Социализация на образовательной платформе: зачем пользователям чат, стикеры, гифки, боты и лента новостей

Для того чтобы лучше учиться, крепче дружить и быть в безопасности

Чтобы учиться было интересно, курсы делают увлекательными и понятными. Однако интерес к учебе можно поддерживать способами, не связанными с образовательным контентом напрямую, например, с помощью комьюнити. В этой статье расскажем о том, как мы запустили площадку для общения внутри платформы, какие инструменты мы уже опробовали, что это дало нашим пользователям и куда мы планируем двигаться дальше.

Содержание статьи:

Какие проблемы решает площадка для общения внутри сервиса

Общение между студентами и обсуждение материала помогают лучше усваивать новые знания. У нас возникла гипотеза, что такое взаимодействие внутри Учи.ру повысило бы интерес детей к учебе: они смогли бы обсуждать задания, делиться достижениями и охотнее возвращаться к урокам.

Большая часть наших пользователей — школьники младших и средних классов. У детей такого возраста, как правило, еще нет собственных смартфонов, и им нельзя зарегистрироваться в социальных сетях и мессенджерах. Если есть телефон и даже WhatsApp, ребята не всегда знают номера своих одноклассников. Кажется, что с общением в сети у детей все сложно.

Родители ограничивают доступ детей к интернету и социальным сетям в том числе и по соображениям безопасности. С кем ребенок может общаться в онлайне? Какой потреблять контент? Эти серьезные вопросы учитывали и мы.

Сабина Карасева, Product manager Учи.ру

Мы решили создать площадку для общения детей внутри платформы. Сообщество в авторизованной зоне позволило бы ребятам общаться с одноклассниками максимально безопасно. Не забыли и о тех, кто уже зарегистрировался в социальных сетях и мессенджерах.

Как общаются пользователи, у которых еще нет паспорта

Перед тем как проверить нашу гипотезу, мы исследовали детское онлайн-общение. Оказалось, что ученики младших и средних классов приходят в соцсети и чаты:

  • Если им скучно.

  • Если любопытно, что там происходит. Ведь счетчик непрочитанных растет!
  • Чтобы поделиться чем-то классным: фотографиями животных, ссылкой на видео в Likee, смешной гифкой.
  • Отреагировать на другое сообщение: записать голосовое, отправить стикер или эмоджи в три ряда. А вот писать длинные текстовые сообщения сложно.
  • Поиграть.

Какие средства социализации мы опробовали

Социализация на образовательной платформе: зачем пользователям чат, стикеры, гифки, боты и лента новостей

Чат на Учи.ру

Чат в личном кабинете ребенка на Учи.ру появился около двух лет назад. Технически чат не один — их два: с учителем и без него. Переписываться с кем-то один на один нельзя. Отказались от «лички» потому, что такая переписка не отвечает главной цели — создать сообщество вокруг учебы.

Сообщения в чате не хранятся — доступны только 50 последних реплик. Пользователи могут писать сообщения, отправлять гифки и стикеры в обеих версиях.

Социализация на образовательной платформе: зачем пользователям чат, стикеры, гифки, боты и лента новостей

Стикеры в чате

Несколько дефолтных картинок открыты всем, а чтобы получить новые, нужно выполнить одну или две карточки (в одной карточке несколько заданий). Такая механика подталкивает учеников решать чуть больше задач.

У педагогов есть собственные стикеры, они называются «похвала от учителя»: через чат они могут хвалить детей, отмечать их успехи в домашнем задании, олимпиадах и классной работе.

Социализация на образовательной платформе: зачем пользователям чат, стикеры, гифки, боты и лента новостей

Гифки в чате

Недавно мы добавили еще и гифки. Каждый день набор из 16 гифок меняется.

Написали ребятам в GIPHY, запросили ключ, бесплатно подключились к библиотеке и задали хештеги типа kittens, puppies и kids friendly, safe content. Скачали около 2 тыс. гифок. Чтобы проверить, не просочились ли туда сомнительные изображения, пришлось отсмотреть их вручную. Автоматизировать это было бы сложно — нам для MVP нужно было максимально быстрое и дешевое решение.

Мы заметили, что гифки отправляют те же дети, которые раньше активно пользовались стикерами. По окончании А/В-теста мы лучше поймем, как они повлияли на общение в чате.

