“В Женеве нет аквариума!”: Жесткий разгром ИИ-маршрутов от местных гидов
Вы тоже доверяете планирование отпуска нейросети? Мы провели жестокий эксперимент: загрузили в ChatGPT и Perplexity детальные промпты и получили готовые маршруты по Парижу, Будапешту, Женеве, Кейптауну и Ханою. А потом показали их местным тревел-дизайнерам. То, что начали говорить эксперты – это не разбор полетов, а настоящий разнос. Держитесь крепче: Вас ждут несуществующие рестораны, локации, закрытые на реконструкцию и маршруты, которые можно пройти, только если вы супергерой. Спойлер: ошибок оказалось больше, чем правильных советов.
Как все начиналось: от скептицизма к разгромному эксперименту
Всю эту неделю я искренне и абсолютно злорадно веселилась. Не потому что мне так нравится убеждаться в собственной правоте, а потому что ну очень уж серьезно разгромили наши «живые» местные эксперты маршруты путешествий, составленные по их региону ИИ.
Сначала предыстория. Как следует изо всех моих предыдущих публикаций здесь, с июня месяца я с головой ушла в направление тревел-дизайна и разработку подробных маршрутов для самостоятельных путешественников с помощью экспертов-местных жителей (гидов, археологов, писателей, архитекторов и тд). И буквально на каждой встрече я слушала страшные истории, как прилетели или приехали туристы с маршрутами и гайдами, разработанными ИИ, и до какой степени написанное там не билось с реальностью и было нереализуемо.
Да вот, буквально сегодня на встрече с тревел-дизайнером из Чили я выслушала, как ИИ послал туристов одним днем метнуться из Сантьяго в Мендосу (винная провинция в Аргентине если что), быстренько там посетить две винодельни с дегустациями и вечерком вернуться и поужинать в центре Сантьяго. И те же туристы жаловались, что никто их не предупредил, что в Перу абсолютно все входные билеты нужно бронировать за месяц.Действительно, и профессиональная версия Perplexity, и ChatGPT-4 и 5 берутся составлять маршруты путешествий. В сети выложены несколько вариантов правильных промптов для этой задачи. Есть специальные iplan, wonderplan и так далее. ИИ может быстро обработать огромные объемы информации: цены на билеты, отели, достопримечательности, расписания транспорта. Кажется, осталось только задать параметры, и он выдаст идеальный план. Но, как говорится, дьявол кроется в деталях. Ведь я часто говорю и пишу, что коммуникация «человек-человек» в туризме – единственное, что оставит нам ИИ. Потому что ПОКА он не способен в этом нас заменить.
Как мы проверяли нейросети на прочность
В общем, я люблю здоровый риск, поэтому мы с командой загрузили наших ИИ помощников соответствующими промптами и дали задание – составить детальное расписание-маршрут по нескольким городам и регионам, задав четкие критерии и параметры.
Что из этого вышло? А вышло целое исследование, результаты которого я здесь подробно опишу и приведу некоторые наиболее яркие и эмоциональные ответы наших экспертов в виде прямых цитат.
Итак: 5 тревел дизайнеров, 5 городов — Париж, Будапешт, Женева, Кейптаун, Ханой, 5 детальных промптов для ИИ и 5 полученных маршрутов. Начинаем. Но для начала — повторяющиеся комментарии ото всех пяти экспертов.
СЕМЬ проблем, которые повторяют все маршруты ИИ
- Некорректная или неполная информация по координатам и логистике маршрутов. Формат координат путает и не дает точности. Часто по указанным координатам расположен совершенно другой объект. ИИ «засовывает» в два часа то, до чего за это время просто нереально доехать.
- Отсутствие рекомендаций по трансферу, аренде авто, перемещениям в городах. Нет погружения в местные особенности вождения и ПДД, а в некоторых городах и странах они существенно отличаются.
