«Уверенность в себе — это хорошо, но на рынке труда другие правила»

Директор цифровых проектов по маркетингу Леша Сухомлинов рассказал, как строил карьеру в турбулентные времена. А еще — о кадровом голоде, лайфхаках для соискателей и мечтах о небе.

«Уверенность в себе — это хорошо, но на рынке труда другие правила»

Представьте, что карьера — лабиринт с закрытыми дверями, тупиками и неожиданными поворотами. И вы находите выход только через много лет. Леша Сухомлинов прошел путь от стартовой позиции в сотовом ретейле до директора цифровых проектов по маркетингу в крупной международной В2В-компании, и его история — не про волшебную таблетку успеха, а про упорство, пробы и ошибки.

Мы поговорили о карьере Леши: от самого старта с непрофильной работой, турбулентными временами и уходом в никуда до руководства большой командой маркетинга. А еще — о кадровом голоде, лайфхаках для соискателей и мечтах о небе.

Отказ от семейного бизнеса в пользу собственного пути

Я: Леш, ты рассказывал, что твоя карьера началась не с маркетинга. В итоге ты уже 15 лет в профессии. Почему ты выбрал эту сферу?

Леша: Когда я поступал в институт, вообще не понимал, чем хочу заниматься. Во многом из-за того, что тогда было мало контента о существующих профессиях и их перспективах. Поэтому я руководствовался собственными представлениями, порой ошибочными. Например, считал, что выбрать карьеру инженера — значит прожить в бедности. А сейчас эта профессия стала востребованной и высокооплачиваемой, особенно в сфере IT.

Я: Но у тебя же, кстати, отец работал в рекламе. Это повлияло на твой выбор?

Леша: Да, у моего отца в 2000-е было небольшое рекламное агентство: печатали листовки, плакаты, делали сувенирную продукцию.

Конечно, я ориентировался на него, поэтому поступил на факультет рекламы в колледж-университет. Но в семейном бизнесе так и не поучаствовал, хотя учился на очно-заочном и мог совмещать занятия с работой.

Я: Почему?

Леша: Я решил идти своим путем и не жалею: мне нравится ни от кого не зависеть.

В итоге первым моим местом работы стал один известный сотовый ретейлер. Поначалу занимался там документооборотом, но мне это не нравилось, и я начал просить перевода в отдел маркетинга. Процесс был достаточно долгим, но в конце концов все получилось.

Чуть позже я перешел работать в рекламное агентство — это был максимально полезный и уникальный опыт, который сформировал меня как профессионала. Непростое, но продуктивное время.

Я: То есть агентства — мастхэв для старта?

Леша: Да, такой опыт необходим, потому что агентства — кузницы кадров. Работа в них учит клиентоориентированности, аккуратности и многозадачности. И, что важно, это возможность для маркетолога поработать и с В2В, и с В2С-компаниями. Потому что, если потом он решит продолжить карьеру в in-house — на стороне клиента, — у него будет больший выбор потенциальных работодателей.

Через кризисы и уход в никуда — к руководству

Я: Леш, а где вообще искал работу? Мне всегда интересно узнавать, как люди оказываются там, где оказались.

Леша: Я не из тех счастливчиков, у кого получалось устроиться по знакомству — всегда сам искал вакансии на сайте HeadHunter. В этом плане считаю себя ретроградным. (Смеется.)

Я: Сейчас бытует мнение, что наем по знакомству становится все популярнее.

Леша: Трудоустройство по знакомству, причем успешное — реальность. И я согласен, что половину всех руководящих должностей получают именно так.

Когда я стал управленцем и формировал свою команду, был большой соблазн нанять экс-коллег, с которыми был успешный опыт взаимодействия. Но эта практика зачастую ведет к конфликтам и с текущей командой, и со своими ребятами. Поэтому, безусловно, всегда лучше искать специалистов на рынке.

Я: Вот как раз хочу подойти к тому, как ты стал руководить. Через какие испытания пришлось пройти?

Леша: Путь к руководству был, конечно же, тернистый. Я более менее сориентировался в профессии и начал планировать карьерное развитие в «удачное» время — 2014 году. Тогда я работал маркетологом в небольшой FMCG-компании, которая поставляла в том числе алкогольные напитки. В то время индустрии, зависящие от импорта, сильно страдали. И если крупный бизнес испытывал трудности, то что говорить о малых и средних компаниях. Мне не хотелось допускать личных кассовых разрывов.

Достаточно скоро я перешел в международную В2В-компанию — бизнес совсем другой специфики и более «серьезный». В подобных я работаю уже много лет и до сих пор. Но тогда меня ждало еще одно испытание — после шести лет в одной из таких В2В-компаний я захотел нового карьерного витка и ушел в никуда с полной уверенностью, что быстро получу предложение. Уверенность в себе — это хорошо, но на рынке труда другие правила: на деле я несколько месяцев был без работы, прошел десятки безуспешных собеседований и исчерпал свои ресурсы. А израсходованная финансовая подушка — лучшее лекарство от депрессии и стимул к активным действиям. Место в итоге нашел, но какими усилиями.

«Получал приглашение на встречу с работодателем только после ста откликов»

Я: Какой сделал вывод и что мотивировало двигаться дальше?

