Как Skyeng меняет рынок обучения/Почему Skypro платил своим студентам/Проблемы образования в России

Побеседовали с директором по развитию Skypro и автором Telegram канала "Образование, которое мы заслужили" - Михаилом Свердловым. В интервью он поделился:

  • Как пришел в Skyeng;
  • Что из себя представляет университет рентабельных профессий;
  • Почему россияне получают образование, но не работают по специальности;
  • На что сейчас смотрят работодатели при найме, действительно ли не важен диплом и т.д.;

Если хотите посмотреть полное интервью - переходите по ссылке ниже :)

Подкаст данного выпуска будет доступен через несколько дней в нашем Telegram-канале

Миш, смотри, до нас дошли слухи, что ты уходишь из Skyeng и переходишь в стартап. Ответь, пожалуйста, развей или, наоборот, подтверди эти слухи и расскажи о себе.

Интересная история. Я когда написал пост в фейсбуке у меня мама с утра пришла: "Миша, а что ты теперь безработный?". Нет, у меня так получилось, что последние, наверное, лет, ну не знаю, 10 карьеры, у меня вообще не было зазора между работами. Может быть, с одной стороны - хорошо, а с другой стороны — плохо. Я не очень далеко отошел от Skyeng, потому что мне очень нравится команда и то, что мы делаем внутри школы.

Skypro — это новый продукт групп компании Skyeng. Соответственно, у нас есть английский для взрослых. У нас есть Skysmart — это школа для детей с рядом направлений. Там и английский, и математика, и шахматы, и физика, и обществознание, и ещё много других школьных предметов.

Как Skyeng меняет рынок обучения/Почему Skypro платил своим студентам/Проблемы образования в России

У нас есть продукт, который запустили в прошлом году для школ в рамках пандемии. Это рабочие тетради Skysmart. И вот сейчас логично ну, по крайней мере в рамках нашей стратегии, следующим шагом стал выход на рынок взрослого дополнительного профессионального образования. У нас уже три профессии. Это тестирование, аналитика данных и разработка.

Хорошо, тогда расскажи подробнее, что это вообще такое. Что из себя представляет Skypro?

Мы его назвали "Университет рентабельных профессий". Соответственно, наша логика очень простая: если вкладываешь один рубль, то ты на выходе должен получить три. Вроде звучит достаточно просто и, наверное, такая основа.

Ни рублем меньше, получается?

Понятное дело, что на уровне нашей миссии закладывается рост среднего, а лучше еще медианного значения доходов в России. Потому что нас очень сильно волнует, что, если мы смотрим на медиану в России с точки зрения доходов - она в районе 30 тысяч рублей. И зачастую, этих денег не хватает даже в регионах на то, чтобы комфортно жить. Мы понимаем, что процентов 70 людей в России вообще никогда не было за рубежом, не видели мира, не видели другой какой-то реальности, которая есть вокруг. Многие не выезжали даже из своих городов. Хоть и сейчас очень популярен туризм по России в виду пандемии, закрытых границ.

Нас это не устраивает, и мы понимаем, что страна, в которой люди получают такие деньги, намного медленнее развивается, чем если бы этот доход на одного человека был существенно выше, и люди могли думать не только о том, как заработать на буханку хлеба, но еще могли заботиться о себе, развиваться и заниматься интересным для себя делом. И мы ставим перед собой задачу, что те ученики, которые приходят к нам, удвоят свой доход.

Мы очень хотим, чтобы на рынке дополнительного профессионального образования было больше качественных продуктов. И достаточно много вкладываемся в разработку каждого образовательного продукта, сильно переживаем за тот результат, который хотим видеть от выпускников на выходе.

То есть Skypro — это университет рентабельных профессий. И вы собираете те профессии, которые 100% будут приносить большой доход по меркам в России в ближайшем будущем. И ваша задача здесь, по сути, направить людей на нужный путь, чтобы они росли, грубо говоря, без потолка.

Ну смотри, здесь всё так, кроме нужного пути. Потому что мы не знаем, какой нужный путь у человека. Это его решение, мы лишь здесь можем помогать, консультировать в рамках вебинаров, на входе, в рамках обучения, в процессе карьерных консультаций и на выходе.

