«ЧТИВО ФЕСТ» без историй: послевкусие фестиваля

Я купила билет на первый фестиваль «Чтиво» за 6 тысяч и 2 месяца ловила уведомления о регистрации на главное событие — зону Истории. Итог: не попала внутрь, простояла в очередях и ушла с чувством, что заплатила за воздух.

Фото: тг-канал Чтиво
Фото: тг-канал Чтиво

В конце прошлого года Сергей Минаев анонсировал фестиваль «ЧТИВО ФЕСТ» — проект одноименного журнала, который появился на фоне ухода глянца и лайфстайл-медиа из России. Идея звучала круто: новый культурный фест, где можно послушать умных людей, встретить свою публику и провести день не только в фудкорте.

Я подписалась на канал «Чтива» и ждала подробностей. Первая тревожная мысль возникла, когда оказалось, что в зону Истории нужна отдельная регистрация, даже при наличии билета. Там проходили живые интервью Минаева с героями журнала — от Алены Долецкой и Отари Кушанашвили до политологов и документалистов. Там же выступали стендап-комики вроде Вани Усовича.

Это было ядро фестиваля: интеллектуальные разговоры, неформальные диалоги, то, ради чего вообще стоило идти. И ядро — закрытое.

тг-канал Чтиво
тг-канал Чтиво

Я включила уведомления и два месяца терпела десятки постов в день, чтобы не пропустить старт регистрации. В итоге анонс вышел во время рабочего созвона, в 12:00: через 20 минут, к 12:20, места закончились. Когда я зашла в 12:30 — билетов уже не было. Ни на одну Историю.

Именно сюда пришли бы люди ради смыслов. Но попасть в зону оказалось сложнее, чем на концерт мирового уровня.

Спросила, можно ли попасть на месте в случае свободных мест, в ответ из очереди усмехнулись:

Зона Историй? Для обычных смертных она мифическая

тг-канал Чтиво
тг-канал Чтиво

В день фестиваля я оказалась на Хлебозаводе с билетом за 6 тысяч, но без доступа к главному.

Что там было?

— Несколько выступлений на открытых сценах (Сюткин, Найк Борзов)

— километровые очереди к фотобудкам и киоску журнала,

— стандартный московский фудкорт,

— и VIP-зона на крыше, где партнеры и «свои» получали все без ограничений, включая зону Истории и вид на сцены.

Под сценой слышала реплику:

Смотри, наверху шампанское и кресла, а у нас — очереди и пластиковые стаканчики

Фото: тг-канал Чтиво
Фото: тг-канал Чтиво

Для обычного посетителя фестиваль выглядел как проходной двор Хлебозавода (куда в любой день можно зайти бесплатно), только с ценником в 10 тысяч на человека, если посчитать еду и напитки. Программа — пустая, впечатлений минимум.

Посетители фестиваля посмеивались в стороне от очереди:

Ну давайте, постоим еще час, чтобы купить журнал, который и так в продаже

Партнерские зоны выглядели скорее как корпоративная выставка, чем как часть фестиваля. Стенд того или иного бренда — все это напоминало ярмарку, а не культурное событие. Вместо атмосферы праздника — витрины партнеров и бесконечные очереди. Непонятно, что здесь должно было радовать именно зрителя, а не спонсоров.

У зоны известного продуктового парень спросил у девушки:

Так это что, просто магазинные полки вынесли?

Фото: тг-канал Чтиво
Фото: тг-канал Чтиво
Фото: тг-канал Чтиво
Фото: тг-канал Чтиво

На фоне этого особенно странно было читать бесконечные восторженные посты в модных телеграм-каналах. Но потом стало понятно: это впечатления тех, кто сидел в VIP. Для них действительно все выглядело красиво и удобно.

Для всех остальных «Чтиво» стало дорогим и разочаровывающим мероприятием. Вместо нового культурного события получилось пиар-шоу для своих и промо-дворик брендов.

Возможно, формат еще найдет себя, но в нынешнем виде фестиваль оставил у меня одно ощущение: я заплатила за право стоять в очереди.

12
13 комментариев