Что произойдет с вашим SEO, если вы добавите на сайт блок с отзывами

Мы в агентстве ежемесячно проводим аудит поискового продвижения 5-12 новым проектам и видим, что на половине из них нет отзывов. К нашим рекомендациям добавить их многие относятся с опаской: «А SEO хуже не станет?». Давайте разбираться, откуда растут ноги у этого страха и стоит ли идти у него на поводу.

Плотность ключевых фраз не размоется

Поисковые системы не раскрывают все тонкости работы своих алгоритмов. Некоторые специалисты считают, что плотность ключевых фраз из-за добавления отзывов снижается. То есть, вписали вы в текст из 800 знаков 3 раза ключ «водонепроницаемые ботинки» и получили частотность 3% — поисковик понимает, что эту страницу можно показывать тем, кто ищет обувь на влажную погоду. Потом вам понаписали кучу отзывов про то, что синие ботинки эффектнее, чем черные — текст стал уже не 800 знаков, а 1 400. Частотность ключа теперь — всего 1,7%, так что поисковик вышвыривает вас из топа по запросу «водонепроницаемые ботинки».

Другие специалисты не соглашаются: «Недооцениваете вы поисковые системы. Они не хуже нас с вами понимают, где техническая характеристика товара, где — его описание, а где — отзывы и комментарии других пользователей. Так что релевантна страница запросу или нет, они оценивают по содержанию именно основного контента на странице».

Мы на основе опыта продвижения проектов более чем в 20 тематиках бизнеса склоняемся ко второй позиции. Если вы — все-таки к первой, у нас для вас есть трюк, с которым вы точно сохраните плотность ключевых фраз на том же уровне, даже если алгоритмы работают так, как вы думаете, а посетители оставляют вам сотни отзывов ежемесячно.

Если боитесь, что все-таки размоется — делайте так

Мы своим клиентам рекомендуем показывать на странице не сразу все отзывы, а только 2-3. Остальные подгружать после того, как пользователь нажимает кнопку «Показать еще». Правда, делаем это не потому, что боимся размытия ключевых фраз — просто хотим, чтобы потенциальные покупатели видели в первую очередь самые информативные отзывы, которые убедят их совершить конверсию.

Посетители сайта видят отзывы так
Посетители сайта видят отзывы так

Тем не менее, основная часть отзывов при этом спрятана от поисковиков — значит, они их не индексируют. Так что, даже если поисковики учитывают отзывы при оценке релевантности страницы запросу, при таком подходе они этого сделать не смогут, потому что просто не увидят их.

Поисковые роботы видят отзывы так
Поисковые роботы видят отзывы так

У такого решения есть еще один плюс — если пользователь захочет добраться до подвала сайта, чтобы посмотреть информацию о компании или условиях доставки, ему не придется пролистывать несколько десятков комментариев.

Позиции сайта в выдаче увеличатся

Сразу оговоримся: блок с отзывами — не гарант того, что вы попадете в топ. Он скорее выступает вспомогательным инструментом. То есть, если сайт вашего конкурента находится на том же уровне оптимизации, что и ваш, но у него нет отзывов, а у вас есть, вы обгоните его в выдаче.

Увеличится CTR сниппета

В прошлом году мы взяли в продвижение интернет-магазин товаров для детей. На сайте уже был создан блок с отзывами, но не была настроена микроразметка Review. Через два месяца после того, как мы ее внедрили, средний CTR вырос почти на 50%.

Что произойдет с вашим SEO, если вы добавите на сайт блок с отзывами

Микроразметка делает сниппеты в поисковой выдаче более заметными — внизу появляется рейтинг товара. CTR в итоге растет. А когда растет CTR — растут и позиции в выдаче.

Улучшатся поведенческие факторы

В нашем чек-листе — 35 пунктов, по которым мы оптимизируем поведенческие факторы. Один из таких пунктов — внедрение дополнительных блоков, в частности, отзывов.