Сабина Карасева, Product manager Учи.ру

Однако у чата есть несколько точек роста и проблем.

1) «Вялые» беседы. На платформе нет push-уведомлений, поэтому сразу на сообщения отвечают только те, кто тоже зашел в чат. Обычно же ответные сообщения приходят через пару дней.

2) Дети хулиганят. Конечно, в чате нельзя отправить мат — мы поставили блок на ругательства. Однако школьники все равно могут написать что-то обидное друг другу и иногда спамят. В таких случаях нам пишут учителя или родители и мы стараемся разобраться в ситуации, помочь очистить чат.

Лента новостей

Исследования, которые мы проводили для разработки чата, показали, как для детей важна похвала. Поэтому мы решили сделать внутри платформы что-то вроде новостной ленты, в которой ученики бы находили себя, радовались и охотнее продолжали учиться.

Социализация на образовательной платформе: зачем пользователям чат, стикеры, гифки, боты и лента новостей

Новости в чате

Первую версию новостной ленты протестировали внутри чата, чтобы не погружаться в дорогостоящую разработку с непроверенной гипотезой. Она выглядела так: раз в день Гриша, главный герой Учи.ру, отправлял в чат сообщение с тремя новостями.

Эти новости, конечно, об участниках чата — о детях: кто-то сделал больше всех заданий, кто-то принял участие в олимпиаде. И, конечно, трех новостей оказалось мало, ведь в классе обычно учится гораздо больше детей. А/В-тест показал, что такие новости нравятся детям и действительно помогают им учиться больше, — мы решили превратить их в отдельную ленту в личном кабинете ученика.

Сабина Карасева, Product manager Учи.ру

Новости в ленте

Лента в личном кабинете показывает гораздо больше новостей. Там мы отмечаем даже тех ребят, которые не достигли каких-то превосходных результатов, потому что для нас важно, чтобы ученики видели себя в ленте и получали мотивацию.

Как и новости от Гриши, новостная лента работает в полуручном режиме. Каждый день мы запускаем скрипт, который выделяет события типа «прошел(-а) карточку быстрее всех в классе» или «начал(-а) новую тему». Когда таких событий слишком много, в новости попадает лишь часть.

Гриша в социальных сетях и мессенджерах

Некоторые дети, особенно те, кто постарше, уже активно пользуются социальными сетями и мессенджерами. Мы видим их в наших аккаунтах «ВКонтакте», Instagram, Viber, TikTok и Likee.

Instagram

В Instagram у нас две страницы — Учи.ру и Гриши, маскота и главного героя курсов. На Гришу подписано очень много детей и, конечно, сотрудников Учи.ру — аккаунт наши коллеги ведут уже почти 2,5 года.

С помощью него мы подсматриваем за трендами у детей: что им нравится, над чем они сейчас смеются. Например, ребята любят отвечать на вопросы, рассказывать истории о своих выходных прямо в комментариях, сочинять шутки. И мы берем это на заметку.

Социализация на образовательной платформе: зачем пользователям чат, стикеры, гифки, боты и лента новостей

Иногда в сторис у Гриши мы тестируем гипотезы. На него подписано больше 50 тыс. пользователей — это довольно большая аудитория респондентов. При использовании этих данных учитываем, что в Instagram мы получаем немного смещенную выборку: это уже более продвинутые дети, которые пользуются соцсетями и, скорее всего, имеют собственный смартфон.

«ВКонтакте»

«ВКонтакте» — еще одна популярная у детей социальная сеть. С ее помощью мы опробовали другой способ вовлечения ребят в обучение — тоже через нашего маскота Гришу.

В личном кабинете на Учи.ру ребенок мог по баннеру перейти на страницу «ВКонтакте» и начать беседу с Гришей-ботом.

В первом варианте A/B-тестирования бот предлагал ребенку решить 20 карточек и дарил раскраски. Это мотивировало детей возвращаться к учебе. Таким образом на бота подписалось 40 тыс. пользователей. Сейчас мы продолжаем тестировать фичу: части подписчиков Гриша-бот сообщает об успехах за прошедший день и новых олимпиадах.

Анна Васькина, E-mail-маркетолог
Социализация на образовательной платформе: зачем пользователям чат, стикеры, гифки, боты и лента новостей

Кроме того, Гриша делится подсказками и интересными фактами, а также рассказывает о новостях Учи.ру.

