Как создать технологический стартап в рамках финансовой корпорации

Рассказывает генеральный директор экосистемы недвижимости «Метр квадратный» (проект группы ВТБ) Вячеслав Дусалеев.

Как создать технологический стартап в рамках финансовой корпорации

Маржинальность классического банковского бизнеса постепенно снижается. Чтобы оставаться прибыльными и интересными для инвесторов, банки вынуждены выходить за рамки классических бизнес-моделей, создавать экосистемы и предоставлять дополнительные, нефинансовые продукты.

При этом банк может пойти по пути «банкоцентричности» — оказывать все сервисы своими силами, а интересующие проекты поглощать. Или же выбрать партнерский подход. В вопросе разработки инноваций есть также два основных курса: можно стать первопроходцем и заниматься венчурными инвестициями, а можно мониторить рынок и «подхватывать» темы, уже подтвердившие свою эффективность. В рыночной практике есть успешные и неудачные примеры реализации обеих этих стратегий.

История взаимодействия «Метра квадратного» и ВТБ — показательный пример развития партнерской экосистемы, состоящей из уже проверенных и подтвержденных временем решений.

Что такое «Метр квадратный» и причем тут ВТБ?

«М2» — это онлайн-платформа, на которой собраны все услуги в сфере недвижимости: поиск жилья для покупки, продажи и аренды, оформление ипотеки, проведение сделки, ремонт квартиры и прочее. Принцип «единого окна» экономит время всех сторон, дает банкам, риэлторам и застройщикам новый канал привлечения клиентов, а конечным потребителям — удобный инструмент для решения «квартирных» вопросов. Для примера, в среднем по рынку количество одобренных заявок на ипотеку составляет 65%, а у нас он выше 95%, поскольку ипотечная заявка может быть подана сразу в несколько из 19 банков-партнеров.

Но вернемся к началу. Задумка такого цифрового инструмента появилась в начале 2019 года — мы видели, что в вопросах недвижимости классических инструментов уже не хватает, и нужны свежие решения. На идею обратили внимание мастодонты рынка — традиционные банки. Они находятся в эпицентре практически всех процессов, связанных с имуществом, имеют большую базу контактов и данных, продвинутые технологические решения и, самое главное, финансовые ресурсы.

Так как задача развития цифровых сервисов для покупки недвижимости была уже сформулирована в стратегии Группы ВТБ, банк выступил инвестором. В мае 2019 года было зарегистрировано юридическое лицо ООО «Жилищная экосистема ВТБ», а запуск и анонс бренда «Метр квадратный» состоялся уже в 2020 году.

Почему идею нельзя было реализовать внутри банка?

Во-первых, мы хотели иметь поддержку, но при этом сохранить открытость для всех участников рынка и скорость. Во-вторых, формат «стартап внутри корпорации» позволил сформировать наш самый ценный актив — команду разработчиков и продуктовых специалистов. В-третьих, мы можем давать ряд сервисов для клиентов, которые в банках не предоставляются.

Получается, все проблемы, с которыми сталкиваются стартапы, для вас решены?

Имея поддержку такого сильного партнера, нам приходится меньше тратить время на поиск ресурсов. Но доступ к финансированию — не панацея. Без классной команды, которая делает крутой и нужный продукт, даже многомиллиардные вложения не дадут нужный эффект.

Поэтому основные усилия на старте проекта сводились к поиску людей с нужным нам бэкграундом. Сейчас над развитием «М2» работает более 300 профессионалов, среди которых бывшие сотрудники известных ИТ-компаний, классифайдов, люди из телеком, крупных банков, строительных компаний и других лидеров рынка.

Когда штат был укомплектован, встал вопрос организации работы. Комплексная модель производства, разработанная в самом начале, помогла нам в условиях быстрорастущего количества сотрудников. Благодаря ей процессы управления во всех командах были выстроены единообразно и гибко.

А теперь подробнее, как развивалась экосистема?

  • Весна 2019. Прорабатывается идея, набирается первичная команда. Создается юридическое лицо в рамках Группы ВТБ.
  • Конец 2019. Запускаем все ключевые продукты экосистемы в формате MVP. Заложен хороший фундамент.
  • Начало 2020. Начинаем продвижение услуг на открытом рынке, активно прорабатываем обратную связь от первых корпоративных клиентов.
  • Весна 2020. Самоизоляция способствует росту интереса к онлайн-сделкам, мы масштабируем и тиражируем наши решения в b2b сегменте.
  • Лето 2020. Заключаем партнерство с Mail.ru и подключаем нейронную сеть «Робби» — теперь все публикации в нашем каталоге недвижимости быстрее обновляются и содержат только реальные объекты.
  • Конец 2020 года. Больше тысячи В2В-клиентов работают на нашей платформе. Через сервисы прошло более 90 000 сделок, проведено расчетов на сумму более 200 млрд руб­лей.
  • Начало 2021 года — готовимся к масштабному выходу на b2c сегмент, делаем несколько «вау-продуктов» для физических лиц.

