Как работать со стейкхолдерами? Основы стейкхолдер-менеджмента для РМ и бизнес-аналитика

Мы добрались до второго блока статей про бизнес-анализ, этот блок целиком и полностью посвящен работе с требованиями (их сбору, анализу, формализации).

Для того чтобы работать с требованиями, нам нужно сначала разобраться, кто источник этих требований, как этим источником управлять, чтобы он не иссяк, не затух, или наоборот не затопил нас потоком требований.

Поэтому первая статья посвящена основам стейкхолдер-менеджмента (Stakeholder Management, англ.), то есть управлению заинтересованными сторонами на проекте / продукте.

Как будто бы дисклеймер: разве это работа аналитика?

Многие считают, что общение со стейкхолдерами — головная боль менеджера проекта, это он переговорщик и коммуникатор, и вот он отвечает за сроки, за бюджет, за скоуп, вот значит ему и решать вопросики со всеми заинтересованными.

Я, как менеджер проектов, действительно занимаюсь управлением заинтересованными сторонами:

  • управляю списками / выявлением заинтересованных сторон, описанием их ролей, оцениваю их значимость для проекта, степень их влияния (потому что мне нужно строить стратегию взаимодействия)
  • управляю потоками информации, то есть слежу кто, кому, когда и в каком формате отправляет отчеты и статусы, например, с помощью коммуникационного плана, чтобы каналы связи и формат передаваемых данных соответствовали договоренностям, а сами договоренности были зафиксированы
  • работаю на организационном уровне, то есть в случае, когда есть вопросы по ресурсам, срокам, объему работ и рискам, я либо сама принимаю решения, либо организовываю встречу / переписку / контакт, чтобы принять решение
  • выступаю как медиатор конфликтов, например, когда «Нам не хватает разработчиков» или «Какая из двух больших задач важнее для бизнеса в этом квартале?», я помогаю договориться исходя из общей пользы для бизнеса, потому что моя основная цель — успех всего проекта (в срок, в рамках бюджета, качественно)

Как бизнес-аналитик я управляю стейкхолдерами иначе:

  • управляю содержимым информационных потоков, то есть мне неважно как и откуда я получу информацию, мне важно добытую информацию проанализировать, формализовать, структурировать в четкие и непротиворечивые требования
  • работаю на операционном / экспертном уровне, то есть чаще взаимодействую с исполнителями в рамках конкретных бизнес-процессов, не занимаюсь принятием решений о сроках, ресурсах и рисках, а передаю эти вопросы лицу, которое эти решения принимать будет (через менеджера)
  • выступаю как медиатор при обсуждении требований, потому что могу помочь стейкхолдерам договориться о том, как должна работать конкретная функция, если у них разные мнения и / или разные бизнес-потребности, составить наиболее оптимальный путь решения конкретной бизнес-задачи

Если коротко, то как РМ я отвечаю за вопросы в каких условиях и когда мы будем делать скоуп, а как аналитик я отвечаю за вопросы, что именно мы делаем, зачем и как.

Основы стейкхолдер-менеджмента: ключевые понятия

Давайте для начала договоримся о терминах, чтобы говорить на одном языке, и вы не говорили, что я не говорила:

  • Стейкхолдер (Stakeholder) — «держатель интереса», — это все лица, группы и организации, которые могут повлиять на проект и на чью деятельность проект может оказать влияние. Они могут быть внутренними (команда проекта, линейные сотрудники, руководство компании) и внешними (заказчики, поставщики, инвесторы, общественные организации).
  • Стейкхолдер-менеджмент (Stakeholder Management) — действия, направленные на управление самими стейкхолдерами, их ожиданиями, интересами, влиянием на проект. В рамках менеджмента нужно выявить всех стейкхолдеров, проанализировать их, то есть нужно понять, насколько они влиятельны, какой властью обладают, какие интересы они могут и будут продвигать, какие у них ожидания, кто из них всех для нас более значимый, чье мнение критично для успеха проекта, потом нам нужно спланировать всю нашу с ними коммуникацию, и последний шаг, который повторяется — взаимодействие со всеми стейкхолдерами по заготовленному плану. Звучит как в целом что-то не самое сложное.

