Быть продактом. Выпуск #11. Из разработчика в продакт-менеджеры Aviasales

Полина Опарина, продакт-менеджер Travelpayouts — международной партнёрской сети от Aviasales, о насмотренности, критическом мышлении и том, как найти первую продуктовую работу.

Быть продактом. Выпуск #11. Из разработчика в продакт-менеджеры Aviasales

То, что было до

Я училась в математическом классе. В университете — на прикладной математике и информатике. На первой работе писала бекенд веб-приложений для государственных заказчиков. Но через 2 года поняла, что разработка мне не по душе. Сменила позицию, и 5 лет проработала проджект-менеджером в той же компании. Я делала всё, что не делали программисты: общалась с внешними заказчиками, писала технические задания, руководила процессом разработки. Проекты, которыми занималась, нравились, но хотелось отойти от работы с государственным сектором и развивать продукт для открытого конкурентного рынка.

Первый продуктовый опыт

Меня приглашали на аналогичные прошлой позиции, но я не соглашалась. Хотелось заняться продуктовой разработкой. По счастливой случайности меня заметила рекрутер из Рамблера. В 2016 году компания создала отдел системного анализа. Специалисты там писали продуктовые требования и общались с продактами. Мне быстро сделали предложение о работе. Через четыре месяца отдел распустили. Часть народа сократили, часть — взяли младшими продакт-менеджерами. Я перешла на позицию менеджера проекта. Сначала я занималась мобильными приложениями Рамблера (Почта, Новости, Гороскопы), а потом перешла в Рамблер/кассу.

За время работы в Рамблере я влилась в коммьюнити продактов, и поняла что мне уже не достаточно просто деливерить продукт надлежащего качества в срок. Я хочу влиять на свойства продукта, на его вид, ценность и монетизацию. И попросила одного из опытных продактов стать моим ментором. Под его руководством начала прорабатывать фичи для мобильных приложений. Общалась с дизайнерами, разработчиками, разбиралась в аналитике. Чтобы получить работу продакта, теории недостаточно. Нужен практический опыт и полноценные продуктовые кейсы.

В Рамблере было круто, и я благодарна за отличный старт в карьере. Но договориться с руководителем о позиции продакта не получилось. В 2018 году я ушла в технологический стартап DocDoc (СберЗдоровье) на желаемую позицию.

Быть продактом. Выпуск #11. Из разработчика в продакт-менеджеры Aviasales

Обучение

До того как я стала активно искать работу продакта, увидела вакансию в Skyeng. Меня собеседовал Глеб Кудрявцев. Я не прошла. Но получила от Глеба конкретную обратную связь по навыкам и компетенциям. Он рассказал, как их развивать. Посоветовал съездить на ProductCamp, пообщаться и послушать доклады.

Кэмп расширил мое представление о роли продакта, его компетенциях и задачах. Это помогло выстроит карьерную траекторию, подкачать навыки, научиться отвечать на вопросы. На интервью стала рассказывать о своём опыте через призму продуктовой теории. Это выглядело более профессионально и сильно лучше продавалось.

Задачи в DocDoc и Travelpayouts

В DocDoc я отвечала за мобильное приложение. Сначала у сервиса была только одна услуга — запись к врачу. Моей задачей было увеличить возвращаемость пользователей и повторные записи. После интеграции DocDoc со Сбером стратегия изменилась — сервис планировал стать медицинским маркетплейсом. Мы с командой занялись интеграцией услуг и разработкой новой навигации в приложении.

В 2019 году меня пригласил на работу Aviasales в международную партнёрскую сеть Travelpayouts. Компания развивается как стартап внутри Aviasales. Я стала первым сотрудником, которого наняли в компанию как продакта. В то же время менеджера проекта повысили до продакта, и мы вместе сформировали структуру и видение продукта и продуктовой работы. С ростом мы разделились на несколько продуктовых команд. Я стала руководить командой монетизации партнёрского трафика. Первой задачей была разработка стратегии развития направления. Для меня она стала вызовом, так как ниша партнёрского маркетинга непростая. Работа над стратегией и сейчас мне кажется одной из самых интересных задач.

Продакт-менеджер в Travelpayouts определяет, каким будет конечный продукт, какими будут функции и внешний вид. Для этого я погружаюсь в специфику бизнеса, общаюсь с пользователями, собираю обратную связь. Также изучаю индустрию, новые технологии и продукты. Исходя из этого формирую задачи для дорожной карты продукта.

Быть продактом. Выпуск #11. Из разработчика в продакт-менеджеры Aviasales

Профессиональный рост и критическое мышление

Раньше я воспринимала отношения с руководством как «начальник-подчиненный». Это часто накладывало отпечаток на то, как меня воспринимали. Я хотела повышение — не давали. Вносила предложения — их не всегда слышали.

Сейчас руководителя воспринимаю как равного и как партнера. Я могу давать конструктивную обратную связь, подмечать нестыковки и нелогичности, задавать вопросы. Руководителям хотят получать фидбэк, но сотрудники этого не делают. У кого-то ломается на стадии критического мышления, и люди не понимают, что кто-то выше по иерархии может быть неправ. У кого-то ломается на стадии «заметил, но не скажу, потому что это мой босс».

