Кликбейт, на который неопытные инвесторы ведутся каждый год: крах авторынка
Каждый год — одни и те же заголовки: «эксперты предсказали падение рынка», «российскому рынку предстоит падение», «автодилеры не ждут роста продаж».
Такие заголовки формируют инфошум, который у неопытного инвестора вызывает ощущение системного краха сектора. Однако анализ официальной финансовой отчётности показывает, что основные проблемы отрасли — не в спросе и не в структуре рынка, а в стоимости заёмного капитала.
Действительно ли это так?
С 2022 по 2024 год выручка в отрасли торговли автомобилями (ОКВЭД 45.1) выросла почти на 90% — с 1.46 до 2.78 трлн рублей. Это говорит о восстановлении объёмов продаж и стабильном обороте, несмотря на макроэкономическую нестабильность.
Однако за тот же период чистая прибыль упала почти в 5 раз — с 54 до 10 млрд рублей.
Причина — не в падении спроса и не в снижении маржинальности, а в резком росте процентных расходов на фоне высокой ключевой ставки ЦБ.
При этом чистая прибыль сокращается, а долговая нагрузка увеличивается. Это свидетельствует не о деградации спроса, а о повышенной чувствительности отрасли к ключевой ставке Банка России. В 2020 году расходы на обслуживание долга составляли ~30% от чистой прибыли. В 2024 году — в 6 раз больше, чем сама прибыль.
В 2024 году процентные расходы составили ₽60.8 млрд, тогда как чистая прибыль — ₽10.2 млрд. Отрасль фактически работает в убыток, если не учитывать обслуживание долга как затрату.
Неизбежно и снижение показателей эффективности в данной среде, где рентабельность продаж около нуля, а рентабельность активов еле доходит до 1%.
Подтверждение сильной привязке авторынка к ключевой ставке ЦБ можно найти и в следующих показателях:
- Малая доля собственного капитала
- Очень высокая доля краткосрочных долгов
- Бизнес зависим от оборачиваемости склада и дебиторки
Отрасль торговли автомобилями и малотоннажной техникой не испытывает структурного падения спроса. Наблюдаемая деградация финансовых результатов связана с высокой процентной нагрузкой на фоне ключевой ставки ЦБ
1.Выручка растёт, сектор сохраняет активную динамику
2.Прибыльность временно снижена из-за кредитных условий
3.При снижении ставки — потенциальный разворот в прибыли и марже
Отрасль сохраняет инвестиционную привлекательность при условии улучшения финансовой среды, что делает её релевантной к наблюдению со стороны инвесторов в облигации и долевые инструменты.
Как и говорилось ранее, падение ставки приведет к резкому возрастанию инвестиционной привлекательности отрасли. Первые шаги в эту сторону мы наблюдали вчера - ключевая ставка снизилась с 20% до 18%. Не исключено, что снижение ставки может продолжиться, делая отрасль с каждым снижением более интересной для вложений.
Учитывая макроэкономическую зависимость отрасли от ставки, можно искать способы зафиксировать потенциальный рост через публичные инструменты.
Как на этом заработать?
Если вы не планируете приобретение дилерского центра, открытие склада или сборочного предприятия, вы можете использовать биржевые инструменты, которые позволяют зафиксировать эффект от восстановления отрасли:
Возможные активы:
- Акции производителей и поставщиков автомобилей
- Облигации лизинговых и дилерских компаний
- Фонды, ориентированные на транспорт, кредитование и потребительский сектор
В следующей статье мы разберём конкретные инструменты, которые получают выгоду от снижения ключевой ставки и восстановления маржинальности сектора. Подписывайся, чтобы не пропустить инвест-обзор! Изучайте цифры, принимайте решения с умом.
И да, не забывайте, что все написанное выше не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.