Леша: Первое — не надеяться на чудо и много трудиться, чтобы найти место по душе. Я постоянно улучшал свое резюме и портфолио, непрерывно мониторил вакансии на карьерных сайтах, писал и отправлял сопроводительные письма.

Второе — конверсия из отклика в собеседование на рынке труда очень низкая. Было такое, что я получал приглашение на встречу с работодателем только после ста откликов. Поэтому нужно стучать во все двери, чтобы получить долгожданный оффер.

Наконец, даже в самое трудное время я не отпускал свою цель — возглавить направление маркетинга в крупной компании. Да и в целом решил, что раз уж связал свою жизнь с этой сферой, то нужно пройти путь до конца.

Я: Ты упомянул 2014 год — тогда многие компании сокращали бюджеты, и твоя история тому подтверждение. А как пережил новые волнения в 2020 и 2022-м?

Леша: Адаптировался и работал и в то, и в другое время — некогда было даже рефлексировать на этот счет. Из России никуда не уезжал и не планирую.

Я: Откуда взялся импульс к управлению людьми?

Леша: Мне всегда нравилась идея управления командами, и я чувствовал свой потенциал в этом — у меня развиты навыки стратегического планирования, общения с людьми. Поэтому я целенаправленно шел к этому.

Я: А какой ты руководитель?

Леша: Эмпатичный. Мне всегда было комфортно общаться с людьми благодаря этому качеству. И им со мной тоже. Я много сделал для того, чтобы развить эмпатию и добиться такого эффекта.

О пользе пауз и отказе от лавандового рафа на синках

Я: Давай обсудим текущую ситуацию на рынке труда. Сейчас говорят о кадровом голоде, особенно среди синих воротничков. Я проводила исследование ситуации с корпоративными сотрудниками — конкуренция по-прежнему высочайшая. Считаешь ли ты, что в России сейчас кадровый голод?

Леша: И да, и нет. На рынке действительно есть недостаток в людях определенной квалификации, но при этом устроиться все равно тяжело — компании больше не готовы делать привлекательные предложения. Рынок сжимается, и работодатели хотят получить первоклассного специалиста с широкой квалификаций и большим опытом за минимальную сумму.

В итоге получается замкнутый круг — специалисты на рынке есть, но не все они востребованы, а востребованным не готовы хорошо платить.

«Нужно буквально бороться за свое место»

Я: Что бы ты посоветовал тем, кто сейчас ищет работу?

Леша: Быть реалистами и адекватно оценивать свои возможности. Постоянно изучать новое и полезное, например, английский язык — на него часто махают рукой, а потом остаются за бортом. Побеждайте лень всеми силами. Наверное, звучит занудно, но это работает.

Главная ошибка при поиске работы — думать, что на рынке ждут только тебя и обязательно пригласят в модную компанию-единорог пить на синках лавандовый раф. Это не так. Нужно буквально бороться за свое место: быть проактивным и делать все, чтобы на тебя обратили внимание.

Я: Тоже раньше думала, что работу легко получить, а потом ушла в никуда — и осознала. Может, еще на что-то посоветуешь обратить внимание? Например, что бы ты сказал молодому себе в начале карьеры?

Леша: Самое главное — стараться узнавать как можно больше информации о специальностях и всячески расширять кругозор. Потому что собственные суждения бывают ошибочными, а так можно прогадать с выбором востребованной профессии.

Идеально дать себе возможность не делать выбор сразу, а взять перерыв на год после окончания школы — посмотреть мир, изучить себя и свои желания. И вернуться к вопросу построения карьеры уже более осознанно.

Путешествия — кладезь знаний о себе и возможность определить карьерный путь. Здесь Леша во Владивостоке.
Путешествия — кладезь знаний о себе и возможность определить карьерный путь. Здесь Леша во Владивостоке.

О жизни вне работы и мечтах о небе

Я: Чем живешь кроме руководства командами?

Леша: К сожалению, в последнее время кроме работы ничем не получается заниматься. Но мою рутину сейчас заполняет ремонт, думаю многие меня в этом поймут. (Смеется.) А еще супруга и два мейн-куна.

Я: Как же перезагружаешься в таком ритме?

Леша: Каждый год я езжу в Астраханскую область на рыбалку — она хорошо помогает переключиться и расслабиться. Добираюсь исключительно на автомобиле, потому что нравится медитативно проводить целый день за рулем.

Я в целом люблю путешествовать, побывал в 20+ странах, хотя сейчас это удается редко.

Важно правильно перезагружаться, чтобы быть продуктивным в работе. Для Леши одно из таких занятий — рыбалка.
Важно правильно перезагружаться, чтобы быть продуктивным в работе. Для Леши одно из таких занятий — рыбалка.

Я: А давай напоследок помечтаем. Если не маркетинг, то с какой сферой связал бы свою жизнь?

Леша: Сложный вопрос, интересный. Думаю, если бы не близорукость, то пошел вы в летное училище на пилота гражданской авиации. Меня очень влечет небо.

У моих знакомых есть пример человека, который долго строил карьеру в юриспруденции, но спустя время решил, что хочет все изменить и стать пилотом. Он прошел из-за этого много испытаний, но в конечном счете получил работу в известной авиакомпании. Меня очень вдохновляет эта история, но, боюсь, такой решимостью я не обладаю.

4
6 комментариев