Считаю, что продакту важно быть неудобным. Но с позитивным намерением и желанием сделать продукт и бизнес лучше.

Если хотите стать продактом

Продакт — это позиция, которая требует зрелости. Как правило, специалисты вырастают из другой роли — разработчика, маркетолога, аналитика, дизайнера. Новичкам советую идти в команды с продуктовым подходом. Понять, какая компания нравится и примерно представить, как можно перейти из своей роли в роль продакта.

Джуниоры часто попадают в стартапы, так как туда не всегда так хорошо собеседуют как в компании с развитой продуктовой культурой. Считается, что в стартапе можно всему и быстро обучиться. Но часто продакты делают не продуктовую работу, а затыкают дыры и тушат пожары.

Вакансий джуниоров в компаниях с сильной продуктовой культурой крайне мало. Поэтому советую рассмотреть вариант стажировки. Летом в Aviasales брали стажеров. Ребята проводили исследования, писали требования для разработки. Одного из участников по итогу взяли менеджером проекта с возможностью роста до продакта.

Вариант начать карьеру в продакт-менеджменте с нуля — школа менеджеров Яндекса. Знакомые, которые там учились, сделали успешную карьеру.

Быть продактом. Выпуск #11. Из разработчика в продакт-менеджеры Aviasales

Где учиться

Курс Product Star для тех, кто хочет получить представление о профессии в структурированном виде.

Курс Ильи Красинского Product Heroes для тех, кто хочет понять юнит экономику и повысить насмотренность за счёт огромного количества кейсов.

Курс Вани Замесина для тех, кто хочет научиться custdev. Один из лучших тренингов, на которых я была.

Симулятор GoPractice! от Олега Якубенкова для тех, кто хочет прокачать аналитику и принятие решений на основе данных.

Бесплатные лекции школы менеджеров и школы продактов Яндекса.

Где брать опыт

Продакт — это практик. Я рекомендую не просто смотреть или слушать лекции, а применять полученные знания в деле. Попробовать на текущем месте работы найти незанятую нишу, где нужны компетенции продакта. И начать что-то делать. А потом это легализовать.

Либо сделать собственный небольшой продукт — исследование, лендинг на тильде, пользовательский флоу в airtable. Конечно, такой опыт не равноценен созданию продукта в компании. Но позволяет потренироваться и сделать хороший кейс для собеседования.

Самое сложное в работе

Переключать фокус внимания — zoom in/zoom out. Первый подход — смотреть сверху на то, что происходит в продукте, убирая при этом мелкие детали. Второй подход — смотреть детально на продукт. Переключаясь между этими подходами, продакт получает более актуальную и устойчивую позицию по отношению к продукту.

Три главных совета новичку

Быть любопытными. Чтобы сделать хороший продукт, нужно интересоваться, как устроен мир, куда он движется, что чувствуют люди и какие у них проблемы. Идеи приходят отовсюду. Многие компании рождаются тогда, когда человек пытается закрыть свою или чью-то боль.

Прокачивать насмотренность. Следить за технологиями, трендами и продуктами, которые приносят деньги.

Развивать эмпатию. Продакт, который сопереживает пользователю и хочет ему помочь, выполняет работу качественнее и с большим удовольствием.

Вместо вывода

Упражнение от Полины для подготовки к интервью.

8686
53 комментария

Плечо поднять, руку докрутить, вторую к голове, подбородок опустить. Будете пропускать - перестанете быть эффективным менеджером  :-|

38
Ответить

Ето работа на личный бренд девушка позирует, не отвлекайте).

1
Ответить

Обычно в манагеры идут когда не вывозят работу разработчика. Но из разработчиков обычно получаются лучшие манагеры, ибо они все понимают, не говорят ерунды и чувствуют всю боль разработчиков.

14
Ответить

 Обычно в манагеры идут когда не вывозят работу разработчика. Ахаха, ну, конечно, все руководители это неудавшиеся программисты, которые невывезли.
 Но из разработчиков обычно получаются лучшие манагерыПродакт менеджер - это первую очередь про бизнес. Бизнес строиться вокруг болей пользователей, а не программистов. Он не крутиться вокруг проблем разрабов.
Теоретически при нормальных лидах в разработке, можно вообще не понимать, что там они делают, но вывозить другими скиллами. В продакты часто попадают из маркетинга, продаж, проектного менеджмента. 

37
Ответить

Я искренне считаю, что из меня получился бы не самый лучший разработчик. Мне эта работа не подходит, в первую очередь, по темпераменту. Но мне не близка формулировка «кто-то что-то не вывез». По-моему круто находить роль, которая использует и развивает твои сильные стороны. И как правило, чтобы это сделать, надо разное попробовать. 

14
Ответить

У многих разработчиков (которых я встречал, с которыми работал, работаю, с которыми дружу) притуплено чувство эмпатии. Продакт же совершенно другая профессия, ему не нужно все знать. Хороший продакт понимает две стороны и находит с ними общий язык. Это важно, остальное фигня. 

6
Ответить

Обычно в манагеры идут, когда хотят идти в манагеры, хотят командовать и чесать языком, и не хотят ничего делать руками. Разработка тут не при чем. 

2
Ответить