136 000 000 рублей или ничего: один юридический нюанс, который может изменить всё

Почему за одни патенты с нарушителей взыскивают миллионы, а за другие — «один винтик поменял и всё, нарушения нет»?

Я юрист, патентный поверенный. Сегодня расскажу две интересных истории из реальных российских судов, а потом покажу важный нюанс, который невероятно дорого обходится на практике предпринимателям и компаниям.
Если вы хотя бы иногда придумываете что-нибудь интересное — эта статья точно вам пригодится.

Давным-давно прошли времена, когда патенты выдавали только на какие-то супер-невероятные технологии и инновации. Сегодня патенты получают обычные люди и предприниматели, которые просто придумали что-нибудь новое.

Меня зовут Алексей Башук, я автор книги о защите интеллектуальных прав «Своровали? Накажи» и ТГ-канала «Клуб правообладателей». Скорее всего, вы уже подписаны, но если еще нет — заходите, и погнали.

«У вас сварка, а у нас винты»: дело об иллюминаторах

Одна компания запатентовала иллюминатор с особенной рамой. Спустя время на сайте конкурентов появились очень похожие иллюминаторы. Патентообладатель подал заявление в полицию.

Полиция изъяла иллюминаторы и отправила их на экспертизу. Выяснилось, что они и правда были устроены почти как запатентованные.

Но было и небольшое отличие: в патенте было указано, что части рамы иллюминатора должны быть сварены между собой, а у этих части рамы были соединены винтами и залиты герметиком.

А не все ли равно, чем там соединены части рамы? Главная особенность этого иллюминатора ведь была совсем в другом.

Только вот суд в иске отказал — посчитали, что нарушения нет.

Кажется, что такое решение суда несправедливо? Нет, на самом деле тут проблема не в суде, а в неправильно полученном патенте.

Сейчас расскажу еще одну историю и затем покажу, где была ошибка.

136 000 000 рублей и уголовное дело за нарушение патентных прав

Изобретатели, отец и сын, придумали технологию очистки растительных масел от воска. Получили патент, открыли компанию, стали внедрять технологию на разных предприятиях.

Одно предприятие начало работать с изобретателями, а потом решило изменить планы: предложили изобретателям «продать оборудование «вместе с обслуживающим персоналом».

Когда изобретатели отказались, представители предприятия заявили, что больше не нуждаются в их услугах. Изобретателеи перестали пускать на территорию комбината, а оборудование по их патенту запустили сами.

Тогда изобретатели обратились в суд и полицию. В итоге имущество предприятия арестовали и взыскали 136 000 000 рублей в пользу изобретателей.

Директору предприятия вынесли приговор: срок не дали, но назначили уголовное наказание — штраф (сумма не раскрывается, дело №4Г-2096/2017)

Патенты патентам рознь: какие бывают патенты

Благодаря патентам одни предприниматели зарабатывают деньги, а у других лишь появляется красивый документ в рамочке. Чтобы быть первым, нужно четко понимать вот что.

У нас в России есть три вида патентов: патент на изобретение, на полезную модель и на промышленный образец.

Патентами на промобразцы защищают дизайн. Это крутые патенты, но сегодня не про них.

Патенты на изобретения и полезные модели — вот те самые патенты, которыми защищают суть технических решений.

Если вы что-то придумали эдакое и хотите это запатентовать — вам нужен именно такой патент.

В деле с иллюминаторами речь шла о патенте на полезную модель. В деле с устройством для очистки масел защищали патент на изобретение.

Начинаете чувствовать подвох?

А в чем разница и что лучше — изобретение или полезная модель?

Попробуйте загуглить этот вопрос, и понятнее вам не станет. Большинство авторов пустопорожних SEO-статей в интернете переписывают друг у друга одни и те же теоретические выкладки:

— патент на изобретение действует дольше: 20 лет вместо 10 лет у полезной модели

(много ли технических решений столько лет живут на рынке, спасибо)

— как полезную модель можно запатентовать только устройство, а как изобретение еще и способ, состав, группу устройств и другие объекты

(только вот иногда можно получить и такой патент, и такой, и тут вообще все покажется непонятным)

— заявки на полезную модель проверяют только по критерию мировой новизны и промышленной применимости, а вот изобретения проверяют еще и по критерию изобретательского уровня

(короче, изобретение запатентовать вроде как дольше и сложнее)

Все это, конечно, хорошо, но есть куда более важное отличие. О нем знают как правило только те, кому довелось не просто получить патент, а защищать его в суде.