- Неверные или устаревшие данные о месте, времени, стоимости, рабочих часах. Во всех пяти маршрутах стоимость входных билетов, цены в ресторанах и кафе указаны неправильно либо вовсе отсутствуют. Рабочие часы также неверные. Нигде нет очень важной информации о необходимости раннего бронирования.
- Слишком насыщенный, нереалистичный график без учета реального времени и логистики. Маршруты скомканные, нет какого-то четкого разделения. Предложенная ИИ логистика не позволит путешественнику погрузиться в неспешную атмосферу или хотя бы просто посидеть и осмотреться.
- Отсутствие советов по безопасности, локальным традициям, особенностям. Программа и маршруты составлены без понимания структуры городов.
- Отсутствие информации по локальной еде, ресторанам, сувенирам.
- Плохое качество языка и стилистика, множество неточностей и ошибок.
Ну а теперь предлагаю переходить к самому интересному — детальному разбору и комментариям местных тревел дизайнеров!
Будапешт: Координаты ведут в Дунай, а купальни – в небытие
"Очень не рекомендовала бы начинать знакомство с городом с Центрального рынка, когда вокруг любого отеля найдётся с десяток более удобных мест. Цены на блюда классического венгерского завтрака устарели лет пять назад, сейчас это стоит дороже везде. Рекомендация забежать в Парламент в случае дождя, может только ввести в заблуждение, бронировать билеты туда нужно, как минимум за месяц, и таким образом забронированное время и определит весь распорядок этого дня. Если заявлена прогулка по Пешту, то также не имеет смысла указание на красивый вид из Буды, это разные стороны. Внутри Базилики Святого Иштвана нет фресок, есть мозаика, и концерты там проходят не только зимой. Указанное бистро не находится в еврейском квартале, а второй ресторан и вовсе на другом берегу, в Буде. Самый известный руин-бар открывается в 15:00, то есть туда не попасть в 14:00. Купальни Геллерт с 1 октября 2025 года закрыты на реконструкцию. Все цены, указанные для ужина в различных ресторанах, устарели. Координаты одного ресторана ведут прямо в Дунай, а еще одного – в жилой двор. Все достопримечательности второго дня ЗАКРЫТЫ НА РЕКОНСТРУКЦИЮ. Трамваи 4,6 не ходят вдоль Дуная. Главная ошибка: локации, которые можно посетить в любое время, смешаны с теми, которые жестко привязаны ко времени. Если запланировано посещение Парламента, то странно идти завтракать на рынок. Если в планах посещение купален, то вечерний круиз – уже чрезмерно. И в целом всю эту программу с 7 утра до 9 вечера можно одолеть только бегом. Главная проблема – программа не учитывает ни конкретику по времени (резервация экскурсии в Парламент, время работы Базилики и Синагоги), ни места (расположение отеля). Поэтому маршруты бессмысленны. Нет никакого смысла идти от отеля на завтрак к рынку или двигаться на будайский холм через о.Маргариты. Вердикт: то, что программа не даёт полезной информации – плохо, но ещё хуже, что она прямо вводит в заблуждение, предлагая устаревшие данные (цены, закрытие на реконструкцию, плата за вход в Базилику…) и запутывает логистику. Стилистические качества текста ниже всякой критики".
