Личный опыт: как найти инвестора?

Большинство предпринимателей рано или поздно задумываются о привлечении инвестора. Где его искать, как подготовиться к встрече и какие моменты лучше обговорить до начала сотрудничества? Своим опытом делятся резиденты бизнес-клуба «Атланты».

Личный опыт: как найти инвестора?

Когда пора начинать поиски?

Как только вы поняли, что присутствие стороннего человека усилит созданный проект, можно переходить к поискам. Важно: не тогда, когда вам потребовались средства на развитие – в этом случае иногда проще взять кредит, – а тогда, когда вам действительно важно участие другого предпринимателя. То есть помимо финансов, вас интересуют его знания, опыт, связи, но чаще всё вместе.

Хороший индикатор, который покажет, что вам точно пора искать инвестора - на рынке сложилась ситуация, при которой победитель получит всё. Инвестор точно нужен, если вы видите, что из-за недостатка собственных ресурсов, можете упустить время, а все сливки соберут конкуренты.

Владимир Волобуев, сооснователь центра генетических исследований MyGenetics:

С чего начать?

Подготовка нужна и внутренняя, и внешняя.

Важный момент: если вы ведёте бизнес не один, а с партнёрами, предварительно обсудите с ними все нюансы будущего сотрудничества с инвестором. Обговорите, какими долями вы готовы делиться, чего ждёте от этого альянса, какие пути выхода инвестора из вашего проекты вы видите. Вполне возможно, что вы по-разному видите ситуацию и имеете разные ожидания.

Владимир Волобуев, сооснователь центра генетических исследований MyGenetics:

Если вы новичок на рынке, и ищете инвестиции, рекомендую для начала создать прототип проекта и получить первые результаты. Вы пойдёте к инвестору не с пустыми руками. Будет понятна бизнес-модель, её жизнеспособность, перспективы рынка.

Если же и вы как предприниматель, и ваша компания уже имеете хорошую репутацию на рынке, искать инвестора для нового проекта можно на стадии идеи.

Дмитрий Лаптев, сооснователь компании Zabota2.0:

Как подготовиться к поиску?

1. Первое и самое главное – это, так называемый, идеальный питч на 60 секунд. Минуты достаточно, чтобы рассказать о сути проекта и вовлечь в него потенциального инвестора. Все детали: динамику развития, экспертность команды, финансовую модель с чёткими показателями, демонстрируют позднее, в подробной презентации, на которую обычно приглашают уже после того, как проект заинтересовал инвестора.

2. Второй пункт: моральная готовность. Нужно понимать, что поиск инвестора – это длительный ежедневный и кропотливый труд. На это обычно уходит много энергии.

3.Наконец, важно определить, где вы будете искать инвестора. Полезно выходить в социум, встречаться с людьми на специализированных мероприятиях, которые устраивают различные бизнес-школы, клубы, институты и расширять свой круг знакомых. Желательно постоянно мониторить рынок, составлять списки потенциальных инвесторов и методично работать по ним.

Проще всего искать инвесторов в своём окружении. Хорошая площадка - бизнес-клуб, особенно если вы уже давно в нём состоите, и вас и ваш проект хорошо знают другие резиденты. На руку играют различные медиа, в которых вы рассказываете о своей работе и достижениях.

Лично нам помогло участие в акселераторах. Для нас они стали и мощным толчком в развитии, и своеобразными смотринами для потенциальных инвесторов.

С момента основания компании в 2013 году мы объездили многие венчурные ярмарки, всегда старались светиться. Первого инвестора мы получили в рамках вхождения в Акселератор ФРИИ. Тогда мы получили инвестиции как от фонда, так и от частного бизнес-ангела.

Далее мы снова привлекали инвесторов через венчурное сообщество, но в итоге нашли через близкое окружение.

Сейчас мы готовы уже к третьему раунду. Обращались даже к профессиональным консультантам, но результата не было. Скорее всего, искать будем сами.

Владимир Волобуев,

сооснователь центра генетических исследований MyGenetics:

Скажу честно, достойных проектов на рынке не так много. Да, и сами инвесторы тоже ищут их. Если у вас хорошие результаты, понятная и адекватная бизнес-модель, то вероятность, что вы быстро найдете партнёра, очень высокая.

Дмитрий Лаптев, сооснователь компании Zabota2.0:

Что важно обсудить заранее?

Условия сотрудничества закрепляются партнёрским соглашением, прописываются права и обязанности сторон, требования к проекту, условия расторжения договора, форс-мажоры и так далее.

Договариваться обо всех деталях важно в самом начале. Например, для меня первична единая система ценностей, потому что этот фактор влияет на долгосрочность партнёрских отношений. Важен единый взгляд на развитие проекта. Причём я рекомендую периодически пересматривать условия, чтобы они всегда были актуальны, и больше разговаривать друг с другом, а при необходимости прибегать к помощи медиаторов.

В нашем случае с поиском инвесторов было проще, потому что цифры говорили сами за себя. За прошлый год мы выросли в 3 раза и это серьёзные показатели роста для компании. Я думаю, подобный факт наряду с остальными может стать решающим для инвесторов. Так и случилось с нашим проектом, он заинтересовал предпринимателя Сергея Солонина*. Тот уровень отношений в партнёрстве, который мы сейчас имеем и стараемся поддерживать, – наша огромная ценность.

Дмитрий Лаптев,

сооснователь компании Zabota2.0:

*Сергей Солонин, один из основателеи платёжной системы Qiwi. Инвестор и соинвестор образовательных и финансово-технических проектов, является совладельцем ресторанов Ruski и Birds в «Москва-Сити».

Вам приходилось искать инвестора? С какими сложностями столкнулись в процессе?

3 комментария

Приходилось.
Столкнулись.
С обычными.

Ответить

а что для Вас обычные сложности?

Ответить