Какие стартапы востребованы среди российских банков

Банки «ВТБ24», «Хоум Кредит», «Санкт-Петербург» и «АК БАРС» участвуют в первом отраслевом финтех-акселераторе «Финтех Лаб» и рассказывают о том, чего они ждут от стартапов и как найти общий язык с банковской сферой.

Материал подготовлен при поддержке «Финтех Лаб»

Зачем банкам акселератор

Мы верим в идею кооперативной акселерации, а также в развитие проектов инфраструктуры финансового рынка совместными усилиями его участников. Акселератор для нас — источник интересных  идей и кроме того, некоторые гипотезы и модели правильнее тестировать вне контура банковской инфраструктуры.

Артем Асанов, директор операционно-технологической дирекции «АК БАРС»

​Акселерация подразумевает тесное взаимодействие с командами, возможность поучиться у них гибкости и скорости работы. Мы верим, что команды способны за небольшой срок создать MVP и на финальном этапе акселерации подтвердить жизнеспособность идеи. А это значит, что у нас может появиться новый проект и он поможет банку стать лучше.

Артём Алешкин, заместитель председателя правления банка «Хоум Кредит»

Мы заинтересованы в сотрудничестве с молодыми инновационными командами. ВТБ24 занимает лидирующие позиции на рынке по работе с малым бизнесом. Сохранить этот статус можно только за счёт постоянного совершенствования технологической базы и реализации прорывных решений. Понимая это, мы активно развиваем инновационный подход, как внутри собственной структуры, так и в работе с технологическими компаниями. 

Корпорациям и стартапам не всегда удаётся найти общий язык. «Финтех Лаб» может стать эффективным инструментом коммуникации, передавая запросы крупных игроков технологическим командам и контролируя разработку решений.

Надия Черкасова, член правления, директор департамента обслуживания клиентов малого бизнеса ВТБ24

​Ключевая цель для нас — повышение качества и эффективности процесса отбора потенциально интересных для банка проектов и идей, акселерации перспективных команд.

Александр Рыбаков, вице-президент, руководитель Digital BSPB, «Банк Санкт-Петербург»

Какие решения ищут банки

Иногда для того, чтобы произошли внутренние изменения, необходим внешний стимул. В рамках акселерационной программы мы хотим обогатить те сферы, на развитие которых банк раньше не направлял достаточно усилий. 

Артём Асанов, директор операционно-технологической дирекции «АК БАРС»

​Нам интересно все, что связано с большими данными, в том числе решения, которые помогут улучшить качество оценки платежеспособности клиентов, позволят лучше предсказывать вероятность спроса на конкретные предложения от банка. 

Второе актуальное направление — новые сервисы, использующие геймификацию для вовлечения и удержания клиентов. При этом мы готовы рассматривать и другие направления, все зависит от конкретных предложений.

Артём Алешкин, заместитель председателя правления банка «Хоум Кредит»

Прежде всего, это В2B-проекты. В финтехе В2B-компаний запускается не так много. Логику стартаперов можно понять — B2C-модели, направленные на охват аудитории, кажутся более привлекательными. При этом B2B-проекты быстрее масштабируются и могут быть более коммерчески успешными: отработали с одним банком, дальше можно тиражировать свой продукт, развивать бизнес с другими игроками рынка.

От участников «Финтех Лаб» ожидаем интересных решений для оптимизации внутренних бизнес-процессов банка, повышения качества клиентского сервиса или нефинансовые сервисы для малого бизнеса, создающие общую инфраструктуру с банковскими продуктами.​

Надия Черкасова, член правления, директор департамента обслуживания клиентов малого бизнеса ВТБ24

Нам бы не хотелось делать акцент ни на одной из технологий: на данном этапе банк одинаково заинтересован в любых решениях, повышающих эффективность бизнеса.​

Александр Рыбаков, вице-президент, руководитель Digital BSPB «Банк Санкт-Петербург»

Как банки работают с инновациями

​Наш банк является партнером ФРИИ по направлению «финтех», вместе мы сделали ряд пилотных проектов, лучшие из них вошли в продуктовую линейку банка. Также мы сотрудничаем с Казанским ИТ-Парком, Высшей школой ИТИС при Казанском федеральном университете и Университетом Иннополис. С этими партнерами мы создали ряд решений, а успешные команды пополнили коллектив «Ак Барс Цифровые Технологии».

Илья Вельдер, управляющий директор, дирекция стратегического развития и корпоративных коммуникаций «АК БАРС»

​Сейчас у нас в работе ряд пилотных проектов со стартапами, в основном мы используем уже разработанный ими сервис.

Артём Алешкин, заместитель председателя правления банка «Хоум Кредит»

Активно работаем с различными акселераторами и инфраструктурными проектами, которые обеспечивают нам поток профильных стартапов. Кроме того, в маркетплэйс нефинансовых сервисов интернет-банка для юридических лиц, мы готовы давать перспективным стартапам доступ к широкой аудитории наших клиентов. ВТБ24 — это 370 тысяч компаний по всей России. Это вторая клиентская база в стране и уникальный шанс для финтех-компаний. ​

Надия Черкасова, член правления, директор департамента обслуживания клиентов малого бизнеса ВТБ24

​Мы постоянно ищем интересные решения на рынке, пробуем, тестируем и внедряем что-то новое. Достаточно сложно сразу нащупать прорывные идеи: в основном отрабатываются точечные решения с целью повысить уровень сервиса и удовлетворить ожидания клиентов, а нередко и сформировать абсолютно новый спрос.

