Новый способ монетизировать своё сообщество на примере Brainly. Алгоритм запуска темы за 7 дней без программистов

Польский #EdTech стартап Brainly поднял раунд на $80M и уже почти стал единорогом. А ведь его "фишки" можно смело позаимствовать для любых сообществ. Статья в первую очередь будет полезна предпринимателям, лидерам активных сообществ (групп, каналов, блогов) и владельцам онлайн-школ.

Новый способ монетизировать своё сообщество на примере Brainly. Алгоритм запуска темы за 7 дней без программистов

Пандемия серьезно подорвала систему образования и повысила востребованность цифровых коммуникаций между людьми во всем мире. Brainly выиграли от этих измений: ребята поднимают инвестиции и продолжают набирать обороты. Уверен, что можно смело позаимствовать некоторые из их идей, быстро внедрить и монетизировать их в своем бизнесе. Я давно применяю их технологии в своих проектах (например, в онлайн-школа английского языка Teleeng). Делюсь с вами своими наблюдениями и практическим опытом

Содержание статьи

1. Кратко о проекте
2. Уникальные фичи
3. Возможности для блогеров и лидеров сообществ
4. Запускаем MVP на своём сообществе за неделю

Кратко о проекте

Brainly (в русской версии — Знания) — платформа, помогающая школьникам и студентам с домашними заданиями. Они себя называют "peer-to-peer learning platform". Фактически, это сайт вопрос - ответ (типа Яндекс.Кью или Ответы Mail.Ru), но по программе средней школы.

После регистрации на сайте школьник или его родитель может задавать вопросы и отвечать на чужие. Монетизация по модели freemium: пользуешься бесплатно — смотри рекламу и получай ограниченный сервис. Заплатил — получай быстрые ответы от верифицированных экспертов, отсутствие рекламы и другие плюшки. Цена в России от 45 рублей в мес, в США - от $2

На данный момент платформа доступна на 13 языках в 35+ странах мира, аудитория проекта в 2020 году превысила 350 млн. пользователей. Суммарно Brainly привлек уже $148,5М. от 9 инвесторов (из них $80М в последнем раунде). Давайте посмотрим на секрет успеха

Уникальные фичи

1. Стартап хорошо сфокусировался на своей нише и выдал удобные функции: навигация по предметам, классам, много чего ещё.

2. Но главная особенность Brainly — в мотивации пользователей. При регистрации каждому пользователю даётся фиксированное количество баллов, которые они могут использовать, чтобы задавать вопросы. Заработать баллы можно ответами на чужие вопросы или выполняя задания сайта. Чем быстрее и лучшее отвечаешь, тем выше рейтинг и больше баллов.

3. Баллы — как валюта. Если у тебя есть баллы и ответ нужен срочный и подробный, то назначаешь цену за ответ в баллах и к тебе выстраивается "очередь консультантов"

4. Весь процесс отслеживают модераторы. Благодаря этому даже самые сложные вопросы получают хорошие ответы, а спам сводится к минимуму.

Возможности для блогеров и лидеров сообществ

Кажется, есть как минимум три причины, присмотреться к Brainly и позаимствовать его идеи, особенно в части мотивации пользователей, в своих целях.

1. Старые методы монетизации постепенно теряют эффективность и уступают место новым. Партнерки, прямые продажи и реклама работают все хуже. А правильно организованные закрытые клубы, образовательные и консалтинговые проекты, биржи и маркетплейсы на базе сообществ (и наоборот) приносят все больше и больше денег. Если удается найти и предложить рынку новый способ, можно быстро превратить это в бизнес для всей индустрии. Новые бизнес-модели соцсетей и мессенджеров растут из этих предпосылок.

2. Общие знания бесплатно, персональный фидбэк за деньги. Образовательные стартапы на дрожжах пандемии растут особенно быстро. Лидеры российского рынка (напр. Skillbox, Geekbrains, Нетология) за последний год увеличили свой бизнес в 2-4 раза. Вместе с насыщением рынка образовательными продуктам, меняются и требования и потребителя: программы дешевеют (хотя стоимость привлечения растет), ценность и уникальность контента падает — все можно найти в интернете бесплатно. Одновременно растут ожидания от результата обучения. Все меньше готовы платить за общие ролики/вебинары, но выше ценность индивидуального подхода с качественной персональной поддержкой и обратной связью (привет “старшим” тарифам онлайн-курсов и марафонов).

3. Экспертов много, они хотят зарабатывать. Люди готовы делиться своим опытом и экспертизой за деньги. Особенно, если это можно делать без ущерба для главных дел и удобным способом. Также прослеживается тренд запросов на микроконсалтинг: я больше не хочу/не готов покупать специалиста на проект в несколько недель или месяцев, но готов рекрутировать его на часы, а лучше на минуты для решения одной конкретной задачи. Формат взаимодействия фрилансинговых платформ расширяется на образовательные проекты. Далее он будет лишь эволюционировать и упрощаться.

Запускаем MVP на своём сообществе

Если вы - основатель/владелец/лидер какого - либо профессионального сообщества, например, профильного канала в Телеграм, группы на Фейсбуке и даже млм-структуры, то можете примерить на себя вот такую модель его монетизации. При этом важно понимать разницу между “аудиторией” и “сообществом” Аудитория — это когда вы что-то вещаете людям и они общаются преимущественно с вами. Сообщество — когда люди связаны горизонтальными связями, много взаимодействуют друг с другом без вашего участия, оказывают взаимную поддержку, и высоко это ценят.