Чем больше отзывов на странице, тем дольше времени на ней проведет потенциальный покупатель — в этом мы убеждаемся, анализируя данные на наших проектах:

Когда на странице с товаром было 2 отзыва, ее просматривали в среднем 1,5 минуты. Когда же, на 37 неделе, количество отзывов достигло 17, время просмотра выросло до 2,5 минут
Когда на странице с товаром было 2 отзыва, ее просматривали в среднем 1,5 минуты. Когда же, на 37 неделе, количество отзывов достигло 17, время просмотра выросло до 2,5 минут

И это еще не все. В ответах на отзывы можно залинковать ссылку на другие страницы сайта: «Понравился защитный костюм? А к нему есть еще ботинки со специальной манжетой от клещей. Вы видели?». Когда пользователи переходят на них, мы получаем плюсы сразу к нескольким поведенческим: времени на сайте и количеству просмотренных страниц за сеанс.

Что произойдет с вашим SEO, если вы добавите на сайт блок с отзывами

И да — отзывы полезны не только для SEO

С влиянием отзывов на SEO разобрались. В следующей статье проработаем другое опасение — что отзывы плохо влияют на продажи. Расскажем, как вытесняем негативную информацию из выдачи и стимулируем положительные отзывы. Подписывайтесь, чтобы не пропустить статью!

В блоге Кинетики мы рассказываем о своих процессах, делимся опытом, инсайтами и шаблонами внутренних инструментов

1313
28 комментариев

Интересно, кто-нибудь верит этим отзывам? Ведь по сути дела, отзывы в таком формате модерирует сам продавец. Естественно остаются только самые лестные.

6
Ответить

В нормальном магазине публикуют любые отзывы, и когда на сайте есть и положительные, и негативные отзывы, то доверие к положительным отзывам только растет.

1
Ответить

Магазин спорт мастер. Много отзыва в негативном ключе по разным товарам. В духе, вещь растянулась, или катешки после стирки итд. Все публикуется. Администрация благодарит и в некоторых случаях пишет, что свяжется с поставщиком. 

Ответить

По-моему люди больше верят отзывам, оставленным в отзовиках, картах, Яндекс маркете. Но попадаются нам люди, которые не верят даже отзывам в Яндекс маркете, считая, что они заказные. 

Ответить

Ахах, Ребят, вы серьезно говорите о росте CTR при внедрении микры, когда у вас даже на скриншоте показано, что одновременно с этим снизилось число показов с 23 тыс до 13 тыс (более 50%)? И вас это не смутило?))
В данном случае динамика CTR может быть вызвана другими причинами. Например тем, что вы сравниваете октябрь-ноябрь (День холостяка, Черная пятница, Новый год) с декабрем-январем (Рождество) — периоды, когда почти во всех товарных нишах меняется как спрос, так и поведение людей. Подчеркиваю: поведение людей. 
У меня по десяткам сайтов аналогичная статистика за выбранные периоды и без всяких там работ по изменению конверсии
 
Сори, что докопался, пишу для пользователей, которых вы вводите в заблуждение такими вот "выводами".
К слову, у меня есть несколько противоречивых примеров, когда на одних сайтах внедрение микроразметки вообще никак не повлияло на CTR, а на других она выросла, так что тут не все однозначно. Внедрять, конечно, стоит, но не всегда от этого стоит ждать профит.

На счет текстовой релевантности, в частности плотности ключей — такая история есть, но влияние проверить сложно, по крайней мере одним только внедрением/удаление отзывов из-за того, что наличие самих отзывов, как факт — фактор ранжирования (об этом вы пишете ниже). Я тестировал на нескольких сайтах с ключами в отзывах (добавлял, убирал, а конкретно под Яндекс на нескольких сайтах полностью скрывал текст в ноиндекс) — все это влияло на видимость, если ПС и обрабатывают отзывы в отрыве от остального контента, то все равно это все идет в учет ранжирования и это стоит учитывать.

4
Ответить

Валяюсь с сайтов, где к отзывам приложены еще и фотографии людей их оставивших. Но видимо работает схема.

2
Ответить

А если поискать фото этих людей в Яндекс картинках, то оказывается, что на одном сайте это фото Алексея из Москвы, на другом это же фото - Витали из Саратова, на третьем - Дениса из Стамбула. 

1
Ответить