Как ювелиру выстроить эффективный финансовый учет и управлять денежными потоками для роста бизнеса
Ювелирный бизнес - это не просто сфера, в которой главенствуют именитые дизайнеры и бренды, а работа с существенными обязательствами даже на ранних стадиях.
Работа с драг. металлами, длительные производственные циклы, в которые производства регулярно не укладываются, а также сезонность продаж требуют от предпринимателя грамотного подхода к финансовому учёту и управлению денежными потоками.
В данной статье мы разберем, как выстроить эффективную систему учета, которая поможет контролировать бизнес и обеспечит его стабильный рост.
Кто я
Сначала познакомимся, меня зовут Александр, и я сопровождаю малый и средний бизнес в роли финансиста. Чаще всего, я помогаю решить вопросы, связанные со сбором управленческого учета, проверки отчетности, построением планов и формированием гипотез, а также поиском “дыр” в финансовой модели компании.
С ювелирным бизнесом я работаю с 2021 года и помог брендам в следующих вопросах:
1. Выстроил систему аналитики продаж “с 0”;
2. Сформировал систему ценообразования;
3. Поспособствовал увеличению количества каналов сбыта;
4. Повышение оборачиваемости товарных остатков в 3 раза при сохранении плана продаж;
5. Провел реструктуризацию организации при переходе с УСН на ОСНО.
Почему финансовый учет важен для ювелиров?
Ювелиры работают с дорогим сырьем - драгоценными металлами и камнями. Даже небольшие ошибки в учете материалов или затрат могут привести к ощутимым потерям из-за некорректной оценки себестоимости.
Кроме того ювелирный бренд зачастую является малым предприятием, где вопросом управления финансами занимается сам собственник.
Поэтому система учета должна отвечать следующим требованиям:
- Позволять оценить себестоимость производимой и реализуемой продукции;
- Отображать информацию по имеющимся каналам продаж;
- Планировать расходы и доходы;
- Содержать информацию по остаткам товаров и сырья у комиссионеров и собственных складах;
- Позволять контролировать задолженности.
Основой для такого учета может послужить практически любой из доступных на рынке сервисов автоматизации управленческого учета. Он выступит хорошей основой для подготовки аналитики различного уровня. Также потребуется сервис по ведению сырьевых и товарных остатков.
- Важно уточнить, что во всех структурах данного учёта необходимо отражать реальную картину.
Основы финансового учета в ювелирном бизнесе
Первоначально следует разделить учет на основные направления:
1. Учет товарных остатков и сырья
Запасы драг. металлов и камней - ключевой актив ювелира. Важно вести подробный учет, фиксировать поступления и списания, отслеживать остатки. Это поможет предотвращать потери и кражи, а также точно рассчитывать себестоимость изделий.
С товарными остатками похожая ситуация - их отслеживание в купе с аналитикой продаж позволит четко понимать когда и сколько тех или иных артикулов потребуется произвести и не упустить выручку.
2. Учёт продаж и выручки
Фиксируйте все продажи в различных срезах: наличные или безналичные поступления, личные продажи или продажи комиссионеров, по артикулам и размерам.
Важно анализировать структуру продаж по всем срезам - какие изделия пользуются спросом, в каких размерах, в какие периоды, в каких магазинах и у каких комиссионеров, чтобы корректировать ассортиментную стратегию и маркетинговые активности.
3. Учет затрат на производство
В данный блок входят затраты на оплату труда мастеров, аренду мастерской, амортизацию оборудования и прочие расходы. Ведение точного учета затрат позволяет определить реальную себестоимость каждого изделия и избежать недооценки цены.
Это даст возможность управлять стратегией компании в одном из ключей: от высокой маржинальности или же от высокой оборачиваемости.
4. Учёт административных и коммерческих расходов
Отражение в учете данных расходов позволит понимать, окупает ли текущий объем продаж расходы компании, какие каналы привлечения работают лучше. Дополнительно, они позволят оценить чистую прибыль компании - ключевой параметр оценки эффективности бизнеса.
Управление денежными потоками
Денежные потоки - это артерии любого бизнеса. Их выделяется три в классическом учете:
- Операционный - этот поток отражает всю текущую деятельность компании (поступление средств от продаж, закупку сырья и т.д.);
- Финансовый - отражает в себе движение заемных средств и дивиденды владельцев;
- Инвестиционный - вложение средств в активы компании или вывод средств из них.
Для ювелирных брендов характерна сезонность продаж с ярко выраженными пиками спроса и длительные циклы производства (с возможными их срывами). Для того, чтобы компания не испытывала дефицита средств, необходимо:
- Вести платежный календарь и прогнозный отчёт о движении средств. Первый позволит наглядно видеть, кому и что мы должны заплатить, а второй позволит оценить вероятность кассового разрыва;
- Создавать резервные фонды. Они позволят спокойно пережить задержки оплат от комиссионеров или периоды «застоя» в продажах;
- Трезво оценивать производство. Конечно хорошо, если ваше производство сдает заказы в нужном виде и точно в срок, но чаще всего это не так.
- Контролируйте договорные сроки и фактические, чтобы корректировать внутренние сроки ожидания, дабы не уходить в недосток;
- Контролировать кредиторскую и дебиторскую задолженность. Важно, чтобы эти блоки были всегда на виду и были контролируемы (где-то «подопнуть» оптовика по оплате закупки, а где-то попросить дополнительную отсрочку);
- Использовать банковские инструменты. Овердрафт, факторинг - все это может позволить сгладить неровности денежного потока.
Распространенные ошибки и как их избежать
Много из перечисленного ниже так или иначе уже рассматривалась в рамках статьи и в данном блоке я решил скомпоновать это для большей наглядности:
- Отсутствие систематического учета. Ведение учета «в голове» часто приводит к ошибкам и потерям. Куда более эффективно использовать профильные онлайн-сервисы или же воспользоваться шаблонами учета в Excel. И тех и других в интернете масса;
- Отсутствие разделения личных средств и средств компании. Такая ситуация многократно усложняет контроль и множит вероятность путаницы в данных. Запомните, личные деньги - отдельно, деньги бизнеса - отдельно;
- Недооценка себестоимости. Упрощенные расчеты могут привести к неправильному ценообразованию и потери прибыли;
- Отсутствие планирования денежных потоков. Без этого участь каждого предпринимателя - вечное «лавирование» в условиях кассового разрыва.
Заключение
Если у вас еще небольшой ювелирный бренд и вы хотите развивать бизнес устойчиво - начните с финансового учета и планирования. Это не только поможет избежать ошибок и убытков, но и создаст прочный фундамент для роста и новых возможностей.
Подписывайтесь на мой Telegram-канал «Заметки Финансиста» - здесь разбираю живые кейсы бизнеса, нетривиальные ошибки и проверенные решения 📝