uCoz заигрывает с AI? Или 20 лет спустя

uCoz сегодня исполняется 20 лет, и это повод немного поностальгировать, рассказать, что новенького в стареньком, а для меня — дать публичное обязательство: сделать цикл статей с регулярностью раз в две недели, а не так, как сейчас — прошлая была ровно год назад.

иллюстрация того как мы делали наш uCoz AI Code :)

Объективно, за 20 лет накопилось, о чём рассказать 🙈 (в комментариях голосуем, про что в первую очередь хотелось бы почитать)

На правах дисклеймера:

uCoz в октябре отметит своё 20-летие с момента запуска. И я, возможно, первый, кто скажет, что у онлайн-проектов такой давности ренессанс наступает, если только в качестве исключения, а уж никак не как закономерное развитие.

Признаюсь, я сам очень удивлюсь, но действую с командой по принципу: делай, что должен, и будь, что будет. [Как команда-компания, мы много уделяем времени новым продуктам; тезис в первую очередь по отношению к самому Юкозу.]

Нет никакого верняка в таком подходе, но точно то, что то, как последние два года развивается платформа, реально радует её старых пользователей и даже открыло ручеёк новых и новых ниш.

В этом материале я основной фокус сделаю на uCoz AI Code — новом функционале, который пробыл у нас недолго в закрытой бете, а с сентября уже доступен публично всем желающим и буквально на днях получил серьёзное, правда, весьма подкапотное обновление.

И все верно, вам не показалось. У старого доброго юкоза появился новомодный функционал, и не тот который для галочки. И да, LLM реально пишет код, понимает условные операторы и системные коды. (для тех кто не знаком с uCoz, считайте что у него есть собственный шаблонизатор, а ai code наше его знает, понимает, применяет)

Но, конечно, встраивание какого-то там AI не гарантирует пока успех ни продукту, ни пользователю :) Но будем посмотреть, а потому ниже будет сторителлинг о том чё как и с какими планами.

Но сначала отчитаюсь о том, что было заявлено в статье годовой давности.

Телеграм-магазины на базе uCoz выросли в два раза. Говорю о реальном росте — числе платных пользователей в моменте. Но абсолютные цифры по-прежнему не супербольшие, а рынок весьма узкий. Это же казалось основной проблемой и год назад, так что всё по плану.

И это тот самый момент, когда можно про себя или в комментариях сказать: «будет ещё хуже, ТГ заблокируют и жизнь закончится». Я не знаю, когда, кого и как заблокируют, но риск очевиден. Есть ощущение, что он давит и на тех, кто магазины в тг создаёт.

У нас в октябре вдруг — пусть небольшой, на уровне статистической погрешности, — но есть отток. Это не тянет на индикатор рынка или устойчивый тренд, но выглядит тревожным звоночком. Умозрительно логично предположить, что на фоне новостного фона у людей возникает закономерное суждение: зачем мне вкладываться и развивать магазин на платформе, которая не сегодня-завтра подвергнется рестрикциям, и труды пойдут прахом.

2. Что еще? Подписки и тарифы

Из крупного за этот год жизни — запустили новый модуль "Подписки и тарифы", и добавили к нему прием донатов. Мы очень много лет не выпускали новых модулей, и прямо страшно, как быстро это произошло, но вышло не очень. Вообще, за этот год жизни было вылито 492 задачи.

Почему я на этом отдельно останавливаюсь? Тут важно пояснить то, что не всегда понятно без должного опыта:

когда на руках сильно легаси-проект, очень много трудозатрат уходит на обслуживание. Это для свежего проекта накатить какое-то обновление не проблема. Когда успевает устаревать примерно всё — от железа и версий ОС на серверах до мелкого используемого фреймворка, — а что-то вообще померло и надо менять, то расклад совсем другой.

И не надо говорить, что сами виноваты, не обновились своевременно. А много реальных примеров знаете, где обновились заранее? В теории мы тоже умные, но есть реалии

И заниматься чем-то, кроме эксплуатации, — это уже большой успех. А тем более ежемесячно выпускать малые, а иногда и большие фичи, а не только багфиксы.

uCoz AI Code

Дальше, так как у нас обозначен сторителлинг, начать стоит с нашего внутреннего хакатона, который прошёл в компании ещё в начале лета. На нём, по сути, появился прототип uCoz AI Code. На хакатоне от команды он получил название uDesignAITool.

И так как у ребят не было возможности встраиваться в систему по-настоящему, за 17 часов они создали решение, которое работает через экстеншен Tampermonkey. В общем, с помощью костылей и ухищрений — так смог бы каждый. То есть никакой внутренней интеграции или доступа к uCoz и его коду не использовалось.

Что весьма примечательно: вся команда, делавшая на хакатоне этот продукт (четыре человека), — сотрудники службы поддержки. Так что только вайбкодинг, только тру AI First 🙂

Но сделать прототип в рамках хакатона, который можно пощупать и оценить, но не использовать напрямую, — это одно, а дотянуть до боя, тем более до коммерческой эксплуатации, — совсем другое.

При должном фокусе и желании, предположу, за полтора–два месяца можно было бы из прототипа прийти к текущему состоянию, но в реальности это заняло четыре.

Для полноты картины: на внутреннем хакатоне у нас было девять команд, десять проектов, из них рабочими к окончанию хакатона — восемь. Одно решение мы уже довели до боя, ещё одно — это полное обновление сервиса шортилок u.to, релизим в следующем месяце.

