Прадо. Музей, от которого мурашки
Внимание, дальше обзор будет написан не искусствоведом, а обычным любителем и автором таких фраз, как: “ой, как красиво!”, “вау”, “как-то мрачно”. Но написано с душой. Поехали.
Итак, начнем с названия. Клянусь, всеми силами пыталась не связывать в голове музей и название фэшн бренда. Но кто мы такие, чтобы контролировать свои мысли. Не получилось. Общего, естественно, ничего нет. Для таких же, как я: Музей PradO – по названию местности (от испанского prado – «луг»). Бренд PradA – по фамилии основателей бренда.
Расстрел Торрихоса и его товарищей (Антонио Гисберт)
Когда стояла напротив нее, почувствовала, будто он сжимает мою руку. Картина показывает восставших против абсолютизма испанцев, приговоренных к казни. Они хотят свободы и падения монарха – а государство, защищаясь, уничтожает их. Советую найти эту картину и рассмотреть детали. Реакции людей перед расстрелом: от спокойного принятия до горького прощания с близкими. Три состояния судьбы: мертвые тела в углу, пограничное – посередине, и те, кому еще предстоит жить – справа.
Три Грации (Рубенс)
Ода женскому телу и индульгенция на чизкейк с какао после экскурсии. Если надеть маску серьезности, то после этого нужно оценить как Рубенс переписал картину Тициана с Адамом и Евой. Разница между ними около 100 лет, а как изменилось понимание красоты тела!
Сатурн, пожирающий своего сына (Франсиско Гойя)
Вы спускаетесь в подвал музея. Там нет дневного света. И вас погружают в мрачный период Гойи, когда он болел и страдал глухотой. Классический греческий миф он показал с таким накалом, что даже сейчас, когда пишу этот текст, становится немного страшно.
Менины (Диего Веласкес)
Бриллиант коллекции. На картине инфанта Маргарита и ее фрейлины – менины. На картине много загадок и пасхалок: 1) Веласкес пишет сам себя. Но что он рисует? Когда стояла в музее, заметила, что размер «Менин» и размер полотна, которое стоит перед Веласкесом внутри картины, подозрительно похожи.
2) На противоположной стене мы видим зеркало. В нем отражения короля и королевы. Но если отражение напротив нас, то мы и смотрим в это зеркало, не так ли?
3) Справа видим не подростка, а женщину-карлика. При дворе было принято содержать карликов как часть свиты, и художники часто изображали их рядом с детьми королевской семьи.
Надеюсь, что вас тоже вдохновят эти полотна (если не на поездку в Мадрид, то на изучение великих художников). Прекрасного вам дня!