Как просить повышение зарплаты: шаблон письма для работодателя
Приходит нанятый сотрудник к начальнику и говорит: «Я увольняюсь». «А чего решил уйти?», — спрашивает удивленный начальник. «Нашел работу с ЗП, выше на 20%», — отвечает человек. «И это всё? Так на +20% и не уходи». Этот сценарий я видела сотни раз. Пока мы не скажем о своих желаниях — никто ничего не прибавит. Давайте исправлять.
Как просить повышение зарплаты
Сразу скажу, шаблона письма, после которого «точно не откажут», не существует.
Решение зависит не только от текста, но и от бюджета компании, политики руководства, специфики деятельности, статуса коммерческой или госструктуры, вашей роли в команде.
Но можно попытаться составить письмо, минимизировав шанс отказа. Схема «4П»
1. Поблагодарить.
Важно правильно настроить собеседника. Когда руководитель читает просьбу о деньгах, у него может включиться защита («опять расходы», «только и просят», «надо отказывать»), а слова признательности снижают напряжение и создают дружелюбный фон. Руководителю проще сказать «да» понимающему человеку, чем «требующему». Благодарность вызывает симпатию. На такой почве просьба прозвучит мягче и воспримется как сотрудничество, а не как ультиматум.
«Благодарю, что у меня есть пространство для роста и новых идей».
«Спасибо, что мои усилия замечают и дают возможность развиваться дальше».
«Приятно, что в компании ценят вклад сотрудников».
Будет круто дополнить их конкретикой. «Я ценю возможность быть частью команды и участвовать в таких проектах, как…».«Спасибо за доверие. Мне приятно, что вы поручили руководить отделом 2 года назад».
2. Привязаться. Демонстрируем желание и готовность оставаться в компании.
Когда просите о повышении зарплаты, важно показать, что это готовность двигаться вперёд вместе. Подчеркните, что видите новые возможности для развития отдела или проекта, готовы брать дополнительную ответственность и внедрять улучшения, предлагать идеи — тогда повышение зарплаты будет восприниматься не как каприз, а как логичный шаг для поддержки будущего вклада.
«Очень нравится быть членом команды и хотелось бы оставаться им в будущем», «Я ценю атмосферу компании и надеюсь, что наше сотрудничество продлится еще не один год»
3. Продемонстрировать факты.
Руководителю нужны факты и измеримые результаты, показывающие ценность труда. В письме можно подчеркнуть конкретные проекты, цифры, инициативы: рост продаж, экономия бюджета, сокращение времени на процессы или повышение качества работы команды. Чем яснее и конкретнее вы формулируете вклад, тем проще руководителю связать достижения с реальной пользой бизнесу и тем логичнее звучит просьба о повышении.
4. Попросить.
Когда речь заходит о самой просьбе, важно выбрать уверенный и уважительный тон. Чрезмерно мягкие фразы в духе «может быть, когда-нибудь получится подумать о…» делают просьбу незначимой и дают собеседнику удобный повод отложить разговор. Следует чётко обозначить свои ожидания, но оставить пространство для диалога. Лучше предлагать конкретику — сумму или вилку. Когда вы обозначаете диапазон (скажем, 15–20%), руководителю психологически проще принять решение, у него появляется ощущение выбора.
«Хочу обсудить повышение зарплаты до ___, чтобы уровень оплаты соответствовал текущему объёму ответственности и моим компетенциям на рынке»
Когда пишем письмо руководителю о повышении, мы автоматически затрагиваем его ответственность перед вышестоящими, необходимость принимать непростые решения. Поэтому проявляем заботу и сочувствие. Не нужно писать: «Я понимаю, как тяжело управлять компанией» — звучит фальшиво. Достаточно маленьких акцентов:
«Понимаю, что у вас много задач, заранее благодарю за время и внимание к финансовому вопросу». «Знаю, что решение о зарплате связано с большим количеством факторов, и ценю возможность обсудить открыто».
Руководитель чувствует, что его понимают, а не «атакуют». Снижается напряжение («меня не ставят в угол, а разговаривают по-человечески»).
Получаем схему «4П»:
- Поблагодарить
- Привязаться
- Продемонстрировать
- Попросить (с уважением и пониманием)
Почему мы боимся просить повышение?
Большинство людей тянут разговор на тему ЗП не потому, что у них мало аргументов, а потому что в голове срабатывают внутренние «стопы-сигналы».
- Страх отказа. «А вдруг скажут “нет” — и будет ж**па?». На самом деле отказ — не приговор. Ничего ужасного не случится. За исключение того, что нанятый человек задумается о смене компании.
- Страх потерять расположение начальника. Кажется, что просьба испортит отношения: «Подумает, что я жадный». Но руководитель чаще всего воспринимает как рабочую тему, а не личную обиду. Вы же не хамите в лицо и не переходите на личности?!
- Внутренний критик. Мы обесцениваем достижения: «я же делаю свою работу, ничего особенного». Хотя в этом и ценность — работа делается стабильно и с результатом. О внутреннем критике и откуда он берется, я подробно рассказывала в канале о культуре общения в переписке:
- Синдром самозванца. «А вдруг я недостаточно хорош для повышения?». В итоге мы ждем «приглашения» поговорить о зарплате. Но если вы не попросите, то ждать, что руководитель сам придет с предложением — порой глупо.
Все эти страхи связаны с тем, что в голове включается Ребёнок. Он боится наказания, стыда или потери любви. На личном примере разбирала здесь.
Просить повышение зарплаты — это нормально
Это не наглость, а проявление собственной ценности работы. Если начать с благодарности, показать конкретные результаты и обозначить готовность к новым задачам, то просьба звучит не как «хочу больше денег», а как логичное продолжение вклада. Универсальной формулы не существует, но грамотное письмо сильно повышает шансы.
Шаблон готового письма забирайте по ссылке.
Спасибо всем, кто дочитал до конца! Если у вас есть свои лайфхаки — делитесь в комментариях.
И помним, что фразы «ой да никто никогда не поднимает зарплату» пишут не самые удачные и сговорчивые наемные сотрудники.