Ещё одно используется во внутренних HR-процессах, но довести его до консистентного вида без костылей и палок даже как внутреннюю утилиту руки не доходят, не говоря уже о том, чтобы сделать это рыночным решением, а потенциал там есть.

Ещё два проекта имеют перспективы когда-нибудь доехать до продакшена: вроде бы и делать немного, но и мотивации, судя по всему, тоже не так чтобы много 🤷‍♂

Вот такой вот Hackathon vs Production 😉

Юбилейный хакатон

Но если чуть серьёзнее, то хакатоны всё же нужны не для того, чтобы получать готовые бизнес-решения и затягивать все из них в прод, а больше для раскрытия талантов, суперсил и новых навыков.

Но конкретно этот, ориентированный в первую очередь на вайбкодинг, у нас вышел прямо продуктивным! Всем советую — равно как и заниматься прототипизацией продуктов тем же вайбкодингом.

И, не уходя далеко от темы хакатонов, мы в связи с юбилеем проводим публичный хакатон — https://20.ucoz.ru.

Это, конечно, не совсем полноценный хакатон, но я бы лично на старте карьеры с интересом и практицизмом поучаствовал.

Да, призы не вау, но я слышал, у джуниоров в айти сейчас есть определённые сложности со стартом карьеры. Так вот, как по мне, участие в конкурсах и хакатонах помогает собрать портфолио — разумный путь пробиться через это начальное сито.

А для тех, кто пришёл в эту статью за ностальгией: на 20.ucoz.ru также собран блок о том, как мы отмечали дни рождения раньше. Моё любимое там — это когда на 15 лет мы собирали истории «Я начинал с uCoz», где есть и рассказы настоящих звёзд — вроде Дениса Кутергина (кофаундера YouDo и подкаста «Основатели»), — и, что называется, простых смертных, с не менее важными для них историями старта в вебе.

Возвращаясь к AI Code, и планам на него.

Идей и планов куда и как развивать этот функционал прям много. Но двигаться будем строго step by step. Да, хочется быстрее выше сильнее, но, к сожалению, располагаемые ресурсы на такие эксперименты и инновации в моменте у нас достаточно скромны. В конце концов, в сутках только 24 часа:) Но, повторюсь, будем двигаться!Сейчас бот помогает работать с шаблонами юкоз, что позволяет реализовывать самый разный визуал и функционал для сайтов на платформе, в том числе не очень в этом всем разбираясь, во всех этих кодах и операторах.

В ближайших планах добавить функционал для работы с контентом, и режим автопилота (когда агент вносит правки, а не ты руками по его советам). А дальше, конечно, вопрос, станет ли юкоз условным русским лавблом, и если и станет, могу уверенно сказать, что как это всегда и было в юкозе у него будет свой неповторимый акцент!Рассчитываю что действительно будет о чем рассказать, и не только о фейлах:)

Подобной публицистикой я страдаю не первый раз — есть даже случайные хиты.

В далёком 2011 году мне так подгорело, что uCoz не берут в каталоги SaaS-ов, потому что он якобы бесплатный (в реальности фримум в нём всегда был, и все давно знают, что это классика для SaaS, а люди путали тёплое с мягким), что, будучи по сути на отдыхе, эту «нетленку» я написал на смартфоне.

(Напоминаю: 2011-й год, и айфон тогда — это вам не сейчас; делать всё с телефона ещё совсем не паттерн.)

Так вот, на Хабре это мини-эссе Модель SaaS простыми словами по итогу набрало 227 000 прочтений.

Особым удивлением, году так в 2019-м, для меня было узнать, что данный текст рекомендуется к прочтению в рамках какого-то из курсов обучения в Сбербанке для их менеджмента. Один, ещё институтских лет, приятель, проходя этот курс, скинул — увидел знакомое ФИО.

Но в целом долгий период я не писал, а сделав это год назад, получил главный (в моих оценках) фидбек: если что-то подобное интересно читать, то с некой периодичностью. И у этого действительно есть важный поинт.

Тем более, в этом ремесле халявы не добавилось: многие из тех, кто пишут, не дадут соврать, что написать текст — это удовольствие, а вот заниматься его редактурой — совсем другое. Без неё текст, как минимум, будет хуже.

А теперь, за счёт LLM, у тебя есть прекрасный редактор под рукой, и работа упрощается. Так что есть повод попробовать системность в этом ремесле.

Но, как я и вынес в заглавие: автора формирует читатель, и про что в первую очередь интересно от меня как от автора послушать — я с интересом планирую узнать из комментариев.

Лайки комментариев с уже сформулированными предложениями дадут мне тоже ценную информацию.

Одно дело — рассказывать про фейлы (причём управленческие — одно, а продуктовые — другое). Их за столько лет накопилось, думаю, объяснять не надо.

Другое дело — делиться видением будущего.

Либо сосредоточиться на продуктовом «стриптизе» и шаг за шагом рассказывать, как развивается uCoz AI Code, модуль Подписок и донатов.

Продолжать историю про то, как движется AI-эволюция в uCoz, я планирую в любом случае, но это явно не единственное, о чём может оказаться взаимно интересно мне рассказывать, а вам — читать.

Так что жду обратную связь 🙏

35
5
1
22 комментария