Задачи маркетолога — ответ предпринимателю

Добрый день, друзья. Уже много статей написано про задачи маркетолога. Но каждый день я слышу вопросы, а какие задачи у маркетолога? А какие KPI ему поставить ? А почему он не приносит мне кофе?

Задачи маркетолога — ответ предпринимателю

Давайте разбираться последовательно.
Начнем с того, что есть МАРКЕТОЛОГ и его подвиды.

Какие бывают подвиды маркетологов:
1. Маркетолог-аналитик
2. Трейд-маркетолог
3. Интернет-маркетолог
4. Бренд-менеджер
5. Менеджер проекта
6. Перфоманс маркетолог
7. E-commerce маркетолог и тд. и тп.

Каждый подвид разбивается еще на 10 подвидов, а то и более. Но суть не в этом.

Сегодня я хочу разобрать вместе с вами задачи настоящего маркетолога, которого вы нанимаете в компанию к себе. Конечно, всё зависит от размеров вашей компании, но мы возьмем за основу более-менее средний бизнес с оборотом 50-100 млн рублей, в котором маркетинговый бюджет в районе 1-2млн. рублей. Например, это будет производство туалетной бумаги.

Основные задачи маркетолога и их краткое описание(расскажу вам максимально простыми словами).

Изучать - Анализировать - Делать вывод - Снова изучать

Заходит наш маркетолог на производство туалетной бумаги. И первое, что он делает, запрашивает все данные.

Какие именно?:
1. Стратегию маркетинга
2. Стратегию продаж
3. Стратегию развития
4. Бизнес-модель
5. Бизнес план
6. Фин.отчетность
7. Схему бизнес-процессов
8. Отчетность производства по основным показателям
9. Отчетность по каналам сбыта
10. Отчетность отдела продаж
11. Сам продукт: потрогать, попробовать на себе

Если что-то забыл докидывайте в комментариях.

Собрал наш маркетолог все эти данные и после начинает анализировать их. Это занимает большее количество его времени. Он пытается найти в ваших данных закономерности, которые приводят к хорошим или плохим результатам. Находит дыры, которые съедают ваш бюджет. Продумать обходные пути, которые помогут сократить расходы и увеличить прибыль.
(А да, маркетолог = прибыль, совсем забыл напомнить об этом, если это уравнение не соблюдается, то вычеркивайте первое слагаемое).

Настоящий маркетолог изучает ваших клиентов, собирает фокус группы и общается с ними, чтобы понять важные факторы для каждого из них.

Почему больше людей покупают двухслойную бумагу, хотя трехслойная намного приятнее?
Почему бумага однослойная начала падать в продажах на 24%?
Почему жители Москвы покупают на 52% больше бумаги с запахом малины, чем персика?

На эти и подобные вопросы маркетолог должен найти ответ. После этого маркетолог садится за следующую задачу.

Изучение рынка/ конкурентов/ тенденций/ аудитории

Снова что-то изучает….

Наш специалист садится за изучение данных в нише туалетной бумаги, унитазов, держателей и тд.

Почему он изучает не только основную нишу, но и смежные?
Есть важные моменты, которые часто не замечают предприниматели, но может уловить маркетолог на основе анализа смежных ниш. (Изменение формы, формата, подачи и тд., может привести к новым решениям, которые покорят рынок. Вспомните смывающуюся втулку.)

Изучив эти данные, он сравнивает показатели и возможности вашей компании и относительное её положение на рынке. Возможно, вы где-то лучше остальных или хуже. Возможно, нужно обратить внимание на обновление упаковки, а, возможно, наоборот сделать акцент на самом продукте.

Анализ каналов сбыта

Настоящий маркетолог переходит к анализу каналов сбыта.

Какие существуют каналы сбыта туалетной бумаги?:
1. Холодные звонки
2. Рассылки
3. Выставки
4. Форумы
5. Интернет-реклама
6. Телевидение

Напишите в комментариях, какие еще вы знаете.

Проанализировав все каналы, маркетолог выбирает те, которые более перспективны для компании на данный момент, но не забывает и про те, которые можно использовать для расширения охватов и дальнейшего масштабирования.

Конкурентное преимущество

Специалист на основе всех данных, которые собрал ранее в первых пунктах, выявляет особенности вашего продукта и тестирует их на фокус группах.

Тут мы также можем вспомнить самое лучшее преимущество в нише туалетной бумаги - смываемая втулка. Ради неё большое количество аудитории выбирает только определенный бренд.

Ваш маркетолог, должен придумать именно такое преимущество, которое будет выделять вас на общем фоне и аудитория захочет именно вашу бумагу.

Планирование

Настоящий маркетолог приступает к внесению изменений в ваши стратегии и планы. Он, на основе всех данных, что у него есть, выбирает наилучшие пути развития и проставляет результативность этих путей.

КАК ПОСТАВИТЬ KPI МАРКЕТОЛОГУ? Ответ на самый важный вопрос

Если вы предприниматель, то ответ прост - никак.

Маркетолог сам ставит себе KPI, на основе анализа и стратегии, которую он сделал. В ваших компетенциях согласиться с этими KPI или же отправить маркетолога на переработку стратегии для выхода на иные показатели.
Но важно понимать, что придумывать цифры из воздуха, не изучив анализ и стратегию вашего маркетолога, - это 8 смертный грех.

Тестирование

Реальный специалист начинает проводить А/Б тестирование.

Что же он тестирует?:
1. Товар
2. Преимущества
3. Аудитории
4. Каналы сбыта
5. Продажи
6. Гипотезы, соединяющие Преимущество - Аудиторию - Канал сбыта - Продажи - Товар

Получив результаты тестирования, наш маркетолог возвращается к анализу бизнеса, результативности, KPI, обратной связи и тд. Проанализировав все результаты, он оставляет те гипотезы, которые работают лучше всего и начинает работать с теми, которые показали плохой результат. Перерабатывает их или же вовсе отказывается от них.

После того, как возможности одной гипотезы исчерпаны, маркетолог переходит к разработке новых гипотез для тестирования. И так пока не уволится от вас.

На самом деле цикл работы маркетолога можно описать так:
1. Собрал данные
2. Изучил данные
3. Вывел гипотезы
4. Внедрил инструменты маркетинга
5. Протестировал
6. Вернулся к пункту 1

Сейчас на рынке России, никто не понимает четкие задачи маркетолога. Я очень верю, что смог объяснить вам хотя бы основные задачи и пул работ. Если вам это помогло, ставьте плюсик мне в карму и напишите в комментариях, изменилось ваше мнение по поводу маркетологов или нет.

P.S. Отдел продаж, всего лишь инструмент маркетинга.

2323
15 комментариев

вы всё врети!

Настоящий маркетолог - это Леночка, которая может и визитку в ворде задизайнить, и связаться по поводу баннера на сайте мамашилучшевсех.ру и настроить инстаграм, и тексты для сайта написать

4
Ответить

А еще Леночка может кофе принести и на почту сгонять документы отвезти.

2
Ответить

Спасибо за статью. В закладки ))

4
Ответить

Если честно, ваше представление о маркетологе это университетский уровень.

4
Ответить

Возможно. К сожалению образования данного не получил в высшем заведении. Написал только исходя из своего опыта работы и опыта соратников, а также фидбека, который бесит маркетологов. 

Расскажите, кто для вас маркетолог?

Ответить

Не знаю как кому, а мне статья именно "то, что доктор прописал"
Спасибо! 

2
Ответить

Спасибо за ваш отклик! Надеюсь мои труды помогут вам! 

1
Ответить