У ChatGPT более 800 млн пользователей, но платят из них только 5%
Financial Times опубликовала детали пятилетнего бизнес-плана OpenAI, который компания показывает инвесторам.
Основные тезисы:
- OpenAI обязалась закупить более 26 гигаватт вычислительных мощностей у Oracle, Nvidia, AMD и Broadcom — на это придётся потратить более $1 трлн в течение 10 лет
- Появятся источники дохода: сделки с госструктурами, шопинг-инструменты, видеосервис Sora, AI-агенты, пока не до конца понятный гаджет от Джони Айва, возможно — реклама в ChatGPT
- Но капитальные затраты на инфраструктуру берут на себя партнёры вроде Oracle. Сама OpenAI обязуется расплачиваться по ним операционными расходами в будущем
Но самое интересное — немного внутренних данных от источника в компании:
- Годовой доход: $13 млрд;
- 70% составляют подписки ChatGPT от обычных пользователей (которые $20/месяц), остальное платят хардкорные ;пользователи (разработчики, компании) по API;
- 800 млн пользователей, но платят только 5%. OpenAI планирует увеличить долю платящих до 10%;
- Операционный убыток за первое полугодие 2025: $8 млрд (при доходе $6,5 млрд).
Это означает, что на каждый заработанный доллар OpenAI тратит $2,23. Улучшается это положение небыстро: в 2024 году на доллар выручки приходилось $2,35 расходов.
Даже при удвоении числа платящих пользователей до 10% — это всё равно 90% бесплатных пользователей при огромных затратах на инференс. Более того, даже подписка за $200/месяц (ChatGPT Pro) убыточна — пользователи используют продукт больше, чем OpenAI рассчитывала.
Математика не сходится даже в оптимистичном сценарии. Чтобы окупить $1+ трлн обязательств за 10 лет, нужно ~$100 млрд дохода ежегодно (без учёта других операционных расходов, которые очевидно сохранятся и будут немалыми). И даже если OpenAI выполнит свой прогноз по достижению $100 млрд годовой выручки к 2029 году, то при сохранении текущей операционной эффективности расходы составят $223 млрд (а убыток — $123 млрд).
Сэм Альтман говорит, что выход на прибыльность «не входит в топ-10 его забот» прямо сейчас. Да, компания и не обещает прибыльности до 2029 года, но даже эта дата выглядит оптимистично. Ведь есть ещё конкурирующие модели (Claude, Gemini, Deepseek, локальные opensource-модели) — многие бесплатные или дешевле — всё это создаёт давление на ценообразование. OpenAI не может поднять цены выше точки безубыточности, не потеряв пользователей.
Значит, придётся зарабатывать на них как-то дополнительно — введение рекламы в ChatGPT неизбежно, считает авторитетный аналитик Эрик Сайферт. И если вы думаете, что мотивировать больше пользователей платить за подписку будут более классными моделями — лол, конечно же нет, скорее урежут бесплатные лимиты, чтобы момент «Видимо, всё-таки придётся платить» наступал раньше.
Напомню, что OpenAI — ключевое звено в той самой схеме инвестирования на рынке AI по принципу «План эвакуации в случае пожара» 🔄
Это либо гениальная игра на опережение с расчётом на радикальный прорыв компании (а значит и общества и глобальной экономики) в AGI, либо классический пузырь в стиле WeWork, но на порядки крупнее. Несколько крупнейших компаний США теперь зависят от выполнения OpenAI своих контрактов, что создаёт системный риск для экономики.
Один из комментаторов в FT подытожил: «Если по-простому: вся мировая экономика висит на том факте, что люди платят 20 баксов за подписку на ChatGPT, и что их количество будет увеличиваться».
Подписывайтесь на Telegram Радиорубка Лихачёва.