Нереальное реально: зачем нам VR и почему это не только про игры

Нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальности занимают одно из последних мест с точки зрения скорости внедрения в широкое использование. А ведь возможности, которые открывает нам эта группа технологий, завораживают уже сейчас.

Говорят, что те, кто хотя бы один раз бывал в виртуальной реальности, становятся ее фанатами за счет необычного чувства, которое появляется из-за эффекта погружения. Специалисты гарантируют, что качество этого эффекта будет только расти и однажды мы все начнем жить на несколько реальностей.

Команда Центра НТИ по VR/AR на базе Дальневосточного федерального университета уже три года поддерживает перспективные научные наработки и бизнес-решения в области медицины, образования и промышленности. За это время удалось достичь важных результатов, которые способствуют популяризации технологий и их внедрению. Давайте рассмотрим, что есть уже сейчас и чего ждать в ближайшем будущем.

Нереальное реально: зачем нам VR и почему это не только про игры

Где VR уже в ходу

Известно, что технологии виртуальной реальности активнее всего используются и развиваются в игровой индустрии. Но именно сейчас происходит тот переломный момент, когда решения с применением иммерсивных технологий могут окупаться не только в рекламных целях, но и для достижений целей бизнеса.

Для использования дополненной реальности (AR) достаточно смартфона. Эта технология позволяет наблюдать цифровые объекты в реальном мире через мобильное устройство или специальную гарнитуру.

Благодаря приложениям с дополненной реальностью вы уже сейчас можете:

- Дополнять свои фото/видео, например, в социальной сети Instagram (примерить одежду, прическу и т.д.);

- Наглядно видеть инструкцию при работе и подсказки, отклонения;

- “Сделать” ремонт в квартире: от покраски стен до выбора стульев;

- Продемонстрировать модель заказчику, например, строительного объекта.


Фото: Avalremont
Фото: Avalremont

Использование виртуальной реальности невозможно без специальной гарнитуры, через которую вы погружаетесь в полностью цифровую среду. Среда может быть полностью сгенерирована на компьютере или представлять собой отснятое видео в формате 360.

С одной стороны такие цели как моделирование и тестирование продукта могут быть легче и дешевле реализованы в дополненной реальности, но за счет “погружения” и расширения пространства VR имеет свои преимущества. Например, в обучении, при удаленной работе, благодаря взаимодействую в виртуальной среде уровень мотивации и концентрации участников поддерживается на более высоком уровне, чем при организации процессов только с использованием цифровой среды.

Компании активно внедряют обучающие курсы для сотрудников с использованием виртуальной реальности, направленные на развитие у них soft-skills, прохождению на практике сложных рабочих ситуаций, благодаря их воссозданию в цифровой среде или тренировке профессиональных компетенций. VR-симуляторы помогают без риска и вреда для здоровья проживать какие-то случаи, сцены.

Еще одно направление, где уже активно используют технологию виртуальной реальности – медицина. В Центре компетенций НТИ «Технологии компонентов робототехники и мехатроники» на базе Университета Иннополис создали цифровую операционную со смешанной реальностью, которая позволяет увидеть органы в 3D с помощью умных очков. А в Центре НТИ по VR/AR на базе ДВФУ виртуальную реальность используют для реабилитации двигательных и вестибулярных нарушений. Посмотрите сами:

Виртуальная реальность может использоваться для путешествий и не только по миру, но и по времени за счет создания идентичных исторических мест и событий. Такие приложения могут использоваться и как для развлечения, так и для обучения. Некоторые компании в VR-формате готовы предлагать гостям ознакомиться с отелями и выбрать подходящее место для отдыха.

Появление следующего поколения нейроинтерфейсов сможет повысить уровень того самого погружения, снижая количество посредником между нашим мозгом и цифровой средой, что сделает ее, наше пребывание в ней, более реальными.

Также ожидается развитие технологий захвата и анализа движений, самих гарнитур. Рынок развивается и не дает намеков на остановку. Аналитики из TrendForce прогнозируют, что поставки VR-гаджетов в 2025 году составят 43,2 млн штук, а к 2027 году объем мирового рынка виртуальной реальности достигнет 92,31 млрд долларов.

В России рынок виртуальной и дополненной реальности за 2020-й вырос на 16% и достиг 1,4 млрд рублей, а к 2025 его объем вырастет до 7 млрд рублей. Такие оценки приводят «ТМТ Консалтинг» и Huawei. Пока спрос на VR и AR-решения формируют промышленники: более 50% проектов приходится на производственные предприятия и компании топливно-энергетического комплекса. Но скоро виртуальная реальность будут активно внедряться в российских школах в качестве нового образовательного инструмента. Это произойдет в ближайшие 5-10 лет, считает лидер "Кружкового движения" НТИ Дмитрий Земцов.

Технологию будут реализовывать в рамках проектно-образовательного интенсива Архипелаг 2121, который состоится летом – участники будут создавать новые проекты, которые изменят способ потребления контента и услуг. Если вы хотите развивать направление VR и готовы работать над крутыми продуктами, то вам сюда. Зарегистрируйтесь и сделайте свой вклад в реальное (или нереальное?) будущее.

1414
5 комментариев

Залип на видео из Парижа в 4K. 

2

А меня в VR-шлеме укачивает(

2

Виртуальная реальность может использоваться для путешествий и не только по миру, но и по времени за счет создания идентичных исторических мест и событий

Это к когда? Пока VR-игры работают через раз и весьма ограничены:/

1

Интересно, но 5G не хватает для полного счастья, чтобы все работало где угодно и было в хорошем качестве 

I'm gonna be the Kaiju Operator agrrrr!!!!