Историческая справка: отцом теории управления заинтересованными сторонами плюс-минус в том виде, как мы знаем его сейчас, считается Эвард Фримен, его книга «Стратегический менеджмент: концепция заинтересованных сторон» (англ., Freeman R. E. Strategic Management: A Stakeholder Approach) дала и определение стейкхолдера, и расширила менеджерский взгляд на то, как управлять чужими интересами в бизнесе, и дала какие-то техники (анализа, управления, например, объединения с конкурентами для удовлетворения интересов регулирующего органа).

Важное уточнение для бизнес-аналитика: в Руководстве к Своду знаний по бизнес-анализу, BABOK Guide от IIBA, определен перечень основных стейкхолдеров, с которыми бизнес-аналитику нужно иметь дело, и этот перечень отличается от вариантов Э. Фримана, или вариантов, которые есть в моих статьях, а так же расписаны задачи, которые бизнес-аналитик выполняет, привлекая этих стейкхолдеров (и задачи тоже отличаются от моего опыта, например). Как вариант, в BABOK Guide есть такие роли как руководитель проекта, спонсор, тестировщик, регулятор, клиент, поставщик, конечный пользователь, и вот все они участвуют в задаче спецификации и моделирования требований. Мне сложно прям вот с чистой душой сказать, что я принимаю целиком и полностью логику BABOK Guide, но вам может зайти, поэтому посмотрите его внимательно прежде чем организовать свою работу с заинтересованными сторонами.

Какие еще есть термины внутри управления стейкхолдерами:

  • Интерес — настоящая, истинная потребность стейкхолдера (хочет прибыль, удобный инструмент для работы, меньше рутины, повышение в должности)
  • Ожидания — представление о том, что и как должно произойти в будущем. Ожидания, как правило, основаны на опыте, доступной информации и предпочтениях. По сути, это то, что стейкхолдер думает, что он получит от проекта. Ожидание может быть явным (озвученным), неявным (будто бы подразумевается, что нам это очевидно)

В контексте проектов ожидания участников связаны с их представлениями о том:

  • как должен развиваться проект,
  • какие будут промежуточные и основные результаты,
  • выгоды проекта,
  • какова будет роль каждого участника в этом процессе.

Ожидание всегда лежит в зоне интереса стейкхолдера, но ожидания могут прятать интерес. Например, стейкхолдер ожидает, что на сайте появится красивая кнопка, привлекающая внимание покупателей (потому что так ему представляется решение), а его реальный интерес — получать на 50% больше заявок с сайта. Работа аналитика в таком случае в том, чтобы выявить интерес за озвученным ожиданием.

  • Влияние — способность стейкхолдера изменить проект, его цели, бюджет, сроки или требования, то есть оказать влияние на проект и результат
  • Важность — насколько успех проекта зависит от того, будет ли этот стейкхолдер доволен результатом

Ключевые определения посмотрели, давайте пройдемся по процессу работы со стейкхолдерами. Здесь я буду делать пометки, где это проще и лучше делать аналитику, РМу или всем сразу.

Как выявить всех заинтересованных лиц?

Итак, с чего начать? С составления полного списка всех, кто хоть как-то связан с проектом. Выявление стейкхолдеров — работа для РМа, но он может подключать остальных членов команды в контексте вопроса «А кто еще заинтересован в результате проекта / получении выгоды от результата? С кем стоит поговорить мне / члену моей команды для решения какой-то задачи?»

Можно работать по категориям стейкхолдеров, записывая всех, кого найдем и вспомним:

  • внутренние — команда проекта, руководитель отдела внутри которого этот проект реализовывается, руководители смежных отделов (продажи, маркетинг, юристы, бухгалтерия), топ-менеджмент
  • внешние — клиенты, конечные пользователи, поставщики, партнеры, инвесторы, а иногда даже государственные регуляторы, общественные организации

На выходе у нас должен быть список стейкхолдеров, в котором указано:

  • должность и роль в проекте (заказчик, спонсор, член команды / исполнитель и т. д.)
  • контакты для связи (по необходимости)

Как проанализировать стейкхолдеров?

Надо взять наш список и по списку определить интересы и ожидания каждого, а дальше необходимо ранжировать стейкхолдеров по степени влияния и власти на проекте.

Как определить интересы и ожидания стейкхолдеров?

