«Оракул из Омахи» уходит на пенсию: что ждёт Berkshire Hathaway после Уоррена Баффетта

Он останется председателем совета директоров и формально сможет влиять на решения, но вмешиваться в управление не планирует.

Уоррен Баффетт. Источник фото: The Economist
Уоррен Баффетт. Источник фото: The Economist

В мае 2025 года на ежегодном собрании акционеров группы Berkshire Hathaway в Омахе Уоррен Баффетт объявил, что в конце 2025 года передаст пост гендиректора главе энергетической компании Berkshire Hathaway Energy и вице-председателю по нестраховым операциям головной Berkshire Hathaway Грегу Абелю.

Новость прозвучала в конце пятичасовой сессии вопросов и ответов и стала сюрпризом в том числе для самого Абеля. «Директором станет Грег, точка. Я буду рядом, но последнее слово во всех финансовых вопросах и сделках останется за ним», — сказал Баффетт. Совет директоров единогласно поддержал назначение.

Что произошло с акциями Berkshire Hathaway после новостей об отставке Баффетта

Баффетт купил тогда ещё текстильную компанию Berkshire в 1965 году, к концу того же десятилетия вложился в страхование и постепенно превратил её в инвестиционный конгломерат. К маю 2025 года акции холдинга выросли на 5 502 284%, в то время как S&P 500 прибавил только 39 054%. Среднегодовая доходность бумаг Berkshire с 1965 по 2025 год вдвое превышает доходность индекса: 20% против 10%.

Инвесторы были готовы переплатить за акции из-за выдающейся репутации «оракула из Омахи». В результате цена бумаг Berkshire в середине 1990-х более чем вдвое превышала стоимость активов компании. Эту переоценку назвали «премией Баффетта». Но, как пишет WSJ, эта эпоха подошла к концу.

После майского собрания акции Berkshire потеряли к ноябрю 2025 года 11% стоимости, а индекс S&P 500 вырос примерно на 20%. Разрыв в динамике более чем в 30 процентных пунктов стал рекордным со времен пандемии Covid-19, когда из-за локдауна пострадали железнодорожные, авиастроительные и другие подразделения группы.

Во время объявления об отставке Баффетт, чтобы успокоить рынки, сказал, что не продаст ни акции холдинга и верит в управленческий талант Абеля. Но более чем за полгода бумаги Berkshire так и не восстановились до майского уровня и на 25 ноября 2025 года на премаркете торгуются на уровне $507 за бумагу.

Почему Berkshire перестала обгонять индекс S&P 500

Как пишет Barron’s, большая часть высокой доходности Berkshire пришлась на первые 40 лет руководства Баффетта. Именно тогда Berkshire почти ежегодно опережала S&P 500. Но за последние 20 лет разрыв ежегодно сокращался. С 2016 года накопленная разница в доходности между акциями конгломерата и индексом составила «всего» 55%.

По мнению финансового аналитика Дэвида Касса, Berkshire в последнее десятилетие столкнулась с несколькими серьёзными системными вызовами, и пока не ясно, справится ли с ними новый директор.

На счетах Berkshire в третьем квартале 2025 года лежал $381 млрд, что составляет около трети всей капитализации компании

Это крупнейшая подушка свободных денег в истории публичных компаний США.

Berkshire вкладывает эти деньги в краткосрочные государственные облигации, но они приносят лишь 4% годовых. Деньги, которые в условиях бычьего рынка и роста S&P 500 можно было бы вложить в акции, фактически простаивают, что стало одной из причин отставания Berkshire от главного индекса американского фондового рынка в 2023-2025 годах.

Инвесторы с картонной фигурой Уоррена Баффетта на ежегодном собрании акционеров в Омахе в 2019 году. Источник фото: Johannes Eiselel / AFP
Инвесторы с картонной фигурой Уоррена Баффетта на ежегодном собрании акционеров в Омахе в 2019 году. Источник фото: Johannes Eiselel / AFP

С мая 2024 года Berkshire не проводила обратного выкупа акций

Период в полтора года стал самым длинным в истории компании без выкупа. Как Баффетт отмечал в письме инвесторам ещё в 2018 году, Berkshire Hathaway выкупает свои акции только в том случае, если они недооценены.

По словам аналитиков UBS, которые привело CNBC, Баффетт объявлял о выкупе, когда цена акций была в среднем на 13% ниже его собственной оценки справедливой стоимости. Теперь Berkshire считает свои акции слишком дорогими для выкупа.

Как указывают аналитики, мультипликатор P/B (цена акции по отношению к бухгалтерской стоимости компании) составляет около 1,7, что значительно превышает историческую норму в 1,2.