Ханой: Автомобильный ад и город-призрак, который ИИ увидел своими глазами
“Посмотрела маршрут, который составил ИИ по Ханою, и, если честно, мое откровенное мнение, что ИИ совершенно не понимает специфику этого города, и он не написал маршрут как бы с точки зрения человека, который действительно прожил там какую-то часть времени, который действительно понимает, как комфортно и удобно будет путешественнику в этом городе. Начнем с основного. За два дня уместить и весь Ханой, и пригород — это просто невозможно. Первый день: напутал всё вместе, смешал в одно. Старый квартал и французский квартал — это то же самое. Это просто разные названия одного места. Далее, маршрут прописывает Вест Лейк и пагоду Чанкуок. Вест Лейк – это огромный район, район западного озера, где живут экспаты. Да, там обязательно необходимо побывать, потому что это совсем другой Ханой, более размашистый, более просторный. Два часа на него точно недостаточно, учитывая, что мы просто добираться до него минут 40-50 по ханойским пробкам. Соответственно, Вест-Лейк я бы выносила отдельным днем и все храмы и достопримечательности, находящиеся в нем. Ну и про второй день даже говорить не стоит, потому что национальный парк Бави, трекинг, Тан Вьен и так далее — это, конечно же, на отдельный день. Дальше переходим к общим советам. Общие советы для поездки на автомобиле в Ханое. Ключевая ошибка: первое, что я говорю своим туристам, ни в коем случае не брать в аренду автомобиль в Ханое, ни в коем случае. Водить в Ханое автомобиль невозможно даже самому профессиональному водителю. Только Grab такси, оно стоит копейки. Из комментариев про парковки тоже все бред. Общие выводы: дает некорректную информацию по ценообразованию, дает некорректную информацию по автомобилю, дает информацию просто из каких-то, на мой взгляд, непрофессиональных источников, не понимает, как комфортно будет человеку, который попал в город первый раз. И по координатам полный разлад конечно!”
Кейптаун: Бег с языком на плече по Африке
"Мне, побывавшей во всех указанных местах неоднократно, сложно было как-то сориентироваться, куда он хочет меня отправить. Формат координат путает и не дает точности по достопримечательностям. Ну и добраться за 15 мин можно, конечно везде, но на такси. А в маршруте ни слова про то, что надо вообще уже куда-то ехать. Возможно, он не понимает в целом, куда он направляет. Маршрут очень сильно перегружен. Конечно, можно все посетить по плану, но с языком на плече. Но а зачем? Мы в Африке, надо чувствовать вайб, замедляться. Ни слова про аренду авто. Нет погружения в особенности вождения, а ПДД там действительно особенные. Маршрут на мыс Доброй Надежды очень нелогичный. Сначала туда, потом обратно через пингвинов и винодельни. Лучше вообще все-таки винодельни посещать не своим ходом, а на такси/пьяном трамвае. Не хватает локальных ресторанов и местечек. Ничего нет про сувениры. Ночная прогулка – дело сомнительное, даже в хорошем районе. Да и в целом, жизнь тут кипит до захода солнца, после 18-19 уже хочется отдыхать дома. Вранье откровенное про стоимость парковок. Вердикт: никаких советов по безопасности, традициям, особенностям, как это сделано в маршрутах, составленных нами. Скудный набор виноделен, да и то, Стелленбош – это район с винодельнями, там надо выбирать еще сами винодельни. В целом без души, скомкано, нереалистично, скудно!"
Женева: Кафе в здании церкви и знаменитый аквариум, который никто не видел
"Все предложенные женевские достопримечательности — это базовый минимум, без него не обойдется и авторский маршрут. Но это, увы, места, наполненные пакетными автобусными китайцами, и они совершенно не передадут вам дух настоящей Женевы. То же касается и предложенных ресторанов, откровенно туристические видовые едальни – меню и обслуживание в них рискует быть посредственным, так как они понимают: заезжие сюда все равно не вернутся. А еще ресторан L'Adresse давно закрыт, а Café Vielle ville вообще не существует, так что с ужином во второй день придется туго! Уже начиная с завтрака прогулка может вызвать недоумение у путешественников — на берегу озера в Женеве практически нет кафе (за исключением супер-аутентичных общественных бань Паки, о которых маршрут вообще предательски умалчивает!), в которых вам подадут хотя бы магазинный круассан, не говоря уж о домашней выпечке, а предложение ИИ звучит, будто там их сотни на выбор (координаты вообще указывают на церковь, а не кафе). От старого города до Дворца Наций нужно пересечь весь город, это отнюдь не 15 заявленных минут, в моем маршруте эти два района разнесены в два разные дня. Кстати, ИИ пишет, что трафик и дороги в Женеве хорошие, но он не знает, что половина этих хороших дорог почти постоянно перекрыта на ремонт, на единственном мосту, позволяющем пересечь озеро, всего две полосы, которые тоже забиты весь день. Перемещение между предложенными точками на машине превратится в кошмар. С ценами у ИИ вообще часто загвоздки, например, вход в предложенный им музей бесплатный, а подъем на смотровую площадку, наоборот, стоит дороже указанных 5 франков. Визит Дворца Наций и правда очень интересная и важная часть поездки в Женеву. Но не менее важно было бы уточнить, что визит необходимо резервировать (сильно) заранее, явиться за 30 минут до назначенного времени и иметь при себе паспорт для контроля на входе. То есть просто так прийти и посмотреть ООН, как это можно понять из предложения ИИ, не получится (а жаль!) Ну и финальное — в Женеве нет аквариума!!"