Александр Рыбаков, вице-президент, руководитель Digital BSPB «Банк Санкт-Петербург»

Как понравиться банку

Спойлер: главное — проработанная бизнес-модель и четко сформулированное ценностное предложение.

​Важный навык заранее продумывать интеграционные вопросы или, наоборот, априори строить безинтеграционное решение, обладать понятной юнит-экономикой.

Илья Вельдер, управляющий директор, дирекция стратегического развития и корпоративных коммуникаций «АК БАРС»

Стартапу нужно четко понимать, какую проблему банка или клиента они решают своим продуктом, и в чем его ценность. Идея должна быть такой, чтобы банку было проще сделать ее с внешней командой, чем самостоятельно. 

Ценной для банка должна быть не только идея, но и сама команда. А чтобы разговор получился более продуктивным, лучше, если идеи будут подкреплены реальными клиентскими исследованиями на стадии MVP.​

Артём Алешкин, заместитель председателя правления банка «Хоум Кредит»

От стартапов приходящих к нам с предложением, мы ждём рабочий прототип или готовый продукт с понятной бизнес-моделью. ВТБ24 — не венчурный фонд, мы не инвестируем в высокорискованные проекты на ранней стадии, но готовы выступать стратегическим партнёром для будущего роста проектов, доказавших свою жизнеспособность на рынке.​

Надия Черкасова, член правления, директор департамента обслуживания клиентов малого бизнеса ВТБ24

Прежде всего, стартапу необходимо слушать и слышать, трезво оценивать свою идею, не бояться менять проект. Хороший стартап все время задает себе вопрос: «Кто мой клиент и за решение какой проблемы он мне платит?». 

В наших глазах вырастут шансы тех стартапов, которые предварительно сделали проверки своих гипотез «в полях», у которых кроме описания самой идеи или новой технологии есть проработанная бизнес-модель.​

Александр Рыбаков, вице-президент, руководитель Digital BSPB «Банк Санкт-Петербург»

Как банки оценивают стартап

Спойлер: главное — хорошая команда.

​На что будут смотреть наши эксперты? Это опыт команды, traction проекта, размер рынка, масштабируемость продукта, его УТП, барьеры для конкурентов.

Дамир Галиев, руководитель проектного офиса инновационного развития «АК БАРС»

Для нас важны несколько параметров — релевантность продукта для нашего бизнеса, новизна предлагаемой идеи, состав самой команды. Мы должны верить в этих людей — ведь мы тратим свои ресурсы для достижения нами совместного результата.​

Артём Алешкин, заместитель председателя правления банка «Хоум Кредит»

Банки и корпорации заинтересованы в решениях «под ключ», которые можно быстро и эффективно интегрировать в бизнес-процессы, и здесь мы не исключение.​

Надия Черкасова, член правления, директор департамента обслуживания клиентов малого бизнеса ВТБ24

Для нас важно наличие качественной команды, готовность решения к эксплуатации, желательно наличие прототипа, продаж.

Александр Рыбаков, вице-президент, руководитель Digital BSPB «Банк Санкт-Петербург»

KPI успеха акселерации

Успешные продукты и процессы, созданные благодаря пилотам и внедрениям с командами, которые мы найдем в акселераторе.​

Дамир Галиев, руководитель проектного офиса инновационного развития «АК БАРС»

В первую очередь акселератор для нас – это возможность получить опыт работы с внешними командами. И если у нас получится выбрать хотя бы один проект для запуска в банке, будем считать свое участие успешным.​

Артём Алешкин, заместитель председателя правления банка «Хоум Кредит»

Поток качественных проектов с интересными идеями на входе, c хорошим traction за время акселерации, с которыми по итогам программы мы сможем запустить пилоты и продолжать сотрудничество.

Надия Черкасова, член правления, директор департамента обслуживания клиентов малого бизнеса ВТБ24

Для нас главный критерий успешности участия в акселераторе — повышение качества и количества экспериментов и внедрений, приобретение репутационных преимуществ.​

Александр Рыбаков, вице-президент, руководитель Digital BSPB «Банк Санкт-Петербург»

Об акселераторе

Набор заявок в акселератор Fintech Lab открыт до 1 апреля. Самые актуальные темы Fintech Lab’ 2017 — Big Data, кибер-безопасность, скоринг, идентификация, клиентские сервисы, сервисы для МСБ, лояльность и геймификация, интернет вещей, Machine/Deep Learning, VR, денежные переводы. 

22
5 комментариев

Эм, судя по прочитанному, банки ищут:
1) Готовый бизнес, а не стартап
2) С минимумом рисков
3) Которым требуется не акселерация, а просто доп инвестиции

Статья про скупку мозгов и технологий, а не про стартапы

3

По сути, 99% венчурных инвесторов хотят соответствие пунктам 1,2 и 3 =)

Home credit еще на плаву? Хм, не знал )

1

Да в лице заместителя председателя правления который дает интервью)

Очень жаль, что нет слова от представителей Mastercard, мы подавали заявку на акселерацию с нашим подпроектом по выпуску/эмиссии валютных токенов с доказательством резервирования у банка/хранилища и периодической аудиторской проверкой на смарт-контрактах исключительно из-за них.