Социализация на образовательной платформе: зачем пользователям чат, стикеры, гифки, боты и лента новостей

Viber

Для мессенджера Viber мы сделали стикерпак с Гришей и другими завриками, чтобы и за пределами платформы было интересно обсуждать уроки и олимпиады.

Всего за три месяца рекламной кампании наш стикерпак скачали на свои смартфоны более 545,5 тыс. пользователей мессенджера. За это время стикеры Учи.ру использовали в сообщениях более 7 млн раз — и это отличный показатель.

За время первого флайта сообщество Учи.ру в Viber увеличилось на 250 тыс. подписчиков, и сегодня это наше самое крупное и вовлеченное сообщество в экосистеме бренда. Есть сообщения, получившие ER 3,5% при достаточно большой аудитории. Это говорит о том, что мы попали нашей аудитории в самое сердечко, и это, безусловно, взаимно.

Альбина Камалиева, Head of SMM & Influencer Marketing Учи.ру
Социализация на образовательной платформе: зачем пользователям чат, стикеры, гифки, боты и лента новостей

Скоро мы выпустим второй стикерпак, еще лучше и смешнее. Скачать его можно будет в сообществе Учи.ру в Viber.

Социализация на образовательной платформе: зачем пользователям чат, стикеры, гифки, боты и лента новостей
Социализация на образовательной платформе: зачем пользователям чат, стикеры, гифки, боты и лента новостей

Планы на будущее

Многие наши эксперименты по созданию инструментов для общения в учебной онлайн-среде только начинаются. Мы будем развивать те, что уже запустили, и искать новые. Для чата сделаем полноценный онбординг, чтобы рассказать, почему он крутой и как помогает учиться. Лента новостей будет автоматизироваться и развиваться — мы видим в ней большой потенциал. Да и в целом направление, которое внутри мы называем «Социализация», представляется нам очень перспективным и важным.

1010
23 комментария

Спасибо за статью, тоже работаю в образовательной сфере и понимаю, как все это важно!
Гриша крутой))

Скажите, а для тиктока что-то делали уже?
Мне кажется, для вас там есть где развернуться, учитывая "продвинутых" детей

2

привет, мы делали рекламную кампанию к 1 сентября, ниже кейс описан + запускали тестово вещание осенью в TikTok и Likee. "наших" детей, конечно, больше в "младшем брате", планируем с весны новые проекты и интеграции в этих каналах. 

https://hightech.plus/2020/11/19/lomonosov-v-tiktok-kak-snyat-rolik-kotorii-pokazhut-40-mln-raz-za-sutki

2

Как ваш чат помогает учится? Правильно, никак. Наоборот отвлекает. Ребенок заходит на страницу, а там 22 непрочитанных. Куда он хочет первым делом залезть, карточки решать? Конечно, нет, в чат. Я занимаюсь с ребенком в учи.ру, так что знаю.
Я просто поражена, что ваш бот до сих пор не пишет «кстати, малыш, не забудь напомнить маме, что сегодня скидка 81 процент на полный доступ, пусть не тормозит». При очередном входе в профиль у ребенка было какое-то такое напоминание. Что вам мешает встроить такое в бот? Границы у вас давно потеряны.
Кстати из сегодняшнего - почему слово «чулан» у вас идет как словарное? При том что это задание завершает правило «чу-щу пиши с гласной у». То есть слово пишется по правилу, которое вы же отрабатываете.

2

здорово подмечено!

Добрый день! Наш Гриша про акции писать не будет, не волнуйтесь :) С детьми он общается на учебные темы, подбадривает их и хвалит. Мне кажется, это здорово!) Вообще, конечно, не хочется отвлекать детей от учебы, хочется, чтобы чат и учеба были в синергии. Для нас это вызов — сделать интересную, в меру веселую платформу для ребенка, но чтобы она была в первую очередь образовательной. Учиться надо с удовольствием :) 

Раньше особо не задумывался обо всем этом, но прочитал статью и прям приходит осознание того, как это все помогает. Хоть и на первый взгляд может показаться, что все эти инструменты могут только наоборот отвлекать внимание. 

1

Отличная платформа) для современных детей в самый раз)

1