения психотипа пользователя, она может отлично сработать в комплексе с другими методиками.
В следующей статье я рассмотрю другой метод классификации пользователей по модели Эверетта Роджерса на примере онлайн сервиса по автоматизированному поиску работы Re-Action, где мы столкнулись с необходимостью проектирования интерфейса сайтов для инновационного продукта и неожиданными «ловушками» психотипов, в которые мы тоже попались.