Йога и деньги. Как делать бизнес на духовно-физических практиках

Сегодня йога во многих странах приобрела статус модного полезного увлечения, позволяющего достигать физической и душевной гармонии. В России к началу 2021 года йогой занимается более 10 млн. человек, что составляет около 7,5% от всего населения. В США этот показатель приближается к 25% от количества совершеннолетних американцев. Моя небольшая статья позволяет понять, как заработать на этом занятии и товарах, необходимых для занятия йогой. И стоит ли вообще вкладывать деньги в эту сферу.

Свечкин Олег
Свечкин Олег

Давайте начнем с самого начала – меня зовут Свечкин Олег, и я Йог, но это сказано слишком громко. Потому что на самом деле я увлекаюсь волейболом, а для достижения эмоционального равновесия регулярно практикую медитацию. Деньги я зарабатываю как владелец магазинчика товаров для йоги. Но и это как-то не совсем верно. Слишком скромно J.

В действительности я создатель и владелец достаточно крупной компании по продаже товаров для йоги и духовного развития – «Рамайога». И мы работаем на этом рынке более 11 лет.

Отвечая на вопрос: «Как можно заработать на этом?», я утверждаю: йога уже перестала быть просто «тайной» практикой для избранных, превратившись в серьезный бизнес. И этот бизнес, например, в настоящее время занимает в США около 30% всего фитнес-рынка.

Но можно ли заработать в России, предлагая поклонникам этого учения товары для духовных и физических практи? Или лучше обучиться и стать инструктором? А может выгоднее купить/арендовать студию и нанять преподавателей? Ответы на эти вопросы будут неоднозначными и сложными. За 11 лет присутствия в этой специфической рыночной нише я видел много взлетов и падений (своих в том числе). Так что назвать этот бизнес простым делом язык не поворачивается

Тяжёлый труд инструкторов по йоге. Стоит ли овчинка выделки?

Вот представьте: Вы учитель йоги. Каждый день у Вас есть от трёх до пяти уроков по 1.5 часа каждый. На занятиях Вам надо показывать асаны, делать правильно все упражнения, тратя на это очень большое количество энергии. Про частные уроки вообще молчу (а без них никуда!). И если Вам покажется что это легко – то это можно сравнить со 100 отжиманиями каждый час на протяжении 8 часов, которые нужно делать 5 дней в неделю. Конечно, ваше тело при этом закаляется, но такие серьёзные нагрузки вряд ли могут быть полезными в целом. Кстати, именно постоянные физические перегрузки являются одной из причин различных болезней преподавателей йоги. Поэтому успешные «гуру» «на зиму» зачастую улетают в Индию или в другие Азиатские страны, чтобы поправить здоровье. И так из года в год, из года в год: -)

Йога и деньги. Как делать бизнес на духовно-физических практиках

Сколько же можно заработать на одном занятии? Мы не будем рассматривать доходы топовых инструкторов, а прикинем средние расценки. В среднем на одном (групповом) занятии можно заработать от 1000 до 3000 рублей (индивидуально до 5 000 рублей). Это, казалось бы, реально хороший заработок. Но это в Москве. В день обычно у Вас 2-3 группы. То есть выйти на месячный валовой доход в 200-300 тысяч вполне реально. Но весьма тяжело и физически и морально. Плюс не стоит забывать об аренде помещения, расходах на рекламу, налогах, амортизации инвентаря и т.д. Так что по ценам столицы с такой прибылью вы особо не развернётесь

Размышления о привлечении инвестиций в индустрию йоги

Йога и деньги. Как делать бизнес на духовно-физических практиках

Не секрет, что в начале пандемии COVID-19 все закрылись. Для заработка остались только онлайн занятия, которые проводили те, у кого была своя база частных клиентов. Или как вариант — широкая аудитория подписчиков в том же Инстаграмме. Количество студий, закрывшихся после эпидемии, составляет от 30% до 70%. Так что налицо, казалось бы, практически полный провал, если не учитывать следующие обстоятельства.

Йога и деньги. Как делать бизнес на духовно-физических практиках

Если говорить откровенно, стоит упомянуть следующий факт. В отличие от развитой в нашей стране фитнес-индустрии йога практически не закредитована. Эта сфера не привлекает инвесторов (хотя не понятно почему – ведь для занятия йогой кроме коврика, кирпичиков и еще пары приспособлений ничего не нужно). Да и себестоимость оборудования на одного клиента для студии обойдется максимум 15-20 тыс. рублей, включая расходы на аренду. А в фитнес-клубе обыкновенная дорожка стоит от 700 тыс. рублей. Не говоря уже о другом дорогостоящем оборудовании, которое необходимо время от времени обслуживать и ремонтировать.

