Как сделать классное резюме и привлечь внимание рекрутёров из Apple, Google и Facebook

В последнее время всё чаще я слышу одни и те же вопросы от знакомых про трудоустройство и написание резюме. После того, как я поняла, что отвечаю примерно одно и то же уже на десятое сообщение, я решила собрать мысли и сообщения в кучу и рассказать, как же сделать хорошее резюме.

Как сделать классное резюме и привлечь внимание рекрутёров из Apple, Google и Facebook

Моё резюме претерпело несколько итераций и сейчас после многих лет работы, сотен просмотренных CV и десятков рекомендаций, я могу рассказать про основные вещи, на которые стоит обратить внимание, чтобы рекрутёры в свою очередь обратили внимание именно на вас.

Ещё в университете нам рассказывали, как сделать хорошее резюме, и оно выглядело в общем-то нормально, но сейчас я понимаю, что специалисты по подбору персонала такое резюме могли бы просто пропустить, так как оно не выделялось и в нём присутствовали простые недочеты: неправильная форма документа или слишком подробные личные данные.

Как сделать классное резюме и привлечь внимание рекрутёров из Apple, Google и Facebook

Сразу оговорюсь, что под хорошим резюме я подразумеваю резюме, которое ждут в крупных международных американских и европейских компаниях. В разных регионах и компаниях может быть своя специфика и разные требования.

После университета, когда я начала искать работу, резюме чуть видоизменилось, но не сильно, а вот когда после нескольких лет работы и второго высшего образования я переделывала своё резюме и помогала делать резюме супруга, то у меня уже сложилась картинка того, что и в каком порядке нужно делать, чтобы тебя заметили рекрутёры Apple, Google и Facebook.

1. Структура

Большим подспорьем здесь может служить LinkedIn, который подробно объясняет что и в каком разделе нужно написать. Поэтому я рекомендую в первую очередь сделать резюме на этой платформе. Вы можете начать с русского языка, а потом перевести на английский и другие необходимые вам языки.

Как сделать классное резюме и привлечь внимание рекрутёров из Apple, Google и Facebook

Для кадровика важно быстро понять, подходите вы ли нет, поэтому структурируйте резюме, так, чтобы было сразу понятно, где вы получали образование, где работали, а где раздел с увлечениями. Что такое “быстро” — согласно исследованию Ladders Inc., в котором они отслеживали поведение рекрутёров с помощью окулографии (трекер глаз), среднее время на просмотр одного резюме составляет 7.4 секунды.

2. Введение

Не забудьте про введение или секцию "обо мне": многие рекрутёры обращают внимание на фото и введение прежде чем решить, нужно ли им углубляться в детали вашего резюме. Если у вас сложности с характеристикой себя как профессионала — не бойтесь поспрашивать у друзей и коллег, за что они вас ценят и какие качества по их мнению, вас выделяют. При описании себя и своих достижений заглядывайте на странички своих однокурсников, коллег и людей, которые вас вдохновляют — у них можно будет подчерпнуть новые идеи и включить в свой профиль те пункты, о которых вы даже не задумывались или просто забыли.

3. Достижения, а не обязанности

Нанимающей компании не интересно описание вашей прошлой работы, им интересны ваши результаты.

Не описывайте свои должностные обязанности, а сделайте акцент на своих достижениях: напишите, какие проекты вы реализовали, как улучшили рабочие процессы, что привнесли в компанию. Ценятся более точные формулировки: вместо "мы расширили своё присутствие на международном рынке" — напишите "мы открыли офисы в Лондоне, Цюрихе и Берлине", вместо "руководил маркетинговой командой" — напишите "наш маркетинговый отдел под моим руководством достиг 18% роста при сокращении бюджета на 23%".

Не забывайте подкреплять свои заслуги ссылками.

4. Адаптируйте резюме

Адаптируйте резюме под конкретную вакансию и не забудьте про сопроводительное письмо. Как показывает практика, рассылка одного и того же резюме без изменений под конкретную вакансию, приносит довольно мало результатов. Смело убирайте лишний опыт и нерелевантные заслуги, и добавляйте даже незначительные достижения, если они будут совпадать с тем, что хочет увидеть в будущем работнике нанимающая сторона.

5. Рекомендации

Не пренебрегайте рекомендациями. Если у вас есть кто-то знакомый в компании — попросите этого человека отправить ваше резюме по реферальной программе. В европейских и американских компаниях — это довольно популярный метод рекрутинга, и сотрудникам выплачивают бонусы за успешных кандидатов. Не стесняйтесь, зачастую ваш знакомый будет рад вас порекомендовать и получить пару тысяч евро в качестве бонуса.