Очень часто люди, которые идут учиться, не всегда знают, зачем они идут учиться, как бы это странно не звучало. Мы это наблюдали и продолжаем наблюдать в рамках Skyeng: только 20% учеников могут четко сказать, зачем они идут учить английский язык. И это очень интересный феномен, потому что они идут учить английский язык и платят деньги за это.

"Только 20% учеников могут четко сказать, зачем они идут учить английский язык"

Такая же история, на самом деле, в профессиональном образовании, да, и вообще, в высшем образовании. Ближе ко второму, иногда к первому, концу первого курса студенты понимают, что эта сфера вообще не интересна им, либо то направление, которое они выбрали по инерции. Ну, потому что, не знаю, мама врач - мне тоже надо быть врачом, папа строитель - надо быть строителем. Либо, потому что по баллам не прошёл по ЕГЭ. И дальше начинается очень большой диссонанс, потому что выпускники ВУЗов (более 40% из них) работает не по специальности. Кажется, что это огромная проблема, поэтому мы на входе очень много даём времени. Мы проводим карьерную консультацию на входе и, если студент принимает решение о том, что, да, ему действительно это нужно, он, соответственно, попадает внутрь процесса обучения.

Смотри, вот ты сначала сказал, что это университет рентабельных профессий. Как, за счет чего вы будете достигать качества предоставляемых услуг? Это карьерные консультации или нечто большее?

Ну карьерная консультация, это лишь один из способов решить задачу, и даже задачу, по большому счёту, связанную с тем, чтобы человек не тратил своё время попусту. То есть у нас нет задачи обучить всех. У нас есть задача обучить тех, кому это нужно, тех, кто понимает, что он хочет, тех, кто хочет изменить свою жизнь, либо кто давно хотел перейти в то или иное направление. И, возможно, где-то перестать быть зависимым от места проживания, потому что 90% Digital профессий дают возможность работать удаленно. И люди, которые особенно в прошлом году даже в более-менее классических индустриях попробовали поработать удалённо, они почувствовали свободу и поняли, что можно работать из леса, если хороший интернет, на свежем воздухе, а не находясь в городе и нюхая пыль с улицы и газ машин.

Поэтому первая история — это то, что можно работать удаленно. И здесь мы помогаем это сделать. Отвечая на твой вопрос с точки зрения того, что сильно это коммит или нет. Ну, мне кажется, у нас как бы, если мы следуем за свой миссией, то у нас нет особо альтернатив не давать сильные коммиты. Эти коммиты мы подтверждаем в том числе своей готовностью спонсировать это обучение. Мы сейчас пилотируем так называемую модель ISA — это Income Share Agreement, когда ученик не платит деньги. То есть мы на входе делаем достаточно жёсткий отбор, в том числе связанный с мотивацией. Мы сейчас запустили по этой модели обучение тестированию и, соответственно, мы отберем порядка 30 учеников, которые на протяжении следующих трех с половиной месяцев будут постоянно по 10-12 часов в день учиться, пять дней в неделю. И, соответственно, на выходе будут иметь профессию тестировщика.

Наш интерес в том, чтобы эти люди, во-первых, дошли до конца, а во-вторых, трудоустроились. Потому что только с зарплатой, которая будет выше, чем 50 тысяч рублей, мы будем получать отчисления в счет оплаты. То есть это такая отсроченная плата. Причем только с полученного человеком результата.

"Наш интерес в том, чтобы эти люди, во-первых, дошли до конца, а во-вторых, трудоустроились"

Соответственно, это партнёрская история. Если мы не доводим человека до конца, он не трудоустраивается успешно - не получаем оплату. В течении следующих двух лет мы претендуем на процент от его дохода, тем самым выплачивая стоимость обучения. То есть человек на входе ничем не рискует, получает увеличение зарплаты, и мы сейчас как раз целимся в ребят, в том числе из регионов.

И дальше будем масштабировать на все остальные продукты. При этом, пожалуйста, если мы вот как там на VC мы опубликовали большое интервью с Харитоном на эту тему, на тему модели Income Share Agreement. И там началось: "Это же рабство, это же кредит." Ну как бы здесь есть действительно бесплатный сыр и это не мышеловка по большому счёту. Ты можешь выбрать. Если ты хочешь на берегу оплатить в кредит, пожалуйста, если ты хочешь оплатить полностью программу, пожалуйста. Ну если ты не готов, а зачастую люди в регионах с зарплатой 20 - 25 тысяч не могут взять кредит или это уже у них будет не первый кредит, соответственно, и они откладывают, откладывают своё обучение. Здесь у них есть реальная возможность воплотить свою мечту в жизнь здесь и сейчас.

