Как «Мако» «подставила» клиента, или три правила комфортного взаимодействия с «Мако»

Как «Мако» «подставила» клиента, или три правила комфортного взаимодействия с «Мако»

Уже почти десятилетие бесперебойно работает бухгалтерский конвейер МАКО, ежеквартально выдавая «на-гора» тонны отчетных документов, ежедневно решая сотни больших и малых клиентских проблем. Сегодня в бухгалтерской компании МАКО обслуживается 622 клиента. А сколько их было всего за эти годы! И какие разные возникали ситуации — сложные, спорные, а подчас смешные и курьезные. Одна из таких ситуаций подвигла на написание этой «инструкции по эксплуатации бухгалтерского конвейера МАКО».

Психологи и эзотерики утверждают, что наши страхи сбываются только потому, что человеческое подсознание все понимает буквально — как руководство к действию. И реализует «заказанное». Один из клиентов МАКО, видимо, очень боялся, что его махинации с налогами раскроются. Конечно же, страхи этого клиента реализовались в полной мере. Ведь МАКО работает, как ваше подсознание — быстро, четко и согласно поставленным задачам. Отсюда первое правило комфортного взаимодействия с бухгалтерской компанией МАКО:

Подумайте, какую задачу ставить перед МАКО.

Так, один наш, теперь уже бывший, клиент после почти года взаимовыгодного сотрудничества поручил МАКО решить вполне стандартную и несложную проблему. И с задачей этой мы быстро и успешно справились. А привело это к весьма неожиданным последствиям. Но обо всем по порядку…

Клиент «2 в 1» — ИП 2014 года регистрации и ООО 2010 года «рождения» — обслуживался МАКО с августа 2018 года. За все про все платил как за нулевые компании 1 300 рублей в месяц (1000 рублей за ООО и 300 рублей за ИП). Клиент занимался предоставлением юридических услуг, применялась упрощенная система налогообложения.

Тут напрашивается «лирическое отступление» о том, сколько денег могут сэкономить очень многие ИП и ООО на ведении бухгалтерии, если уволят своего «самого ценного сотрудника» — бухгалтера — и доверят его функции бухгалтерскому конвейеру МАКО. Но цифры из предыдущего абзаца говорят сами за себя.

В июне 2019 года случилась неожиданность — счет ИП был заблокирован, и клиент поставил МАКО задачу разблокировать его. На этот случай (равно как и на любой другой) у МАКО есть четкий алгоритм:

1) Проверка правильности действий МАКО. Отдел налогового учета и отдел заработной платы компании подняли отправленную отчетность и никаких ошибок не обнаружили, вся отчетность была сформирована и предоставлена в контролирующие органы правильно и своевременно.

2) Проверка отчетности, сданной ранее — до сотрудничества с МАКО. Уточню, что компания заказывает справки о ранее сданной отчетности в начале сотрудничества с любым новым клиентом. На всякий случай, мы заказали справки повторно — иногда и ФНС ошибается.

3) Запрос ФНС о причинах блокировки. Получили ответ: счет клиента заблокирован в связи с несдачей налоговой декларации 3-НДФЛ за 2016, 2017 и 2018 годы. Налоговая служба пояснила, что хоть клиент и пользуется упрощенной системой налогообложения, у него были доходы, которые следует отразить в 3-НДФЛ.

4) Решение проблемы. МАКО сформировала недостающие декларации и отправила их в ФНС в тот же день. Счет клиента был разблокирован через два дня.

Казалось бы, все в порядке. Но четко выполненная задача имела неожиданные последствия. Через 3 месяца, в сентябре 2019 года, поступили требования от ФНС о предоставлении пояснений о причинах неуплаты налогов за 2016 и 2017 годы.

Оказалось, что клиент оказывал услуги арбитражного управляющего, которые не подпадают под УСН. Клиент мог не знать об этом, конечно же… Что странно именно в этом случае, ведь этот клиент — юрист. Но если бы он соблюдал еще одно правило комфортного взаимодействия с бухгалтерской компанией МАКО, последствия могли быть мягче. А правило это такое:

Предоставляйте о себе полную и достоверную информацию в начале сотрудничества с МАКО.

Если бы мы знали о том, какие конкретно услуги оказывает клиент, то изначально обратили бы внимание на то, что они не подпадают под УСН. Но теперь оставалось действовать, исходя из открывшихся обстоятельств. Мы тут же уведомили клиента о возникших проблемах, но он решил ничего не объяснять, не предпринимать и вообще «ушел в тень». А в ноябре 2019 года МАКО получила акты камеральной налоговой проверки по декларациям 3-НДФЛ, по которым клиенту предписывалось выплатить 311 508,78 рублей недоимки по НДФЛ.