Здесь, кстати, очень пригодится LinkedIn, который подсказывает, кто из знакомых работает в компании, в которой вы заинтересованы.

Детали, которые имеют значение:

  • Фотография — только на LinkedIn. Выбирайте не очень формальную фотографию, в которой кадровик сможет разглядеть приятного человека, а не просто ещё одну фотографию на паспорт.
  • Всегда пишите важные вещи в начале и вверху секции — зачастую у рекрутёра может не быть времени на прочтение всего резюме при начальном отсеве, поэтому если вы решите поставить в хронологическом порядке работу и учёбу, то в некоторых местах вас просто отсеют по банальной невнимательности.
  • Постарайтесь уместить резюме на 1 странице: вы не поверите, какое количество людей могут не распечатать, потерять или забыть про вторую страничку.
  • Всегда отправляйте резюме в формате pdf, чтобы резюме выглядело именно так, как вы его сделали, а не как его откроет установленная у рекрутёра программа.
  • Не забывайте ссылки на сайты, резюме на LinkedIn и важные для вашей специальности ресурсы: портфолио, репозиторий и тд.
  • Не забудьте привести в порядок соц сети: согласно Career Builder около 70% рекрутёров просмотрят соц сети заинтересовавших их кандидатов, из которых более половины получают отказ именно из-за контента на их социальных страничках.
  • Проверьте названия: ссылки со странными названиями, резюме без фамилии и тп. И не забудьте про адрес электронной почты: очень часто кандидаты забывают про эту деталь, а HR не всегда горят желанием приглашать на собеседование “krasavcheg98@mail.ru".
  • Уберите ненужные детали: пол, возраст. В международных компаниях считается неприемлемым учитывать такие вещи при рассмотрении кандидатов, и резюме в котором эти вещи есть усложняет жизнь рекрутёру.
  • Продублируйте все контакты, по которым с вами могу связаться: email, телефон, в некоторых странах и для некоторых вакансий — почтовый адрес.
  • Не забывайте про ваши хобби и увлечения. Зачастую эти вещи влияют на выбор кандидата гораздо больше, чем вам кажется.

Что если я только что закончил университет и у меня нет опыта работы?

Даже без опыта работы можно сделать классное резюме: вместо опыта работы опишите свои навыки и расскажите о проектах, сделайте акцент на образовании вместо опыта работы. Уделите большое внимание вступлению, где постарайтесь описать себя и свои умения, мотивацию и интересы. Вспомните всё, что было в университете — проекты, курсовые, защиты и тд. Во-первых, это сразу разные навыки: написал курсовую — умение находить и систематизировать информацию, презентовал работу — навыки публичных выступлений и тд.

Укажите, чем вы ещё занимались помимо учёбы: в каких кружках и организациях вы состояли, какие проекты у вас были, где проходили стажировки, занимались волонтёрской работой. Может, вы проходили дополнительные курсы, изучали иностранные языки или живопись? — Это всё немаловажные моменты, на которые обращают внимание рекрутёры.

Что ещё можно сделать на LinkedIn, чтобы повысить шансы заинтересовать рекрутёров?

  • Добавьте знакомых, однокурсников, коллег на LinkedIn — так вы повысите свои шансы быть рекомендованным в интересующую вас компанию.
  • Навыки - попросите коллег поставить вам плюсики, или просто поставьте плюсики им и ожидайте этого же в ответ.
Как сделать классное резюме и привлечь внимание рекрутёров из Apple, Google и Facebook
  • Попросите преподавателей, коллег и работодателей написать рекомендацию.
  • После этого добавьте рекрутеров из тех компаний, которые вам интересны и укажите в профиле, что ищите работу.
  • Публикации, сертификаты, выступления — всё, что показывает вас как активного, умного и разносторонне развитого человека — не стесняйтесь показать.
  • Погуглите себя — возможно, вы участвовали в каких-то проектах, о которых уже забыли, но гугл помнит.

И напоследок — полезный документ от Гарварда с рекомендациями и примерами, как сделать сильное резюме.

И стучитесь ко мне и Гоше в LinkedIn.

5656
реклама
разместить
63 комментария

Кто о чем, а ... эйчары о резюме. Мы, специалисты, все как один, дружно ненавидим эйчаров. Они поверхностные, ограниченные люди. Они ни на йоту не разбираются в специфике специальности. Они, в конце концов, торгуют людьми. Вообще, люди их интересуют лишь постольку, поскольку их можно загнать на собес и забыть.