Соответственно, качество программы, оно должно быть максимально, потому что, если тот курс, если те компетенции, которые мы даем в рамках обучения не соответствует рынку, то выпускники не получат работу, а мы не получим, собственно говоря, оплату и не вернем свои затраты.

Ещё я слышал, слышал, что вы платите кому-то за обучение. Это правда или нет?

У первой тестовой группы была небольшая стипендия. Потому что мы понимали, что вот так вот бросить всё и три месяца с утра до вечера погрузиться в обучение - достаточно непростое решение.

Сейчас на наборе, который вот сейчас вот идёт, я не уверен, что будет стипендия. Мы и так, и так тестируем.

Ещё раз, модель называется ISA, верно?

ISA (income share agreement). Модель, которая неплохо работает по всему миру уже достаточно давно. Это и Lambda School, и ряд других заведений в Америке, которые работают по этой модели. Вопрос лишь в том, что рынок России достаточно сложный для нее и мы, наверное, в числе первопроходцев.

ISA - это соглашение между студентом и школой, в котором в обмен на покрытие стоимости обучения этого студента студент соглашается выплатить часть своего дохода после окончания учебы в течение установленного периода времени.

Есть ещё ряд школ, которые уже запускали подобного рода модель, но на базе одного направления, например, только на базе обучение Java, с достаточно жесткими требованиями, например, нахождение только в Москве. Наверное, самый близкий на постсоветском пространстве пример, это украинские Made Academy. У них есть несколько профессий внутри школы и, собственно говоря, на всех ты обучаешься по модели ISА.

Отлично, давай про Skyeng. Как ты туда пришел? Как тебя вообще взяли? Как прошёл переход? Это в свое время был вообще невероятный старт-ап, который перевернул мир обучения английского и это было не так давно.

Я в Skyeng пришёл в начале 2019 года. Это будет странно звучать, но, когда мне написали рекрутеры от Алёны Владимирской и сказали: "Миш, нам кажется, что мы нашли для тебя отличную позицию в компании Skyeng".

И я такой, переспросил: - В какой компании? Алёна: - Ну, Skyeng, ты что не знаешь про Skyeng? А я, к своему стыду, действительно ничего не знал про Skyeng. Я работал всегда в IT последние 8 лет до Skyeng. Я пошёл гуглить, увидел выступление Гоши Соловьёва и Харитона Матвеева и еще ряда других ребят на конференциях. Посмотрел их подходы и про себя подумал: «Блин, крутые ребята, очень интересно было бы с ними поработать.» И мы с ними, наверное, месяца 2, 5 общались, это был самый долгий процесс собеседования в моей карьере. И потом мне предложили позицию контент-директора.

Мне кажется, лучше развития для себя самого было сложно представить. Потому что это каждый день – вызов, постоянный рост компетенций и скоростей, на которых ты работаешь. У меня достаточно много было менеджерских позиций до этого, но никогда не было команды в 150 человек.

Какие принципы используются в работе Skyeng, которые тебе нравятся из-за которых ты решил остаться?

Во-первых, это супер-драйв управленческой команды. У ребят, как и у меня сейчас прям-таки пожар внутри, желание сделать что-то крутое.

Во-вторых, готовность работать с полной самоотдачей над этим. Когда попадаешь внутрь Skyeng нет такого, что есть кто-то, который, знаешь, встает в 5 часов вечера и идет домой. И это не потому, что ненормированный рабочий день. Люди реально горят тем, что делают, и это драйвит, и драйвят миссии, которые у нас есть: делать развитие привлекательным и приводить к тем результатам, которыми хочется гордиться. По факту, не важно, что мы делаем: английский язык, математику...