Далее – если перевести цену годового абонемента в центре йоги, то он будет не дешевле чем в топовом фитнес-клубе (а зачастую дороже примерно в 2 раза). И как только из-за эпидемии владельцы студий йоги снизили цены с 500-900 рублей до 150-200 рублей за занятие, то количество посетителей стало расти не по дням, а по часам. Именно во время карантинов произошёл колоссальный рост этого рынка. Согласно статистике, в 2020 году из-за пандемии компании, продающие товары для фитнеса и йоги, выросли от 25% до 300% в сравнении с прошлогодними показателями. Так что, по идее, и владельцы студий сегодня должны чувствовать себя намного лучше, чем тренеры фитнес-клубов! Но в реальности всё оказывается не так «сладко».

Так в чём же дело? Как всегда – в менеджменте и финансах

Когда ты владеешь студией йоги, то неизбежно платишь за аренду, отчисляешь налоги, даешь рекламу, и неустанно трудишься над тем, чтобы привлекать в свой центр как можно больше клиентов. Но ты неизбежно попадаешь в прямую зависимость от преподавателей (инструкторов), которые в любой момент могут уехать на три месяца Гоа или просто повысить свой духовный статус и отречься от всего материального (редко, но бывает). А ученики уже привыкли к конкретному учителю, что вполне объяснимо, если дело касается таких тонких психоэмоциональных вещей как духовно-физические упражнения.

Поэтому владельцу нужно изворачиваться, искать оптимальные замены выбывшим инструкторам, а по необходимости перегруппировывать сложившиеся группы. В крайнем случае, приходится быть готовым к тому, что тебе придётся самому проводить некоторые занятия.

И вот наступает конец месяца, и ты подсчитываешь чистую прибыль. Если в Москве удаётся выжать из успешного йога центра от 700 тыс. до 1 млн. руб., то из них примерно50% уходит на оплату преподавателей, 25% — на аренду, 15% — на обслуживающий персонал, налоги и другие мелочи.В качестве чистой прибыли в лучшем случае остается не более 15%, то есть от 100 тыс. до 150 тыс. рублей. Так что особо интересным этот бизнес в настоящий момент назвать сложно. Если только ты не создашь сеть центров в Москве или регионах, которая позволит собирать более богатый урожай

Товары для йоги – реалии и перспективы

Дополнительный способ у йога-студии заработать неплохие деньги при должном усердии – это организовать собственную продажу услуг и товаров. В качестве услуг может выступать лечебный массаж или дополнительные профессиональные лекции об истории йоги, новых методиках и т.д. А популярные товары для йоги можно покупать у крупных оптовых продавцов, что позволит сделать свою наценку от 15% до 25% на каждую розничную единицу. В результате доходность студии можно поднять на 20-25% без особых

Йога и деньги. Как делать бизнес на духовно-физических практиках

Например, возьмём простой коврик для йоги. Конечно, в хорошей студии ученикам предложат эти аксессуары, но далеко не все желают пользоваться «общественными» спортивными подстилками. Всё-таки это как-то не гигиенично. Поэтому если грамотно организовать продажу с хорошим ассортиментом, то посетитель предпочтёт купить тот же коврик в родной студии, а не в интернете. Однако для этого необходимо наличие опытного продавца-консультанта, который сможет «подогреть» клиента для такой покупки.

Я знаю (и работаю) с некоторыми студиями, что открыли свои «йога-магазины» как в студии, так и в интернете, и они отлично продают товар! Но мне известны случаи, когда такие схемы вообще не приносят желаемого результата. Всё в этой ситуации напрямую зависит от владельца йога центра. Такой же вариант заработка, но в упрощённом виде, может иметь любой успешный йога-тичер, который для примера станет Амбасадором ( представителем) раскрученного бренда. Это прямо Win-Win-Win – клиент получает крутой товар от любимого учителя, которому доверяет. И учитель за каждую продажу получает вознаграждение от магазина в товарном или денежном эквиваленте. А партнёрскому йога-магазину достаётся перспективный постоянный клиент в лице обоих участников.

На самом деле из всего, что написано выше, можно сделать простой вывод. Если бы мне лет 12 назад сказали, что я буду заниматься продажами товаров для йоги – я бы не поверил! Но сейчас я вижу насколько это быстро растущий перспективный рынок, в котором формируются собственные тренды, в том числе и в России. Именно здесь мне видится впечатляющий потенциал роста, как индивидуального, так и в рамках партнёрства с крупными продвинутыми продавцами. Именно в этом динамично развивающемся сегменте можно неплохо зарабатывать самому и давать зарабатывать другим.

Напоследок, как искренний поклонник йоги, не могу удержаться от духовного напутствия. Отличие этого бизнеса от любого другого вида заработка – это положительная КАРМА. Ведь вы своим трудом в любом случае помогаете людям обрести душевную гармонию, развивая физическое тело в соответствии с древним позитивным учением!

55
8 комментариев

В итоге бизнес ушёл в торговлю, а не в услугу...

Ответить

Йога есть как услуга - занятия, семинары
и есть как Торговля - аксессуары и так далее

Ответить

Здравствуйте. спасибо за статью 🙏 Так а как вы пришли к идее открыть интернет-магазин?

Ответить

Добрый день, интересно очень, как раз провожу анализ рынка в этой области для открытия центра медитации и йоги у себя в городе )

Ответить