И тут клиент понял, что отсидеться в тени не получится. Возможно, он предпринимал какие-то попытки решить проблему исконно российскими методами. Да, видимо, не вышло. Ибо в январе 2020 года он не нашел ничего лучшего, чем предъявить МАКО претензии. Все оказалось даже хуже, чем мы предполагали — клиент совершенно четко осознавал, что незаконным образом уходит от налогов. А компанию он обвинил в том, что его «подставили на 300+ тыс. руб.»

Отмечу, что МАКО вовсе не претендует на лавры супергероя и добровольного помощника ФНС. У нас не было цели вывести клиента на чистую воду, тем более что изначально мы и не предполагали, что он ловит рыбку в мутной воде. Мы только выполняли четко и добросовестно свою работу. Просто законные и логически обоснованные действия МАКО, направленные на разблокировку счета, привели к тому, что вскрылся обман клиента. А ведь мы предупреждаем своих настоящих и потенциальных клиентов на каждом шагу: МАКО оптимизирует налоги клиентов ТОЛЬКО законным путем. МАКО ведет ТОЛЬКО белую бухгалтерию.

Наш клиент не был бы российским юристом, если бы не попытался обернуть свою странную претензию в красивую обертку. Он припомнил нам договор, в котором мы обязуемся формировать его отчетность по УСН, и ничего более. Но в этом же договоре есть пункт о том, что мы также выполняем задачи (поручения) клиентов. А клиент как раз поставил нам задачу по разблокировке счета — письменно, в электронной почте. Уж мы-то давно выработали свои правила взаимодействия с клиентами — все общение по электронной почте, никаких телефонных переговоров. Это и экономия времени сотрудников (а значит, повышение их эффективности), и гарантия от двусмысленных ситуаций. Написано хоть и не пером, а топором не вырубишь — на сервере все сохранилось.

Мог ли наш клиент избежать разоблачения и неприятностей с налоговой (по крайней мере, на этот раз)? Мог, если бы следовал следующему правилу комфортного взаимодействия с бухгалтерской компанией МАКО:

Бухгалтер для предпринимателя — как духовник для верующего. Абсолютная честность, как на исповеди.

Если бы одновременно с постановкой задачи по разблокировке счета он честно рассказал, что пытается уйти от налогов, наше сотрудничество закончилось бы. Но без последствий в виде 311 508,78 рублей недоимки. Возможно, он нашел бы менее чистоплотного специалиста, который и дальше помогал бы ему уходить от налогов. Возможно, он решил бы проблему презентами нужным людям. Это уже не наше дело.

Справедливости ради отмечу, что налоговая служба именно в этом случае не имела права на блокировку счета ИП. Это хитрость ФНС, регулярно применяемая именно для разоблачения таких махинаторов. Ну что же, в очередной раз ей это удалось.

Итог: сотрудничество нечистого на руку юриста и компании МАКО завершилось. В январе 2020 года мы вернули ему все деньги, которые он заплатил нам — 31 000 рублей. Надеемся, они помогут ему выплатить недоимку, штрафы и пени.

Тут бы и сказочке конец, но в январе 2021 года (через год после окончания всей этой истории) МАКО получила официальную претензию, составленную в форме иска на эти самые 311 508,78 рублей. То есть человек официально признается в попытке уйти от налогов и предъявляет материальные претензии компании в связи с тем, что действия МАКО привели к его разоблачению.

Нам пришлось консультироваться с юристами в течение трех недель, чтобы составить адекватный ответ на эту неадекватную претензию. С нетерпением ждем возможности поучаствовать в интереснейшем судебном процессе. Мониторим сайт Арбитражного суда, но иск пока не подан.

3535
30 комментариев

Зачем деньги-то возвращать было? Вы же оказывали ему услуги. Это какое-то личное решение или в договоре что-то было прописано?

8
Ответить

 А чем вообще думают люди, когда приходят и отдают свою бухгалтерию «с сюрпризиком» на сторону?
Понятно же, что вылезет. Вы-то не заинтересованы в том, чтобы эти «сюрпризики» скрывать.
Да и потом прилететь проблемы могут... 

4
Ответить

Волшебный и непонятный мир русского "авось" :)

4
Ответить

Фу. Ненавижу таких хитросделанных. Действительно, выкатите ему встречный иск, пусть урок будет.

3
Ответить

Норм история, чисто такая, адвокатская, как я их называю.
Не отпираемся, а нападаем)

2
Ответить