Мы очень сильно влияем на учеников, которые к нам приходят и стараемся приводить их к тем целям, которые они перед собой ставят. До слёз приятно, когда люди тебе возвращают обратно: «Вот я сдал тест на 8,5, условно, или на 7 или 8. Достиг своей цели и получил работу своей мечты в России/не в России», не важно где, либо: «Я научился писать на английском». У нас есть женщина, ей больше 70, и она хотела написать своему любимому исполнителю на английском языке письмо. И вот она его написала, и даже, по-моему, он ей ответил. Слёзы на глазах наворачиваются от радости, что люди получают то, что они хотят, завершают те задачи, которые перед собой ставят.

В-третьих, команда, у которой нет слова «невозможно». Тебе закидывают задачу или идею и такой: «блин, это ж невозможно сделать», а потом: «да нет, это же Skyeng, тут нет ничего невозможного» и делаешь.

Что еще? Наверное, это чувство плеча. Когда нет такого, что твоя задача – сам как хочешь мучайся. Всегда можно прийти к ребятам, предложить какую-то идею решения задачи, которая перед тобой стоит, получить обратную связь. Либо тебе скажут: «А да, подожди, быстренько тут что-нибудь сделаем и всё, всё получится.» И вот это чувство плеча тоже дорого стоит. В Skyeng «ты ничем не ограничен» — это прямо такая внутренняя религия что ли.

Вот вопрос: почему россияне получают образование, но не могут потом найти достойную работу? Возможно, в связи с этим сейчас очень много онлайн образования, онлайн университетов частных SkillBox, Нетология, Skypro и других. Почему люди идут, обучаются, 4 года сидят, а потом либо не могут найти работу, либо не хотят идти по этому пути? Что думаешь?

Я бы разделил на несколько частей. Первая часть – это почему люди обучаются тому, что им не сильно интересно. Вторая история – почему они сидят 4 года. И третья история – почему они устраиваются не по той специальности, которой учились. Четвертая история – почему они получают мало.

Мне кажется, что мы все еще находимся в такой, что называется, наверное, социально-одобряемой парадигме, что люди должны закончить ВУЗ, а если ты не закончил ВУЗ, то ты, наверное, лузер в какой-то мере. И это тянется на самом деле, наверное, последние 30 лет, потому, что, если мы обратимся к Советскому Союзу, многие люди очень сильно там восхваляют систему советского образования. Но если мы вспомним вот эту восхваляемую систему советского образования, то ВУЗ там не был точкой наивысшего успеха с точки зрения образования.

Если мы посмотрим сейчас на статистику, то 45%, если я не ошибаюсь, после 9 класса не идут в 10-11 класс. А ещё половина после 11 класса не идёт в ВУЗ в целом. И эти цифры, они показывают, что система высшего образования, она немножко под вопросом у людей, она не показывает ценность.

И получается, что с одной стороны, система, в которой мы находимся, не дает возможности профессиональному самоопределению выпускников. А с другой стороны, у нас все еще есть социально-одобряемая парадигма: "Если ты не закончил ВУЗ, то тебе будет сложно в жизни, либо ты будешь в Пятерочке продавцом". А на самом деле нет!

"Я очень много общался с работодателями в рамках подготовки запусков Skypro, и людям вообще не важен диплом"

Диплом – это такой небольшой рудимент, который…Многие говорят, что это не про знания, а про готовность учиться, то есть, если ты 4 года вытерпел в ВУЗе, сдал диплом, то кажется, что у тебя есть какая-то…как сказать…готовность к развитию. Потому что всем работодателям важно, насколько быстро ты сможешь учиться в процессе работы.

Смотри, мы сначала проговорили про Skypro. Ты сказал: «Мы университет рентабельных профессий», - следовательно, это профессии, которые востребованы и актуальны с точки зрения того, что работодатели будут платить и будут платить много. Какие это профессии?

Смотри, мы когда вообще подходили к выбору профессии, мы смотрели на ряд факторов. Один из факторов, которые ты сейчас упомянул, что при вхождении в эту профессию, ты, во-первых, на старте будешь получать уже неплохие деньги, а потом, соответственно, у тебя, при твоем карьерном росте, эта сумма с 50-60.000 рублей может увеличиться в 5, в 7 раз. То есть лиды тестирования могут спокойно получать от 250 до 350.000 рублей. Смотрите в HeadHunter, посмотрите обзоры зарплат по рынку. Это достаточно открытая информация.