Если коротко, то мы можем составить таблицу в виде ответа по формуле:

Кто + Заинтересован в ... + Ожидает, что ...

Например:

Топ-менеджмент заинтересован в том, чтобы повысить конкурентоспособность компании на рынке за счет успешных проектов в портфолио, и ожидает, что сотрудники, которые заняты в работе над проектом, будут соблюдать сроки, не дадут увеличить издержки выше нормы/плана, результат проекта станет визитной карточкой компании

У каждого стейкхолдера в вашем реестре должны быть указаны его интересы и ожидания, потому что это то, что позволяет менеджеру влиять на стейкхолдеров и / или управлять ими (например, включить в презентацию результатов то, что напрямую соответствует ожиданиям, или презентовать неудачи как то, что не нанесло сокрушительного удара по его интересам).

Как картировать стейкхолдеров (Stakeholder Mapping)?

Для этого берем матрицу «Влияние/Интерес» и располагаем на ней всех стейкхолдеров:

Матрица «Влияние/Интерес»
Матрица «Влияние/Интерес»

Чем выше заинтересованность стейкхолдера в результате, и чем сильнее его влияние, тем более значимый для нас этот стейкхолдер, его положение на матрице я отметила красным квадрантом: с ним надо вести регулярную коммуникацию, его нужно информировать о рисках, сроках, ресурсах, с ним нужно принимать решения по проекту. С ним чаще всего работать будет именно РМ, потому что чаще всего это спонсор, заказчик.

Если низкий интерес и высокая власть (нижний желтый квадрант), то это стейкхолдеры, которых нужно держать в курсе, потому что если они будут не в курсе, им будет не интересно поддерживать проект, и они могут его закрыть (им-то результат не интересен). С ними тоже работать предстоит РМу (чаще всего это С-level, финдир, комдир, ИТ-директор, руководители смежных направлений, напрямую не получающих выгоды от проекта).

Если высокий интерес и низкая власть (верхний оранжевый квадрант), то это ключевая зона для бизнес-аналитика. Эти люди не принимают решений, но они — носители информации о процессах и проблемах, аналитик проводит с ними интервью, воркшопы, собирает обратную связь по прототипам и валидирует требования. При необходимости бизнес-аналитик подключает РМ, чтобы тот организовал проведение этих воркшопов / согласовал участие какого-то ключевого эксперта в интервью, или доступ бизнес-аналитика к процессу (например, для наблюдения на месте работы за сотрудником).

И есть зеленый квадрант, когда и низкая власть, и низкий интерес, это все мимокрокодилы, наблюдатели, например, линейные сотрудники других каких-то отделов, с ними направленной работы ни РМ, ни БА не ведут, но просто информируют о том, что вот есть такой проект, у него вот такие будут результаты и вот такие выгоды, порадуйтесь, мол, за своих коллег по компании. Иногда это сотрудники, которые являются исполнителями точечных задач в процессе, вокруг которого строится проект.

Что делать с результатами анализа?

Ну вот мы проанализировали наших стейкхолдеров, что мы имеем в итоге?

Мы имеем уже реестр стейкхолдеров, где указано то, что было в списке + интересы, ожидания + квадрант по матрице, нужно запланировать нашу стратегию взаимодействия с этими стейкхолдерами.

Стратегия взаимодействия это чаще всего стратегия коммуникации, писала про нее здесь, предложила для вас шаблон именно коммуникационного плана на конкретном примере. Разница между реестром стейкхолдеров и коммуникационным планом в том, что в реестре ВСЕ заинтересованные стороны, с которыми может и НЕ ВЕСТИСЬ коммуникация, а в коммуникационном плане ТОЛЬКО ТЕ, С КЕМ КОММУНИЦИРУЕМ.

Если вам кажется избыточным прорабатывать и реестр стейкхолдеров, и коммуникационный план, то можно объединить и сделать один документ, например, реестр стейкхолдеров с указанием частоты коммуникации, форматом и описанием каких-то правил.

