ТОП - 5 : Токсичные сотрудники - как они разрушают коллектив
Периодически мы встречаем людей с которыми непросто. Если одни из них безобидные фрики над которыми подшучивают коллеги, то другие могут на коллектив влиять и это уже несет угрозу.
Один токсичный сотрудник может испортить рабочую атмосферу до нуля. Уволить всегда успеем, но сначала разберемся. Мы рассмотрим как они влияют на Вас и коллектив Конечно такие кадры надо фильтровать еще на собеседованиях, но не всегда это получается, каким бы профи Вы небыли.
В чем основной вред от токсичных сотрудников:
Основной вред от токсичных сотрудников заключается в их способности системно разрушать организацию – от психологического состояния коллег до производительности. Их долгосрочный эффект как от раковой опухоли - сначала незаметен, и потом неизлечим.
И главное - в строительно-монтажном секторе токсичный сотрудник это не просто источник конфликтов, а прямая угроза жизни людей
А в чем польза:
При грамотном анализе мы можем увидеть болевые точки, где требуется доработка и защита от подобного влияния. В моей практике демонстративный бездельник дал повод пересмотреть всю систему контроля выполнения. В результате она стала и проще и прозрачнее для коллег.
1. Всёпропальщики
Такие сотрудники убивают рабочий настрой напрочь. На любую задачу возникает масса надуманных поводов, начиная от погоды и заканчивая падением метеорита. Такие сотрудники оказывают наиболее разлагающее влияние на коллектив заражая его беспомощностью.
Причины:
● Нежелание брать ответственность
● Страх перед неудачей
● Внутренние претензии к организации работ и организации в целом
Борьба:
● Необходима четкая организация работы:
● Задачи расписаны
● Разрешения получены
● Ответственность распределена
1.1. Формалист
Очень близкая история, которая может сочетать в себе сразу несколько факторов. Это и неготовность к ответственности и лень и просто склад характера в силу привычки или дисциплины. Если не отформатировать условия под такого сотрудника (если он действительно хороший исполнитель), то он моментально станет токсичным и будет выражать недовольства на постоянной основе, но если он цепляется к любому пункту задачи - расстаемся.
2. Сплетники и интриганы
Это достаточно опасный вариант, поскольку легко входит в доверие и моuen своей дезинформацией очень сильно навредить. Главный парадокс - такие сотрудники часто кратковременно эффективны
Я сталкивался с вариантами компрометации коллег, занижением или завышением рисков проекта, надуманными проблемами и т.д.
Чаще всего их слова быстро теряют ценность и риски только в первое время, но достаточно серьезные.
Причины:
● Связано с постоянной неудовлетворенности от своей малой значимости.
● Также история жажды власти и влияния в коллективе
Борьба:
Если это не носит откровенный вредоносный характер, а лишь необходимо человеку для самоощущения значимости, то можно пропускать мимо ушей. Но если речь идет о влиянии на рабочий процесс, то приучить к тому, что любую информацию он обязан подтверждать и указывать источники.
Вообще говоря - слухи и сплетни это один из источников информации об атмосфере в коллективе и часто такие “всезнийки” превращаются в доносчиков, НО (!) через это они будут постоянно пробовать влиять на Ваши решения и мнения о ситуации, поэтому постоянная бдительность.
3. Раздолбай
Опоздания, неисполнительность, забывчивость, безответственность… ну и взгляд кота из Шрека, хотя есть варианты :)
Причины:
● Как правило это люди без внутренней мотивации и избалованные Вами или до Вас. Тут только кнут, пряники не помогут.
Борьба:
● Ставить на контроль и душить дисциплиной даже в мелочах: опоздал - объяснительная, задачу не выполнил - объяснительная, потерял луноход на степных просторах - штрафы и выговоры.
Считаете, что таких можно исправить? Можно - ставить ему напарника с характером тирана с деспотическими наклонностями.
4. Консерватор
Один из самых сложных вариантов. Это может быть прекрасный сотрудник и хороший исполнитель, но настолько неготовый к переменам, что будет саботировать даже смену расположения чайника на кухне. Простым примером может быть переход на новую систему отчетности или изменения в бизнес-процессе (даже минимальные). Он будет упрямо идти по старой схеме.
Причины:
● Потеря статуса или компетенций
● Страх неизвестности
● Нежелание выходить из зоны комфорта
Борьба:
● Давать ощущение контроля – вовлекать их в процесс изменений.
● Снижать тревожность – чётко объяснять, что, как и почему поменяется.
● Подчеркивать выгоды – не "надо меняться", а "вы получите…".
● Разрешать тестировать новое – пилотные проекты снижают сопротивление.
● Уважать прошлый опыт – не обесценивать, а найти точки соприкосновения.
Когда сотрудник Вам ценен, то тут только убеждения и мягкий контроль, если реакция на нововведения более жесткая, то и контроль должен быть усилен. В крайнем случае, включите в KPI или наоборот в бонус за переход к новой жизни.
Вообще, внедряя новое давайте период адаптации и по результатам покажите итоги и возможные последствия при невыполнении новых требований после окончательного внедрения, это полезно всему коллективу. Мы все немного консерваторы.
5. Вредные привычки
Больничный по понедельникам или после получения зарплаты, утренняя потерянность - типичная симптоматика. Это удар в дисциплину, но как не странно, влияние на коллектив минимально.
Причины:
● Слабость,
Борьба:
С этим сложнее - уволить такого сотрудника просто, он наберет массу дисциплинарных взысканий, но если нет других?
Немало серьезных медицинских центров решают эти проблемы, но без шагов со стороны сотрудника шансов нет. Но, были случаи, когда после разговора (нормального, человеческого разговора или ультиматума) решал свою проблему.
Профилактика.
Как я говорил в начале, токсичные сотрудники это маркер. Через них мы видим проблемы в организации работ, в дисциплине и если это не внутренний психологический фактор человека, то это наша недоработка.
Наша обязанность, как руководителей, держать руку на пульсе и понимать проблемы у сотрудников до того, как они станут общими.
Каждый человек индивидуален и “у каждого есть свои недостатки”, как говорил персонаж замечательного фильма, а мы должны создать систему, которая минимально уязвима к внутренним воздействиям.
Комментируйте, подписывайтесь и ставьте лайки
Больше информации о Ваших коллегах на канале YouTube и Дзен - "Психология монтажа",