28

А почему эйчаров не любят? Потому что они отказывают. То есть зачастую эйчар вестник плохих новостей. Отсюда им приписывают поверхностность, глупость, бездарность и прочее. Просто ни один Соискатель никогда не признаёт, что есть кандидат лучше его. Это как на работе сейчас, никто не признаёт что есть Коллега умнее меня. Нет, сам себе ты скажешь: «он не умнее, ему просто повезло. Его начальник любит. Ему район хороший дали, а у меня специфичный. Ну правильно, он же печеньки в офис приносит и ему подкидывают заявок. Конкурент не умнее меня, просто удача улыбнулась ему. Просто родители дали денег на Развитие. Просто у него мохнатая рука». Из двадцати соискателей выбирают одного. Все отказавшиеся будут тихо ненавидеть или просто не признавать ситуации, что другой кандидат объективно лучше. Из двадцати соискателей 1 принятый в итоге скажет эйчар был норм, остальные 19 назовут его поверхностным, глупым, недальновидным, не разбирающийся в специфике этой профессии. Из 20 соискателей никто не знает какие вводные были даны эйчару для подбора. Обычно 50% будет отказано с первого взгляда, просто эйчар из вежливости задаёт стандартные вопросы, понимая что нельзя в лоб сказать что ты не подходишь. Например кандидат сильно толстый, или воняет потом, или даже не воняет но есть тонкая и еле уловимая нить запаха носков или подмышек. От третьего воняет сигаретами. Четвёртый с опухшим лицом (он может просто не выспался, а у эйчара сразу триггер-возможно выпивает). Это очевидные вещи, а есть неочевидные. Когда уровень запроса слишком высок, значит рано или поздно уйдёт, уровень запроса низкий, появляются сомнения в компетенциях, часто менял работу, не открытый, а в коллективе слишком взбалмошные ребята-может быть отторгнутым, либо наоьорот слишком веселый, а там нужны очень простые и тихие. Слишком большие сиськи, женщины ее будут люто ненавидеть, нет детей-завтра уйдёт в декрет, слишком умный для такой позиции-будущий начальник его испугается. Таких ситуаций-миллион. И как правило половина соискателей не подходит сразу, потому что сама не готова к собеседованию. Но вместо того чтобы признать и принять то, что ты не дотягиваешь до этой Вакансии или есть Соискатель лучше, почти ВСЕ будут обвинять эйчара, так как это психологически комфортнее обвинить кого-то другого. Хотя при этом ответственно заявляю:эйчара действительно делают все чтобы их не любили. Они не дают ос, они не перезванивают, не объясняют детали, не говорят о вводных данных нужных для этой Вакансии. Эйчар это фильтр, ему не обязательно знать компетенции подбираемой профессий, из двадцати соискателей он пропустит для дальнейшего собеседования по компетенциям 3-5 человек. И это отторгнутые 15 должны впервую очередь покопаться в себе, почему им Отказали на элементарном фильтре, почему не взяли, я же суперспециалист, но меня даже не проверили? Потому что может ты и суперспециалист, но характер, нрав, физическое состояние и многое другое не подходят. Работодателю нужны не только хардскиллз Соискателя, он ещё Думает не поломает ли вновь прибывший атмосферу в коллективе. Примут ли его. Нанимают же не робота а человека. Так что даже если вы специалист экстракласса, это не значит что вы подходите на эту вакансию в этом коллективе, вам ещё надо элементарный фильтр пройти. И если вам часто отказывают при отличных знаниях, значит что-то не то с запахом изо рта, или мешки под глазами слишком пугающи или ведёте себя развязно или наоборот слишком подавлено. Или неискренни и это видно со стороны, или есть какие-то записи из трудовой, или позвонили на вашу старую работу и про вас спросили, какой вы. Миллион причин, но проще конечно обвинить эйчара, который если не закроет позицию не получит премию и будет бледно выглядеть. Эйчару там где много вакансий - лишь бы закрыть позицию и он готов брать и косого и хромого и даже там, соискатели приходят никакие, но с огромным эго

11

1) Во-первых, вы говорите не про HR, а про рекрутеров. HR все-таки пошире: там и оргструктура, и comp&ben, проблемные вопросы, риски, HRBP, развитие и обучение и тд и тп
2) Если компания позволяет рекрутеру систематически через жопу затыкать вакансию абы как, то проблемы не у рекрутера, а у всей компании
3) HRы бывают разные: бывают ограниченные, а бывают шикарные. Собственно, как и представители любой другой функции. Вы не назовете мне ни одной функции, где я не смогу привести +- такой же тезис про ограниченность
4) В целом выглядит так, что вас когда-то оправданно или не оправданно не оценил по заслугам рекрутер. Так бывает

З.Ы. Я не из HR

2

чёт проиграл с этого:

7

Два раза вам написали) Вдруг не поняли с первого раза

Спасибо! Исправила :)

Никак, они всё равно не будут его читать

4