А давайте на примере посмотрим

Вот нам вводные:

ООО «Пример для подражания», это B2B-компания, поставщик оборудования в реальном секторе экономики (например, строительного), в штате меньше 100 человек, в отделе продаж 15 сотрудников (1 руководитель, 2 тимлида и 12 менеджеров). Есть коммерческий директор, есть директор по ИТ, есть руководитель маркетинга. Есть отделы: бухгалтерия, юристы, логисты, склад, кадры, в основном там линейные сотрудники. У компании стадия активного роста, а в отделе продаж отсутствует единая система для ведения клиентов, ко-то на бесплатной версии CRM сидит, кто-то вручную в трекере, кто-то в эксель подбивает, разброд и шатание, в общем. Из-за связанных проблем (проблемы с аналитикой продажа, планами, из-за того что информация не вся фиксируется в БД компании) руководством была поставлена цель выбрать и внедрить CRM-систему. Цели у проекта такие:

- Централизовать 100% данных о клиентах и сделках

- Автоматизировать формирование еженедельной и ежемесячной отчетности

- Настроить бесшовную интеграцию для обмена данными с отделом маркетинга

Вещи, которые точно должны быть сделаны в рамках проекта: сбор и анализ требований, выбор и закупка облачного CRM-решения, базовая настройка, миграция данных по активным клиентам за последние 2 года, обучение пользователей, интеграция с маркетингом

Вводные данные для кейса

Что нам надо сделать в рамках стейкхолдер-менеджмента на этом проекте при условии, что мы, например, и РМ, и БА?

Давайте определим всех заинтересованных внутри компании:

  • коммерческий директор точно заинтересован, отчетность автоматизировать, как в целях заявлено
  • директор по ИТ хотел бы, чтобы новая CRM не ломала существующие системы учета и работы
  • руководитель маркетинга тоже напрямую заинтересован, он хочет отслеживать приведенных лидов
  • отдел продаж (РОП, тимлиды и продажники тоже) непосредственно участвует в том, чтобы рассказать, как именно им работать надо внутри системы
  • логистика, склады? да, но косвенно, будто больше просто интересно и прикольно, что какой-то отдел будут автоматизировать
  • бухгалтерия, юристы? да, тоже косвенно, ну там договор надо будет подписать, счет оплатить за CRM, им в целом-то все равно, в чем работать будут продажи, главное чтоб им все правильно отдавали документы и вовремя

Кто снаружи компании:

  • поставщик CRM, его менеджер, аналитик, интегратор (когда и кого выберут, тот и будет стейкхолдером)
  • клиенты (ооооооочень опосредованно, мол, просто будет внятная история продаж в одном месте и не будет лишних звонков и рассылок)

Надо бы проанализировать теперь этот список, зафиксировать, кто чего хочет, кто чего ожидает, кто на что влияет, удобно сделать это в таблице, я сделала вам шаблон, чтоб было нагляднее и понятнее:

По порядку идем, у нас роли на проекте (я указала роли так, как мне кажется понятным, в BABOK указаны другие роли, в PMBOK тоже другие роли на проекте рассматриваются), я сделала наиболее общий, как мне кажется, список, его можно дополнять и изменять в зависимости от проекта. Один и тот же стейкхолдер может иметь несколько ролей, а может не быть включенным в сам проект и тогда будет лишь наблюдателем.

Скриншот шаблона, выпадающий список ролей для проекта
Скриншот шаблона, выпадающий список ролей для проекта

Давайте посмотрим на заполненный реестр в части ролей, внешнего / внутреннего взаимодействия, матрицы влияния и интереса с ожиданиями:

Скриншот заполненного реестра по кейсу
Скриншот заполненного реестра по кейсу

Смотрим на матрицу, понимаем, что для бизнес-аналитика у нас точно работа с отделом продаж, например, собрать описание бизнес-процесса продаж, описание скриптов, воронок, этапов сделок и так далее, еще скорее всего надо будет собрать требования от ИТ и маркетинга, но лучше привлечь для этого РМа, и совместно собрать ограничения (бюджет, инфраструктура, сервисы для интеграции).