Это трудоемкий процесс. Вы получаете сначала базовый уровень, дальше надо развиваться. Если ты не развиваешься, ты всегда можешь быть Middle-разработчиком, либо Middle-тестировщиком и получать 100-150.000 рублей. Если тебе с этим комфортно – окей.

То есть первое – это у нас тестировщик, верно называется сама профессия?

Да, тестировщик.

Второе…

Ручное тестирование. То есть еще автоматизированное тестирование, это как раз следующий шаг развития. Соответственно, плюсом мы смотрели и анализировали рынок, и выбрали аналитику данных, и разработку на Python. Плюс, у нас запускается ряд так называемых курсов сателлитов.

Например, ребята из Яндекса.Практикум сделали очень крутой курс по критическому мышлению, он совершенно бесплатный. И нам очень четко понятно, почему они его сделали. Потому что критическое мышление — это очень важный блок вообще в понимании и того, как надо учиться, и как надо развиваться, и как устроен мир. И в какой момент времени, даже если ты не пошел учиться в Яндекс.Практикум, ребята из практикума сделали супер-большой вклад в тех людей, которые пришли и обучились бесплатно и каким-то образом изменили свою жизнь.

Дальше мы будем точно развиваться в разные направления. Точно будет маркетинг, точно будет дизайн. На самом деле, можно посмотреть на карту Нетология, карту Яндекс.Практикума, карту GeekBrains. Я сейчас не говорю, наверное, про Skillbox, потому что в Skillbox очень большое количество курсов, которое они предлагают. Они только в этом году запустили порядка 400 разных продуктов…

Есть сейчас на рынке образования, на наш взгляд, проблема — инфоцыганство. Можешь подсказать, как отличить хорошие курсы и хорошие университеты от плохих курсов и плохих университетов?

У Медузы есть отличная статья вместе с Яндекс.Практикумом на тему того, как отличить хорошую онлайн-школу от плохой, и там есть ряд вредных советов.

Во-первых, надо посмотреть, что обещают тебе. Если тебе обещают золотые горы и стопроцентное трудоустройство, и зарплату в миллиард рублей, я бы подумал. Посмотрите на статистику выпускников этого онлайн ВУЗа или школы, прочитайте отзывы...

Я обычно, когда товары выбираю, я смотрю на негативные отзывы. То есть негативные отзывы точно писали либо потребители, либо злопыхатели. Но ты среди этих негативных отзывов можешь понять, в чем проблема может возникнуть.

Вторая часть – это трудоустройство. Мне кажется, что это обман, в первую очередь, самих себя, что 100% учеников трудоустроится. Во-первых, такого, мне кажется, не бывает по той простой причине, что до конца дойдут далеко не все. И вот из самых подтвержденных исследований на рынке онлайн-обучения, это Яндекс.Практикум, у них 69,3% учеников, если я не ошибаюсь, дошли до конца обучения, и какой-то еще процент из них, по-моему, что-то порядка 70-и трудоустроился.

Значит, мы смотрим дальше, а дальше начинается контент. Я бы посмотрел вообще на то, какого формата контент. Это просто про формат, который тебе близок. Например, у нас в Skypro можете зайти на YouTube канал, посмотреть, там выложены первые, по-моему, 5 или 6 уже лекций курса Python, разработка на Python для даты аналитики. Можете сходить в Яндекс.Практикум, у них бесплатные первые 20 часов тренировок в тренажере по всем курсам.

А дальше я бы смотрел на то, кто будет преподавать, и вот здесь интересный момент, мы с ним столкнулись, когда искали свою образовательную модель для Skypro. Очень часто берут хайповых ребят. Мы берем только тех ребят, которые работают руками на земле. То есть, это человек, который сам решает эти задачи.

Ну и дальше, что еще я бы посмотрел, наверное, на отзывы в разрезе как раз выпускников, что у них получилось. Если, очень часто школы, которые не боятся быть публичными и действительно честными, у них прям у каждого выпускника есть какая-то соцсеть: ВКонтакте, иногда телеграмм указывается, иногда в фейсбуке. Не поленитесь! Вы вкладываете достаточно много времени, потенциально хотите вложить достаточно много времени и денег в то, чтобы обучаться. Ну напишите человеку, спроси, какие есть проблемы, посмотрите какие-нибудь видео, сходите на дни открытых дверей, на вебинары. Понятное дело, что там очень много маркетинга внутри будет, но в целом рациональное зерно вы там сможете найти.