Что на самом деле защищают патенты

Почему одни патенты «обходят», а другие — нет? Почему где-то «один винтик поменял, и всё», а где-то взыскивают миллионные компенсации, несмотря на кучу отличий?

А все дело в том, какой объем прав даёт патент. У кого-то он серьезный, у кого-то мизерный. Сейчас объясню, в чем разница и что на это влияет.

Смотрите, каждый патент защищает не просто абстрактную идею, а конкретное техническое решение, которое можно взять и сделать.

Что именно защищает патент, показывает формула патента — главный документ патентной заявки. По сути, формула описывает главные признаки технического решения.

Допустим, вы изобрели табуретку с встроенной в сиденье колонкой. Вот так может выглядеть патентная формула этого устройства (для примера сильно упрощаю):

«Табурет, включающий четыре ножки и сиденье, скрепленные между собой винтиками, отличающийся тем, что в сиденье встроена аудиоколонка».

Вот вы построили бизнес на продаже таких табуретов. Конкуренты их скопировали. Вы — в суд, суд — к эксперту.

Эксперт такой: «тэк-с, четыре ножки есть, сиденье есть, винтиками скреплено, колонка присутствует. Уважаемый суд, ну все признаки есть, нарушение есть, получается».

Но что, если ножки с сиденьем скреплены не винтиками, а гвоздиками?

А вот тут начинается самое интересное.

Почему патенты на изобретения настолько «сильнее»

Если речь идет о патенте на полезную модель, то логика закона такая: решение признается использованным, если есть каждый признак. Всё.

То есть, если аудиотабурет запатентован как полезная модель, а в продукте там гвоздики вместо винтиков — всё, нарушения нет.

А вот с изобретениями интереснее: нарушение есть, если использован каждый признак формулы или его эквивалент.

Эквивалент — это аналогичный признак, который дает такой же результат. Например, винтики и гвоздики — и то, и то по сути просто крепеж.

Доктрина эквивалентов работает так: если речь идет про аудиотабурет, вся фишка которого в том, чтобы седалище играло музыку, то нет великой разницы, скреплять ножки и сиденье винтиками или гвоздиками.

Именно поэтому патенты на изобретения дают гораздо более широкий объем прав.

Если ваш аудиотабурет запатентован как полезная модель с такой формулой, то предъявить претензии вы сможете только любителям винтиков.

А вот если у вас патент на изобретение, то совершенно все равно, что там у нарушителя — винтики, гвоздики или столярный клей. Нарушение установят, и никакими гвоздиками вас не проведешь.

Вот это самая важная штука на практике, почему патент на изобретение круче полезной модели: объем прав.

А что, патент на полезную модель вообще бесполезный?

Нет. Он нормальный, просто надо уметь им пользоваться.

Во-первых, есть случаи, когда патент на изобретение получить нельзя, а можно получить только на полезную модель.

Тут нужно проводить патентный поиск и разбираться, соответствует ли ваша задумка критерию изобретательского уровня или нет.

Во-вторых, формулу полезной модели нужно составлять нормально и думать о будущей защите, а не о «бумажку лишь бы получить, и всё».

Вспомните нашу формулу аудиотабурета:

«Табурет, включающий четыре ножки и сиденья, скрепленные между собой винтиками, отличающийся тем, что в сиденье встроена аудиоколонка».

Шокирующий вопрос: а зачем вообще писать-то про винтики в формуле?

Ведь можно вместо «скрепленные между собой винтиками» написать просто «скрепленные между собой», и всё.

Тогда никакая экспертиза вопрос винтиков исследовать не будет. Вот это поворот!

Три главных вывода коротенько:

  1. Когда подаете патентную заявку, нужно заранее думать не только о том, как получить красивый документ, но и о том, как потом выявлять и доказывать нарушение
  2. Чем меньше формула патента, тем больше объем прав, который дает этот патент. В формуле патента не должно быть лишних подробностей
  3. Патент на изобретение дает более широкий объем прав — за счет возможности применения доктрины эквивалентов в случае нарушения

На все общие вопросы отвечаю в комментариях.

Если надо спросить что-то частное для себя или своей компании, например, ваше название или лого посмотреть-проверить по настоящим базам, разобраться с регистрацией товарного знака или судом — пишите мне в личку в телеграме @bchlf

Если в принципе тема брендов и технологий «ваша» — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».

Там мои заметки для предпринимателей и авторов. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.

Недавно написал и опубликовал в канале небольшую методичку «Как теряют миллионы на компенсациях и штрафах».

Как говорится, без смс и регистраций собрал просто в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь. Гляньте, возможно пригодится.

16
6 комментариев