Давайте еще разберемся со стратегиями взаимодействия, нам же нужно понять, как нам работать с каждым в списке стейкхолдеров:

  • Коммерческий директор — высокое влияние, высокий интерес — здесь РМ должен регулярно отчитываться о ходе проекта и запрашивать помощь (так как это спонсор проекта) в случае, когда не хватает ресурсов / есть спорные моменты, насколько регулярно и формат отчета нужно согласовать
  • Руководитель отдела продаж (РОП) — высокое влияние, высокий интерес — здесь РМ должен регулярно отчитываться о ходе проекта и согласовывать план работ, приоритеты, а также привлечение каких-то людей для работы (например, что бронирует конкретных продажников для проведения аналитиком интервью), насколько регулярно и как именно согласовывать действия нужно обсудить и согласовать
  • Директор по ИТ и Руководитель маркетинга — высокое влияние, низкий интерес — здесь РМ должен регулярно, но в принципе можно реже, чем для РОПа и Комдира, давать сводку о ходе проекта, но заранее согласовать занятость для сбора требований / ограничений по профилю стейкхолдера, а аналитик должен эти требования собрать и формализовать
  • Тимлид / Менеджер по продажам — низкое влияние, высокий интерес — прямая работа и РМ, и бизнес-аналитика, РМ договаривается, организовывает встречи, согласовывает участие работников с их руководителем, аналитик собирает требования, РМ после согласовывает требования с РОПом и Комдиром, важно информировать о ходе проекта и отмечать вклад участников в прогресс
  • Бухгалтер / Юрист — низкое влияние, низкий интерес — РМ и БА нужны, чтобы точечно уточнить и зафиксировать возможные ограничения (срок предоставления счета, договора, оплаты и т. д.) при планировании воронок, можно информировать в общем порядке о ходе проекта, частота такого информирования и формат согласовывается со спонсором и заказчиком
  • Логистика, работники склада, кадров, секретарь и т.д. — низкое влияние, низкий интерес — можно информировать в общем порядке о ходе проекта, частота такого информирования и формат согласовывается со спонсором и заказчиком
  • Поставщик CRM — высокое влияние, высокий интерес — здесь РМ регулярно коммуницирует, обменивается информацией по проекту, требованиям, срокам, ограничениям, следит за оплатой, эскалирует / решает проблемы, привлекает БА для работ по внедрению и настройке, результаты коммуникаций входят в отчет для спонсора и заказчика
  • Клиенты — низкое влияние, низкий интерес — можно информировать, а можно и не информировать, по желанию спонсора и заказчика, хотят они рассказать клиентам, что вышли на другой порядок ведения дел или нет

Я внесу эти мысли в реестр, а себе, как РМ, запишу задачи:

  • согласовать регулярность и формат отчетов для спонсора, заказчика
  • согласовать регулярность и формат информирования для сотрудников, занятых в проекте напрямую
  • согласовать регулярность и формат информирования для всех остальных сотрудников компании, не занятых на проекте

Когда я согласую / договорюсь, я результаты договоренности внесу в таблицу (например, с комдиром у меня будет личная встреча раз в две недели, с РОПом еженедельные онлайн-синки, а формальная коммуникация будет в виде рассылок на корпоративную почту).

При планировании работ на проекте у меня будут задачи по организации встреч для БА, чтобы он собирал требования и работал с ними.

Важно: менеджмент стейкхолдеров — не разовая задача. Люди меняют должности, их интерес к проекту может расти или падать, поэтому надо регулярно актуализировать реестр и пересматривать влияние.

Что может измениться в контексте нашего примера?

Например, в какой-то светлый день, в ум Коммерческого директора придет не менее светлая мысль, что нужна интеграция с ЭДО, с бухгалтерией и тогдаааааааа, тогда у бухгалтерии и юристов вырастет и влияние, и интерес, им нужно будет участвовать в интервью для сбора данных, а, например, поставщик наш не сможет помочь, и придется искать еще одного поставщика, и это новая строка в списке стейкхолдеров проекта для второй фазы.

Смекаете?

Вот и я о том же.

Заключение

Работа со стейкхолдерами — это не лишняя бюрократия, а один из самых мощных инструментов в арсенале что проджекта, что бизнес-аналитика. Да, надо потратить время на выявление, анализ, картирование и проработку стратегии, но это часть работы и часть успеха.

В конце концов, если вы приболеете, то когда вместо вас выйдет другой РМ или БА на проект, он зайдет в реестр и увидит готовые инструкции по взаимодействию, не будет потеряна коммуникация, не будет конфликта, будет должный уровень прозрачности. Сплошные плюсы!

Пишите свои замечаний, предложения и хвалебные оды, переходите в канал в тг, у нас там общение и хихики:

1
2 комментария