Эмоциональный дизайн
Иногда кажется, что дизайн – это про кнопки, сетки, шрифты, удобство.
– Дизайн решает задачу.
Но на самом деле – это ещё и про эмоции, впечатления.
Эмоции – это спонтанные и кратковременные реакции человека или животных в ответ на воздействие внешних или внутренних раздражителей.
Впечатление – это субъективный опыт, возникающий в результате взаимодействия человека с внешним миром. Оно представляет собой комплекс чувств, мыслей и эмоций, формируемых при восприятии информации, полученной через органы чувств или воображение.
Что такое эмоциональный дизайн?
Мы привыкли думать и транслировать только позитивные его стороны. Но разве это только про позитив? Эмоции бывают разные, у нас их от 6 до 10 видов, включая различные оттенки.
Мы не можем отрицать, что есть проекты (их, наверно, мало), где эмоциональный дизайн затрагивает другие виды: страх, грусть, гнев.
Интерфейс может быть удобным, быстрым, правильным.
Интерфейс может решать твои задачи. А потом ты его закрываешь и забываешь.
А вот если он вызвал хоть что-то — улыбку, удивление, ощущение заботы — он останется.
На самом деле, с эмоциональным дизайном я сталкивался много раз, просто называл это по-другому. Я делал звуковой дизайн для автомобилей, умных колонок, самокатов, домофонов, участвовал в разработке анимаций устройств, которые должны передавать эмоции. Считаю, что это такие же элементы эмоционального дизайна, взаимодействия. Они позволяют не только считать «тональность взаимодействия с функционалом», но и получить эмоцию.
Сам эмоциональный дизайн, как тренд, не несёт в себе никакой пользы без реального практического применения.
Давайте посмотрим на Drinkit – сетка как у всех, по 2 продукта в ряд, градиенты, тени. И почему это эмоциональный дизайн? Потому что люди поняли: главное здесь – продукт. И он должен быть не лучше, чем в реальной жизни, и не хуже — он должен быть таким же. Вкусная эмоциональная картинка накладывает на себя обязательства: ваш продукт и сервис должны быть не менее эмоциональными и вкусными.
Вы пробовали кофе в Drinkit? Слышали, как они ненавязчиво здороваются с людьми? Какая клёвая у них форма? Стаканчики? Как прикольно выглядят их кофе в прозрачных стаканах? Их сервис – быстрота, качество продуктов, вкусность еды и возможность создать любой, совершенно любой кофе.
Смог бы Cofix сделать такой дизайн? Да, а почему нет?
Можно ли такой же дизайн сделать в отрыве от продукта? Вопрос риторический.
Помните, когда запускаешь Кинопоиск, там идёт заставка, которую они периодически меняют под события, и ещё хэптик работает? Так вот, это прикольно первые 3 раза, потом сильно надоедает. А в какой-то момент уже раздражает. Вы хотели получить мою эмоцию? Вы её получили, но каждый новый раз тональность меняется — и в конце концов я начинаю ненавидеть вашу заставку.
А давайте вспомним «оплату улыбкой» от Сбера.
Я уже говорил об этом и скажу ещё раз: это лучшее, что можно было придумать. Оплата улыбкой! Знаете, в чём прикол? Вы же понимаете, что платить можно и без улыбки. Конечно понимаете. Но продукт намеренно сделал это своей фишкой — и мне кажется, что это беспроигрышный вариант. Улыбнись!
Например, когда мы делали звуковой дизайн для самокатов, нужно было не просто дифференцироваться от конкурентов. Важно было, чтобы катающийся человек не был в негативе при предупреждениях или просьбе сбавить скорость, но считывал эмоциональный посыл. А еще, чтобы окружающие не относились к самокату как к раздражающей железяке.
Мы старались не в «дружелюбность» или «очеловечивание», а в баланс: сделать эмоциональный продукт без перебарщивания. Незаметный для тех, кому мешает. И важный для тех, кому это нужно.
Что можно почитать?
– Дональд Норман «Эмоциональный дизайн». Старьё, но дед всё разложил.
– Аарон Уолтер «Designing for Emotion». Тот самый чувак, который сделал совёнка Mailchimp, подмигивающего тебе после рассылки.
– Хайнлайн «Emotionally Intelligent Design». Про эмпатию, но не занудно.
Что посмотреть?
– Доклады Нормана. Да, можно вдохновиться, глядя на чайник.
– Видео Уолтера. Честно, совёнок — это уже история UX.
– Headspace. Просто скачайте и потыкайте. Это реально эмоциональный продукт.
– И, если хочется русскоязычного контекста: Сергей Мекрюков из Dodo Brands классно рассказывает про эмоции и дизайн.
Кем вдохновляться?
– Норман. Классика.
– Уолтер. Совёнок.
– Headspace. Умеют делать «тепло».
– Сергей Мекрюков. Наш, живой пример.
– И даже кофейни вроде Drinkit, у которых продукт выглядит так, что тебе сразу «хочу это».
Примеры из жизни:
– Кнопка «подписаться» на YouTube, которая слегка подпрыгивает при нажатии.
– Совёнок Mailchimp, который подмигивает, когда ты отправляешь рассылку.
– Иллюстрации в Headspace, которые будто обнимают тебя перед сном.
– Как кофейня Drinkit показывает свои напитки: смотришь — и реально хочется, пробуешь — реально вкусно.
И да, я всегда топил в UX за микровзаимодействия.
Они дают эмоции не только глазам, но и ушам, и даже рукам.
– Тот самый «щелчок» на iPhone, когда набираешь текст.
– Виброотклик, когда смахиваешь уведомление.
– Звук монетки в старых играх Nintendo (да, это тоже UX).
Эмоциональный дизайн — это не «мимими».
Это когда продукт иногда ближе, чем окружающие люди.
Жалко, что половина компаний до сих пор думают, что эмоции = градиент и смайлик.