Париж: Маршрут, окончательно сломавший эксперта
"Сразу несколько комментариев: что такое центр Парижа? В Париже несколько центральных округов, каждый из которых представляет собой отдельную и очень «центральную» ценность. Совершенно нереально с 9 утра до 16:00 уложить остров Ситэ с Нотр Дам и осмотром остальных достопримечательностей острова, квартал Ле Марэ и Лувр. Не учтены расстояния между разными пунктами, временной график нереальный. Очень странная транскрипция французских слов. И никто никогда не назовет Левый берег “left bank”! Даже в путеводителях на Английском это всегда “Rives Gauche” – РИВ ГОШ! Координаты одного из бистро ведут на Марсово поле, а написано, что это остров Ситэ. Неправильно написано, что все пекарни открываются в 6:30. Зачем нам устаревшие сведения, что Нотр Дам закрыт, если он давно открыт? Зато нет информации о том, что на официальном сайте Собора открыто предварительное бронирование билетов на точную дату и время. Если не забронировать билет заранее, то это несколько часов ожидания в общей очереди. Также нет лайфхака от местного, как и в какое время можно попытаться зайти в Собор без очереди (все парижане про это знают). В случае дождя забежать в Сен Шапель тоже нереально, билеты нужно приобретать заранее или стоять в длинной очереди на вход. По моему опыту, завтрак рядом с Ситэ и осмотр острова Ситэ с заходом в Нотр Дам и в Сен Шапель – это 4 часа чистого времени, то есть по данному расписанию не уложиться никак. Действительно, еврейский квартал в Ле Марэ – это целая история, стоит неспешной прогулки по улочкам с заходом в пекарни и бистро. Но Ле Марэ – это не только про еврейскую историю Парижа и Холокост, это еще и музей Карнавале, музей Пикассо, старейший крытый рынок, площадь Вогезов и многое многое другое. И конечно, я бы рекомендовала туда отправиться после обеда, потому что в многочисленных местных барах в районе 17 наступает Happy hour! А это отдельное местное развлечение. Орсэ и Лувр – это не две альтернативы друг другу. И в Лувре, и в Орсэ гигантские очереди на вход для тех, кто не приобрел билеты заранее онлайн! И очереди примерно минут на 40-45 для тех, кто приобрел билеты заранее. Билеты привязаны к дате и временному интервалу. И конечно их необходимо приобрести онлайн и лучше прийти за 40 минут до указанного в билете времени. Ну поскольку при таком расписании на ужин в 19:00 все равно никто не успеет, то я не буду комментировать выбор места. Просто скажу, что практически везде в Париже столик необходимо бронировать онлайн заранее. Второй день меня сломал! Версаль открывается в 9 утра, по понедельникам он закрыт. Билеты покупают онлайн заранее ко времени. Иначе опять же очень длинная и долгая очередь. Последний раз даже с купленными заранее билетами очередь на вход заняла ровно 1 час 10 минут! Зачем приезжать к 7 утра в Версаль? Где завтрак? На чем туда приезжать? Инструкция, как туда добраться, сколько стоит билет? Сам дворец сейчас – это проход по кругу в толпе туристов с невозможностью где-то задержаться. И это 1,5-2 часа. Сам парк может занять от часа до трёх в зависимости от планов. Таким образом, при очень хорошем раскладе – визит в Версаль займет с 9:00-13:00. И до того желательно бы позавтракать. При наличии заранее забронированного столика на обед, продолжить далее маршрут получится не ранее 15:00, а не в 13:45, как тут указано. Зачем в один день сочетать Версаль и Фонтенбло?! Фонтенбло открыт на вход до 17:00, это значит приехать к закрытию? При этом многие вообще предпочитают Фонтенбло Версалю: меньше толп, очень красиво, очень аутентично".
