Суровая реальность работы с браком при импорте из Китая
Брак можно обнаружить на трех этапах: до отгрузки, при приемке груза и после продажи. Худший сценарий — когда проблема вскрывается уже после отгрузки. И штрафы в контрактах не сработают так, как вы ожидаете.
На связи Игорь Панфилов, я сооснователь и директор по развитию IPVG — агентства комплексных QMS/QaaS-решений. Более 15 лет наша команда помогает управлять качеством продукции и поставщиков в Китае, от малого бизнеса до крупных предприятий.
Сегодня наглядно объясню, почему гораздо эффективнее выявлять брак до отгрузки, чем разбираться с последствиями.
Штрафы не работают
Если очень упрощать, то брак можно выявить на трех стадиях:
- до отгрузки;
- в момент приемки груза;
- в виде возвратов из каналов реализации (от конечных покупателей).
Мы стремимся, чтобы наши клиенты были знакомы как максимум с первым вариантом. Но что делать, если по любой причине вы получаете сигнал SOS из зоны приемки груза?
❗ Скажем прямо, ситуация нехорошая, и хороших вариантов ее решения нет.
Вы, как профессионалы, можете сказать: «Ну как же, смотрите пункт 7 нашего Контракта, там прописаны ужасные штрафы!»
Увы.
Первый нюанс
Штраф реалистично привязать только к отпускной цене товара (допустим, FCA), но не к себестоимости.
А в разных товарных группах стоимость доставки может приближаться к стоимости груза. Поэтому даже в идеальном случае импортер попадает на значительные невозмещаемые издержки.
Второй нюанс
Все случаи такого рода предполагают добрую волю сторон по штрафному взаимодействию.
Даже корпорациям с серьезной юридической поддержкой и отлично поставленной работой со стандартными образцами сложно получить серьезный штраф деньгами. И то, в их случае работает скорее их вес как заказчика, чем юридические возможности.
В случае среднего или мелкого бизнеса ситуация хуже. Если речь идет о сотнях долларов, ну или первых тысячах, поставщику проще (именно так — проще, это не про щедрость или деловую порядочность) вам предложить скидку на следующую партию.
Допустим, отношения с партнером здоровые, и он готов оплатить несколько тысяч долларов, а ваш блок ВЭД умеет проводить такой документооборот. Это самый удачный расклад, который можно ожидать во всей этой истории. Насколько он удачный — смотрим п. 1.
Третий нюанс
Но что, если партнеры мало знакомы, взаимный оборот небольшой, а предъявленные «доказательства» дефектности поставщик не принимает?
Увы, шансов мало. Дело еще и в том, что даже если (а чаще всего это не так) у вас контрактная работа и работа с образцами идеальная, это всё равно не будет серьезным аргументом в случае дорогого спора.
📌 Чаще всего речь не о том, что при всей очевидности поставщик просто отказывается платить. Нет, ваши претензии он искренне не принимает — у вас нет стандартных образцов и прочего, поэтому «что значит, это не тот цвет?».
Условно простым является случай повреждения груза в ходе транспортировки: здесь относительно легко установить этот факт, поставщик часто готов помогать, а если ваш перевозчик — российское юрлицо, то штраф вы получите.
Как быстро и когда, и как это компенсируют упущенные продажи или штраф от вашего крупного сетевого клиента, — это отдельный вопрос.
Друзья, надеюсь, теперь вы понимаете, почему мы тщательно оберегаем наших клиентов от ситуаций, когда дефектная партия уже отгружена и речь пойдет только о минимизации ущерба.
Если вы намерены построить надежный и прибыльный бизнес с Китаем без лишних рисков, переплат и бюрократии, переходите в бот и забирайте коммерческое предложение IPVG.