Продукт для сообщества

1. У вас есть профессиональная группа людей с разной экспертизой в предмете, которые готовы сотрудничать или уже сотрудничают друг с другом

2. Вы даете им инструмент обмена экспертизой для решения своих актуальных задач а-ля Brainly: автор запроса платит тому, кто помог найти решение. Инструмент — это техническое решение + правила + модерация.

3. Вы презентуете и тестируете инструмент в своем сообществе, докручиваете его по мере развития. Ваш заработок — это комиссия с каждой транзакции.

Две модели монетизации: (1) поминутная тарификация или (2) фиксированная цена за решение, одновременно консультировать могут несколько человек, деньги между ними распределяет автор запроса (по похожей схеме работает Правовед.ru — крутой сервис юридических услуг, очень рекомендую). В обоих случаях оплата через вашу платформу, основные механики и рутина автоматизирована, деньги можно выводить.

Техническое решение

Так сложилось, что схожую схему я уже реализовал для онлайн-школы английского языка Teleeng. Я сделал ее по просьбе моей супруги 4 года назад. Вот какие инструменты я использовал:

  1. Tilda — конструктор сайтов для бизнеса, включающий в себя готовые шаблоны для старта проекта. Впечатляющий сайт можно сделать за 1 вечер не прибегая к услугам дизайнеров и технарей
  • CloudPayments — платежная система для взаиморасчетов с интегрированной онлайн-кассой. Множества платежных функций, в том числе периодические платежи и платежи по запросу без ввода номера карты и кода из смс. Да, в первый раз нужно ввести данные, но дальше просто нажимаешь на кнопку с суммой и деньги списываются с карты как в Яндекс.Такси или Убере
  • Телеграм — лучший инструмент для асинхронного общения. Моментально после первой оплаты студенту приходит смс и емейл со ссылкой на персональный чат. Позднее в этот чат присоединяются преподаватели или эксперты, чтобы проверить ДЗ, ответить на вопросы или предоставить консультацию
  • Integromat — конструктор, чтобы связать между собой все элементы в одну стройную систему. Именно там настраивается доступ к контенту, мониторинг запросов, учет взаиморасчетов со студентами и экспертами и все остальное
  • Fastrack — сервис дружелюбной и быстрой технической поддержки по любым ИТ-задачам. Например, если вы гуманитарий, то в fastrack.camp вас проведут за ручку по всем интеграциям или сделают работу за вас. Я собственник этого сервиса.

Позднее, похожую логику я реализовал еще в нескольких онлайн-школах, а также создал систему онбординга для нескольких организаций. Самый заметный экономический эффект был в МЛМ компании. В этой нише обычно большие проблемы с тем, что после первой встречи низкая конверсия в первую покупку. И совсем плохо с переходом на следующий уровень. Система позволила "вести новичка за ручку" автоматизированно и полностью в онлайне

Создать MVP для запуска можно достаточно быстро: я вписался в 30-50 часов и бюджет около 50 тысяч рублей.

Если вам интересно создать для подобный инструмент монетизации для своего сообщества или организации и вы хотите это обсудить, то пишите мне в Telegram

1010
13 комментариев

Я так и не понял как статья и заголовок связаны между собой 🙄 вроде про телеграм и инсту пишите, а потом какой-то стартап Польский (крот по-моему тоже польский был или чешский), и ещё про ваш стартап в середине)) зачем? Почему? Где про тему которую в заголовке обьявили? 🙃

4
Ответить

У меня легло так:
1. Есть тема с сообществами и есть поляки, которые ее оседлали
2. Они сделали несколько фишек, которые автор частично применил у себя и которые (по его мнению) работают + некоторые понимает как применить
3. Автор предлагает свою экспертизу другим (видимо, хочет на этом как- то заработать)

2
Ответить

АААА, постойте КА !!
это тот самый чел который писал простыню где в конце :

"Если вам интересно запустить клон Chef в своем городе или районе и вы хотите это обсудить, то пишите мне в Telegram"

Короче это типа "я создам вам фейсбук, дайте денех" .. ясно.
зачем столько времени нашего тратишь на такие статьи ?
Напиши свое предложение и рекламу короче.

4
Ответить

напр. Skillbox, Geekbrains, Нетология

Хоть проверили бы сегодняшнюю приёмную.

3
Ответить

А что там?

Ответить

Звучит многообещающе, но как всегда есть подводные камни видимо. В каких сообществах это полетит быстрее, а в каких точно нет (по вашему опыту)? Есть ли у вас конкретное предложение/ инструкция для владельцев блоггеров и телеграм- каналов (в вашей терминологии это владельцы аудиторий/не сообществ)?

1
Ответить

С высокой вероятностью полетит там, где аудитория живая, комментирует/помогает сообщения друг друга, решает проблемы и помогает найти ответы за запросы. Обычно этот там, где собственник модерирует процесс и прикладывает личные регулярные усилия для создания ценности.
Общую инструкцию я описал в статье. Проверить как все может работать можно на Teleeng (в любом продукте, предполагающем персональный фидбэк). Если у вас есть персональный запрос - напишите мне в личку.

Ответить