Выводы: Что же может и чего не может ИИ в путешествиях (пока что)
Очень надеюсь, что вы внимательно дочитали комментарии экспертов до конца, и теперь мы вместе можем подвести некоторые итоги.
- ИИ прекрасно видит цифры, но не чувствует душу. Да, он может найти самый дешевый билет и самый удобный отель. Но сможет ли он почувствовать, что вам нужна тихая улочка в старом городе, а не шумный туристический район? Сможет ли он предложить вам спрятанную от посторонних глаз кофейню с лучшим видом на закат? Сомневаюсь. ИИ оперирует данными, но он не чувствует душу места.
- ИИ не знает ваших личных "хотелок", он знает только шаблоны. Да, вы можете указать в запросе, что любите музеи и не любите шумные вечеринки. Но сможет ли ИИ учесть, что вы фанат импрессионизма и терпеть не можете современное искусство? Или что вы мечтаете научиться готовить паэлью у настоящего испанского повара? Индивидуальный подход – это то, что делает путешествие по-настоящему уникальным, и здесь ИИ пока бессилен.
- ИИ не понимает контекста и не предупредит об опасности. Допустим, вы летите в страну, где сейчас неспокойная обстановка. ИИ предложит вам стандартный туристический маршрут, не учитывая риски и особенности текущей ситуации? Человек-тревел-дизайнер всегда будет в курсе последних событий и сможет предложить вам безопасный и интересный маршрут.
- ИИ не может создать "вау-эффект". Иногда в путешествии хочется чего-то неожиданного, что запомнится на всю жизнь. Ужин в секретном ресторане, мастер-класс у местного ремесленника, встреча с интересным человеком. Эти "вау-эффекты" создаются благодаря личным связям и опыту, и здесь ИИ точно не конкурент.
Финальный вердикт: Инструмент – да, замена эксперту – нет
Полученные отзывы тревел-дизайнеров и местных жителей однозначно показывают, что маршруты, созданные только с помощью ИИ, пока несостоятельны как самостоятельный продукт. Без серьезной локализации, проверки фактов, добавления деталей и адаптации под реальные условия, эти планы вызывают разочарование, недостаточно информативны и могут даже ввести в заблуждение путешественников.
Для создания действительно ценных, вдохновляющих и практичных маршрутов необходимы живая экспертиза и глубокое понимание культурного и бытового контекста. Искусственный интеллект должен восприниматься как мощный инструмент, а не как замена живому человеческому опыту. Только так возможно создавать по-настоящему качественные маршруты, которые станут настоящими гидом и спутником для путешественников по всему миру.
Я не говорю, что ИИ совсем бесполезен в тревел-дизайне. Он может быть отличным помощником в поиске информации, сравнении цен и составлении базового маршрута. Но для создания по-настоящему уникального, живого и вдохновляющего путешествия нужен человек с его опытом, знаниями, интуицией и любовью к своему делу.
По крайней мере, пока! 😉 А там посмотрим, что будет дальше. Технологии не стоят на месте.