Нейросети и искусство: новые формы креативности и возможности для художников
Относительно недавно, мы все считали, что именно искусство — это то, что олицетворяет и демонстрирует человеческую гениальность. Однако сейчас есть множество генеративных моделей, которые создают музыку, картины, видео, романы, даже путем скрещивания создают что-то принципиально новое. Именно сейчас искусство на пороге одной из самых масштабных трансформаций за всю свою историю.
Я не буду говорить о «конце профессии художника». Наоборот, мы сконцентрируемся на том как на стыке человеческого воображения и машинных алгоритмов рождается что-то новое, а границы самой «креативности» стремительно расширяются.
Художник и нейросеть: соперничество или коллаборация
Всегда есть консерваторы и либералы, а абсолютно любой нише. И наиболее прогрессивные художники воспринимают ИИ скорее не как угрозу, а как новую кисть — инструмент, позволяющий ускорять и усложнять, наслаивать творческий процесс, открывать доступ к необычным визуальным приемам, помогать искать идеи и неожиданные комбинации.
ИИ не заменят художника, скорее они стремятся стать партнерами, позволить человеку расширить свои собственные границы, не бояться эксперимента. Уже сейчас есть множество гибридных жанров, например цифровые картины, интерактивные инсталляции и многое другое.
Посмотрите как в рамках экспериментальных проектов хореографы, музыканты, художники коллаборируются с ai-специалистами и создают динамичное, гибкое и интерактивное искусство:
Фото: предоставлено пресс-службой «Яндекса»
Посмотрите на эти примеры в этой статье:
ИИ становится «новой кистью», а промпт — техникой мазка.
Демократизация искусства
Самая революционная перемена — это доступность. Давайте вспомним сколько времени, сил, страсти, денег требовалось человеку, чтобы создать произведение искусства. Много. Сейчас все далеко не так, да, этот путь сложный и тяжелый служил фильтром, люди поистине талантливые и любящие свое дело становились творцами, сейчас больше "мусорного" контента, которое перекрывает то хорошее, что создается. Но я также думаю об этом как для настоящей возможности для тех, кто всегда хотел, но не мог.
Сейчас ломаются старые иерархии: искусство перестает быть элитарным. Творцом становится любой, у кого есть идея и желание экспериментировать.
Так, уличные художники используют Stable Diffusion для подготовки скетчей, а начинающие фотографы — MidJourney для поиска необычных визуальных решений.
Исчезают институциональные монополии, критерии «качественного искусства» становятся гибче. Что дает больше открытых дверей и больше переполненных мусорных баков. Но будем концентрироваться на хорошем.
Новые жанры и формы
В работе с генерациями я всегда выступаю за эксперименты, за тестирование того, что до этого было страшно делать. Так рождается нечто потрясающее и едва уловимое. Так случайно вы можете сделать гибридный жанр, сами того не осознавая, кто знает может наши имена запишут в лета.
- картины, которые меняются в реальном времени в зависимости от движения зрителя;
- перформансы, где ИИ анализирует эмоции публики и подстраивает музыку или свет;
- фильмы, где сюжет развивается по-разному в зависимости от выбора аудитории;
- архитектурные проекты, созданные полностью генеративными алгоритмами.
В этом смысле нейросеть не копирует старое, а помогает рождаться тому, чего еще не существовало.
Крупные институции уже предоставляют художникам AI-резиденции для экспериментов. Работы такого формата выставляются в передовых галереях и становятся частью коллекций крупных музеев — например, Гетти приобрел штучную фотографию, сгенерированную в соавторстве с ИИ
Проблема авторства и этики
Вопросы этики встают в каждой человеческой сфере деятельности. И когда появился, быстро развился искусственный интеллект вопросов в этическом урегулировании этой сферы появилось не несколько, а целая тонна.
На мой взгляд самая животрепещущая:
Кому принадлежит произведение, если его сгенерировала нейросеть?
Вы сделали картинку, она вам понравилась, разместили у себя, отдали клиенту и возникает вопрос, а у кого права ? У того, кто написал промт или кто разработал модель, а может быть тому, на чьих работаъ модель училась ?
Дело в том, что генераторы изображений были натренированы на открытом ресурсе LAION — коллекции в более чем 5.6 млрд. изображений, собранных со всего Интернета, включая собрания DeviantArt, ArtStation, Getty Images и Pinterest. Почти каждый современный цифровой художник может найти там фотографии своих работ. Так, корпорации ведут споры о легитимности использования их коллекций изображений, например, Getty Images возбудило дело в отношении AI-компании, управляющей LAION, после того, как нашла около 12 млн. своих файлов в системе.https://msca.ru/blog/articles/kak-iskusstvennyy-intellekt-transformiruet-sovremennoe-iskusstvo
Но конкретного ответа пока нет. А все дело в том, что правовая база, развитие законодательства в этой сфере просто не успевает за реальностью. Это порождает целый пласт дискуссий: от копирайта до вопросов плагиата и «эксплуатации стиля» живых художников.
Ответа пока нет. Но ясно одно: правовая база не поспевает за реальностью. Это порождает целый пласт дискуссий: от копирайта до вопросов плагиата и «эксплуатации стиля» живых художников.
Что можно сказать точно, чтобы не попасть впросак с авторскими правами, лучше изучать лицензии на сайтах генеративных моделей — чаще всего именно там указаны возможности и условия использования контента в персональных и коммерческих целях
Нейросеть как соавтор
Интереснее всего то, что AI перестает быть «техническим помощником» и чаще выступает как полноценный соавтор. Художник задает рамки и идею, но результат часто оказывается неожиданным даже для него. Этот элемент непредсказуемости делает взаимодействие с нейросетью похоже на диалог, где искусственный интеллект отвечает на вопрос «а что, если?..».
И в конечном итоге человек занимается не только диалогом, но и обработкой, адаптацией, доработкой, усложнением того, что создает модель.
Точно так же, как фотография не «убила» живопись, а открыла иные горизонты, так и нейросети могут не заменить креатив, а сделать возможность создания арт-объектов шире, смелее, доступнее.
Искусство будущего
На данный момент мы живем в той части истории, когда искусство претерпевает одну из своих модернизаций. Теперь мы не коллекционируем предметы творчества, теперь мы взаимодействуем с искусством, включаем все свои органы чувств и растворяемся в нем. Искусство, творчество становится живым процессом.
- Художник не только творец, но и куратор взаимодействия с ИИ.
- Зритель превращается в соавтора, потому что его реакция может менять сам объект искусства.
Ваш вызов сегодня — не бояться, а научиться работать с этим нечто. Потому что будущее искусства — это не «человек против машины», а человек + машина.
Самое главное: искусство как процесс и общение выходит за рамки элитарности — теперь творцом может быть каждый, кто желает экспериментировать и выражать свое «я» на языке технологий будущего!
Что интересного вы можете почитать на тему искусства и нейросетей:
Ботто — ИИ-художник, созданный в ElevenYellow под руководством немецкого художника Марио Клингеманна.
CEO Luma AI Амит Джайн, Мики Шульман из Suno, Какул Шривастава из Splice на TechCrunch Disrupt рассказали, как ИИ повлияет на работу людей в креативной индустрии.
Мелоди Лю (цифровой художник, сооснователь Ассоциации цифровой иллюстрации) рассуждает на тему этики в генеративном искусстве.
Галина Юзефович (литературный критик) рассказала о том, как искусственный интеллект меняет издательское дело и наше отношение к книгам