Что было сложнее всего?

Самое сложное — объединять в работе над одним продуктом две разные культуры. Как стартап мы динамичны и инициативны, приветствуем свободу выражения и реализации идей. Как компания Группы ВТБ мы соблюдаем строгие правила и регламенты, в частности, требования к информационной безопасности, защищенности персональных данных, к построению ИТ-архитектуры сервисов, связанных с расчетами или регистрацией сделок.

Какие планы на 2021?

В 2021 году мы намерены повысить привлекательность наших сервисов и предложить:

  • Платформу для работы с застройщиками и крупными агентствами недвижимости. Это будет единое решение вместо 5-7 отдельных продуктовых систем — оно кратно повысит эффективность отделов продаж и ипотеки наших партнеров.
  • В2В2С-экосистему для проведения сделок на вторичном рынке. Риэлторы смогут воспользоваться не только поисково-рекламными возможностями «М2», но получат доступ к целому пулу сервисов. С их помощью можно будет быстро организовать и провести надежную сделку как по покупке, так и по продаже жилья.
  • Продукты для физических лиц-покупателей объектов недвижимости. Мы работаем над тем, чтобы давать самые продвинутые поисковые механизмы, «живую» поддержку выбора объекта и получения финансирования, конструктор документов, гарантию сделки и другие решения.

По нашим расчетам, к концу 2021 года больше 10% сделок на российском рынке недвижимости будет проходить через «Метр квадратный».

Что посоветуете стартапам для успешного симбиоза с корпорацией?

  • Подбирать команду, ИТ-опыт которой будет уживаться с финансовой и консалтинговой экспертизой.
  • Выбирать модель разработки, которая позволит при необходимости переструктурировать и перепланировать решение или его отдельные составляющие.
  • Собирать сильный отдел продаж.
  • И, пожалуй, самое важное для такого формата — найти сильного и «спокойного» инвестора, готового к тому, что не все гипотезы окажутся удачными, а возврат инвестиций реализуется не в первый и не во второй годы работы проекта.
66
13 комментариев

Кажется в статье упущена значительная часть:
1. как долго согласовывалась идея платформы - от начала до запуска?
2. как первично проверяли гипотезы? какие продуктовые фреймворки использовали?
3. как организовали команду? ведь внутри компании люди уже заняты своими процессами  - выдергивали на 1-2 часа в день? полностью переманивали из банка? но тогда это сразу приличные затраты на штат, соответственно, возврат к пункту 2.
4. что стало решающим для ЛПРа, при принятии решения о выделении денег? 

4
Ответить

отличные вопросы, отвечаем.
- 4 месяца - от двух слов "жилищная экосистема" до бизнес-кейса с продуктовыми гипотезами, проработкой ИТ-архитектуры, бизнес-планом, финансовой моделью и т.д.
- Исследования рынка, изучение текущих CJM, формирование гипотез, создание прототипов, тестирование на пользователях (количественное и качественное), интервью с пользователями под камеру и т.п.
- Команда запуска была сформирована из бизнес-лидеров, отвечающих за направления: классифайд (взяли из известной ИТ-компании), сделка с недвижимостью (пригласили фаундера из проекта "Квартира без риска") и  т.д. Плюс взяли в команду консультантов по ИТ и бизнесу.
- Нам сложно говорить за других. Надеемся, что сыграла роль наша уверенность в своих силах и огонь в глазах:). 

2
Ответить

Продуктовый фреймворк..если только фреймворк успешного продукта🙂

Превращение хаоса в продукт можно делать по фреймворку, но только учитывая структуру-каркас, рекомендуемый фреймворком, но слепо следовать ему не стоит.

Ответить

Йоу, как вам резюме отправить? hh не предлагать) 

1
Ответить

Выбирай любой: hrmsk@m2.ru или hrspb@m2.ru

2
Ответить

все верно! Высылайте на эти адреса. А Илье спасибо, что поделился.

Ответить

Вот когда станешь настоящим предпринимателем, а не подкаблучником сытого ВТБ, тогда и поговорим. 

2
Ответить