На что смотрят HR-менеджеры?

Что ты готов развиваться. Что ты демонстрируешь вообще способность к развитию. Что ты понимаешь, куда развиваться. Что ты понимаешь, что у тебя сейчас нету опыта и многому надо будет научиться. Если ты принесешь какие-то элементы портфолио – это будет супер большим плюсом. Кривые, косые, но ты людям показываешь, что ты как-то думаешь в эту сторону, что у тебя есть наработки. Ну и soft-скилы. Не надо забывать про soft-скилы: умение говорить, умение доносить свои мысли.

Мы сегодня говорим про образование, очень много про самообразование. Как ты сам образовываешься? Что ты проходишь, кого смотришь?

Ну, во-первых, я достаточно много читаю короткого жанра – это статьи, иногда stories об интересных каналах. И, собственно говоря, телеграм-канал «Образование, которое мы заслужили» родился таким же способ, приблизительно.

Если вы читаете, то очень важно фиксировать основные тезисы не просто у себя в голове, а еще хорошо бы на бумажке: блокнот, телеграм-канал, что угодно.

Вторая история – это то, как ты видишь свои провисающие компетенции. Мы сейчас очень многое с ребятами будем делать, связанное со скилл-сетами под разные профессии. То есть по-хорошему ты должен понимать, какие компетенции у тебя есть, а какие нужны для твоих текущих позиций.

Что еще? Обратная связь от коллег. Она очень важна, то есть твои коллеги тебе могут вернуть твои точки роста. Ну а дальше, как только ты понял, куда надо развиваться, ты идешь развиваться. Я сейчас прохожу несколько курсов, бесплатных и платных. Буквально сегодня писал. Сегодня писал пост про школу «Мастера» в канале. Там огромное количество бесплатных небольших курсов от практиков из индустрии. Можно посмотреть их и прокачать какие-то навыки или хотя бы понять эту сферу.

Прохожу курс на SF Education. Мне очень интересна там стала тема инвестирования и вообще финансовых рынков. Просто для того, чтобы разобраться в ней, я взял большой курс и прохожу его.

Круто! Тогда я предлагаю завершать. Миш, скажи, чем ты планируешь заниматься дальше? Какие планы? Может какие-то планы на SkyPro?

Не знаю. Давай, краткий ответ – не знаю. Такой может быть я скучный, а может и не скучный. Я, с одной стороны, решаю проблемы по мере их поступления, а с другой стороны, наверное, все еще в свои 33 года до конца не определился с тем, что я и как хочу. Но точно меня драйвят большие амбициозные проекты, когда ты можешь действительно помочь людям. Наверное, такая вот моя социальная ответственность, при этом еще и оплачиваемая. Кажется, что это просто win win.

Напоминаем, если хотите полностью посмотреть интервью, переходите по ссылке. А пока, вопрос - Как думаете, приживется ли модель ISA в России?

P.S. Не забывайте подписываться на наш Telegram-канал, чтобы узнавать новости elearning самыми первыми :)

2222
111 комментарий

Проблема образования в России в инфоцыганах. Вы задрали спамить предлагая за три копейки вести курс того, к чему я никогда не имел отношения.

23

Бесит, что этот скаенг приходит как ни в чем не бывало на vc.ru и постит инфоцыганские простыни, фактически кормя нас с вами говном. Пусть бы разводили лохов на свои "курсы" у метро или в переходах - ноль вопросов, но это просто бьет по нашему с вами достоинству господа, видеть их тут. Прямо хоть инспектора вызывай

10

Комментарий недоступен

2

Также проблема в людях, которые верят, что если залез вайти, то будешь работать 4 часа в день и зарабатывать от 70к в месяц в нулевым опытом. Есть спрос обманываться. Есть предложение. Не разведут их инфоцыги за три копейки, разведет кто-нибудь еще.

3

Ого! Евгений, а кто вам предлагал вести за три копейки курс, да еще и по теме, где вы не эксперт?

1

"Диплом – это такой небольшой рудимент"
Ну да, ну да

5

А часто спрашивают диплом на собесах?

2