КАК ДЕКАРТ МУДРОСТИ УЧИЛ, ИЛИ ПАРА СЛОВ ОБ АНАЛИТИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ
ПОЧЕМУ МНЕ ХОЧЕТСЯ РВАТЬ ПИСЬМА
Хочу вам кое в чем признаться. Получая по электронной почте письмо с приглашением на очередной форум, семинар или мастер-класс по саморазвитию, я часто жалею, что это не бумажный конверт, который можно эффектно изорвать в клочки и выбросить в урну. Даже не читая.
Поймите меня правильно – я люблю учиться и не менее того люблю узнавать что-то новое. Но проблема в том, что авторы этих писем (да и самих мероприятий – часто платных!) нового почти что и не предлагают.
Как правило, речь идет о каких-то банальных вещах.
Нервничаете? Расслабьтесь! Хотите кого-то ударить? Досчитайте до ста! Все проходит, пройдет и это. Царь Соломон с его знаменитым кольцом не мог ошибаться.
Переливание из пустого в порожнее и манипулирование фактами. Игра слов и желание вытянуть из легковерных обывателей энную сумму под предлогом эфемерного «просветления». И ведь кто-то попадается на эту удочку, кликает на ссылку, оплачивает курс/семинар/мастер-класс у очередного ноунейма!
Как человек, который много лет работает с людьми, в том числе и на руководящих позициях, я не могу время от времени не задаваться вопросами: почему так происходит? Неужели они все не видят, что это самый настоящий развод и лохотрон, на фоне которого и Буратино со своим золотым на поле Дураков выглядит не так уж глупо?
«Просто люди не умеют анализировать. У них нет никакого критического мышления», - решила я в конце концов… И на этом тему можно было бы закрыть. Но тут включился мой внутренний исследователь и начал задавать следующие вопросы.
А что это, собственно, - аналитическое мышление? Что должно быть у человека, чтобы он мог с чистой совестью закрыть этот гештальт? Из чего состоит АМ? Можно ли его натренировать? Или это нечто врожденное? Может, стоит как следует «прокачивать» аналитическую мышцу, чтобы как можно меньше людей тратили свои деньги в пустоту?
В этой статье я постараюсь максимально развернуто ответить на эти и другие вопросы и поделюсь всем тем, что я сама знаю об аналитическом мышлении.
ПРИНЦИП ДЕКАРТА
Если мы обратимся к истокам, то с удивлением (на самом деле, нет) обнаружим, что корни самого понятия «анализ» восходят к Древней Греции, где оно было одним из элементов классической философии. Если понимать его в наиболее простом виде, «анализ» - это разделение целого на составные части. Противоположностью анализа является синтез, который, напротив, собирает отдельные кусочки в цельную картинку.
Из этих простейших предпосылок родилась целая россыпь наук – от логики и риторики до алгебры и геометрии. Но здесь и сейчас я не хотела бы углубляться в отдельные частности. Это хоть и было бы интересно, но отняло бы слишком много времени.
Важнее другое – каковы основные черты аналитического мышления как такового, вне зависимости от того, чем занимается конкретный индивид, будь он ритор или геометр?
Мне нравится подход Рене Декарта, который рассматривал анализ не только с количественной, но и с качественной точки зрения.
То есть, согласно философу, если мы сталкиваемся с некой новой для нас проблемой, мы должны уметь разделить ее по смыслу на более простые части. И делать это столько раз, пока перед нами не окажутся ясные и понятные нам величины, с которыми мы можем уже работать.
Например, мне зачем-то нужно написать реферат о том, как решать дифференциальные уравнения. Я ни разу не математик, но при этом у меня есть аналитическое мышление. Что же я делаю?
Во-первых, проясняю вопрос, какие бывают уравнения в принципе
Во-вторых, по возможности определяю, чем отличаются дифференциальные от всех прочих
В-третьих, выясняю, кто из математиков разрабатывал методы решения дифференциальных уравнений, и где, в каких работах они об этом писали
В-четвертых, нахожу упомянутые трактаты и компилирую нужную мне информацию в нужном мне объеме
Бинго!
Вроде бы можно обойтись без пунктов 1 и 2 – ведь без этого я потрачу гораздо меньше времени? Но на самом деле нет. Без самого минимального понимания сути разобраться в том, что важно, а что нет будет намного сложнее. Так работает принцип Декарта.
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НЕ ФИЛОСОФА
Если задать вопрос рядовому обывателю, что он считает аналитическим мышлением, в ответ можно услышать: «умение обрабатывать большие объемы информации», «способность мыслить логически», «качественная работа с фактами», «навык сравнивать и оценивать данные», «качественная расстановка приоритетов». Строго говоря, конечно, многое из этого не относится к анализу, как его понимал Декарт, а скорее характеризует степень упорядоченности и логичности интеллекта в общем.
Но все же имеет смысл поговорить и об этом тоже. Ведь без качественной «прокачки» своих серых клеточек, как их называл один известный персонаж Конан-Дойля, нечего и думать о мало-мальски заметном успехе в жизни.
Итак, что же помогает тренировать интеллект?
Я не буду слишком оригинальной, если перечислю эти рецепты, которые вам наверняка прекрасно знакомы:
- чтение (много чтения, разного, сложного и желательно не только Дарьи Донцовой)
- интеллектуальные игры (прекрасный вариант – шахматы, но подойдут и нарды, и кроссворды, и даже судоку. Только не самый первый уровень, умоляю вас!)
- участие в спорах и дискуссиях, где вы можете аргументированно представить и отстоять свою точку зрения
- изучение иностранных языков (если это будет что-то экзотическое, вроде санскрита или японского – просто прекрасно!)
- записи от руки в блокнотах, тетрадях, да где угодно (понимаю, что многие из нас в последний раз ручку держали, когда расписывались за свой первый паспорт, но все же стоит освежить это ощущение – мелкая моторика здорово подстегивает нервные волокна)
- задавайте вопросы (вокруг нас тысячи предметов, о которых мы ничего не знаем. Понимаете ли вы, как устроен утюг? А пылесос? По каким принципам они работают? Поинтересуйтесь – это действительно интересно!)
- будьте внимательны к своей повседневности (ведь вопросы можно задавать не только утюгам, но и людям. Почему они поступают именно так, а не иначе? Чем обусловлены их решения? Как устроены те сообщества, с которыми вы сталкиваетесь на работе или в неформальной обстановке?)
- не забывайте о своем теле. Тренируйтесь. Делайте зарядку. Ходите в бассейн (да-да, это может прозвучать странно, но ведь тело тесно связано с мозгом и мышлением. Чем ярче будет мышечный тонус, тем плодовитее будет ваша аналитическая Муза).
Вопрос на засыпку. Можно ли дойти до какой-то точки совершенства, как до пика самой высокой горы, и там остановиться в полном удовлетворении? Я категорически считаю, что нет. Мир постоянно меняется. Меняются люди вокруг нас. И если мы сами не будем развиваться каждый день, нас ждет не прогресс, но стагнация – а Декарт это вряд ли одобрил бы.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ
Если вы прочитали все написанное выше, у вас может сложиться впечатление, что аналитическое мышление (в любом его смысле) может быть некоей самоценностью, «вещью в себе». Но на практике оказывается, что самые крутые аналитики – это, как правило, крепкие профессионалы, добившиеся успеха в своем деле. И, безусловно, развитие их интеллекта не было целью само по себе. Это всего лишь инструмент для чего-то большего. «Зачем развивать?» - не менее важно, чем «Что именно развивать?» Когда вы ответите на главный вопрос, со всем остальным разобраться будет куда проще.