Berkshire с 2023 года в основном продаёт, а не покупает

Компания продавала больше бумаг, чем покупала, на протяжении более 12 кварталов.

Последним крупным приобретением стала покупка производителя химикатов OxyChem за $9,7 млрд в октябре 2025 года. Но, по мнению аналитика Даррена Поллока, для конгломерата с капитализацией в $1 трлн, который приносит более $10 млрд прибыли в квартал, это капля в море.

Как указал в последнем письме сам Баффетт, Berkshire стала слишком крупной компанией, поэтому такого стремительного роста, как раньше, ждать не стоит. Большеразмерные активы выкупать проблематично из-за антимонопольного регулирования, а многие другие будут для неё слишком малы.

Та же OxyChem в третьем квартале 2025 года принесла всего $200 млн прибыли до вычета налогов — на фоне общей прибыли группы более чем в $13 млрд за квартал.

Чего ждать от нового директора Грега Абеля

Будущим руководителям конгломерата Абеля впервые назвал правая рука Баффетта Чарли Мангер — ещё в 2021 году. Баффетт же, объявляя об отставке, сказал: «Berkshire будет работать под его руководством лучше, чем под моим».

Абель — в первую очередь управляющий, а не инвестор. Карьеру он начинал в консалтинге PwC. В 1992 году перешёл в энергетическую фирму CalEnergy, которую в 1999 году переименовали в MidAmerican и продали Berkshire Hathaway. Так Абель и попал в группу и в 2008 году возглавил MidAmerican (теперь — Berkshire Hathaway Energy).

Под его руководством выручка Berkshire Hathaway Energy выросла с $12 млрд в 2008 году до $26 млрд в 2024-м. А средняя доходность дошла до отметки в 12%, что примерно сопоставимо с доходностью Berkshire под управлением Баффетта за последние десять лет.

В 2018 году Абеля назначили вице-председателем по нестраховым операциям в Berkshire Hathaway и ввели в совет директоров. После этого он ушёл с поста гендиректора энергетической компании, но остался её председателем.

Уже на позиции вице-председателя по нестраховым активам Абель курировал железные дороги, энергетику, а также «десятки» других промышленных и инфраструктурных подразделений группы.

Грег Абель (в центре). Источник фото: Reuters / Scott Morgan
Грег Абель (в центре). Источник фото: Reuters / Scott Morgan

Руководители разных подразделений Berkshire рассказывают, что Абель активно участвует в операционной деятельности группы. Баффетт обычно не вмешивался в менеджмент и считал, что главное — подобрать правильных управленцев. Абель же регулярно приезжает в офисы дочерних компаний, требует от менеджеров чётких стратегических планов и устраивает «разбор полётов», если показатели проседают.

Если вы недорабатываете — он скажет об этом прямо, и у вас будет всего несколько месяцев, чтобы вернуться в форму.
Джим Вебер, бывший топ-менеджер компании по продаже спортивных товаров Brooks

Как ожидают инвесторы, Абель будет проводить сделки на рынке активнее, чем Баффетт. О покупке OxyChem, например, объявил именно он.

Кроме того, как пишет Bloomberg, после новости об отставке Баффетта его преемник встретился с руководством японских торговых домов Marubeni, Sumitomo, Mitsui и других, в каждом из которых Berkshire уже владеет по 8-9% акций, — для переговоров о совместных проектах. По словам самого Баффетта, Абель встречался с управляющими этих компаний не первый раз.

Что будет с Berkshire Hathaway после ухода Баффетта

Рыночные ожидания относительно будущего группы разделились. Аналитическая фирма Keefe, Bruyette & Woods (KBW) впервые с начала анализа в 2022 году понизила рейтинг Berkshire до уровня «отстающей».

По мнению KBW, доходность свободных денежных средств на счетах Berkshire будет падать по мере снижения ставок по гособлигациям США, а железнодорожные, энергетические и производственные подразделения группы могут пострадать из-за неопределённости в торговой политике США и конфликта с Китаем.

Швейцарский холдинг UBS немного снизил ожидаемую цену акций Berkshire на 2025 год с $597 до $593, хотя и сохранил рекомендацию покупать бумаги. В третьем квартале 2025 года операционная прибыль группы выросла до $13,5 млрд — на 34% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. С 2010 года чистая прибыль компании выросла в семь раз.

Инвесторы смотрят объявление об отставке Баффетта на собрании акционеров в мае 2025 года. Источник фото: Brendan McDermid/ Reuters
Инвесторы смотрят объявление об отставке Баффетта на собрании акционеров в мае 2025 года. Источник фото: Brendan McDermid/ Reuters

Как указывает аналитик Дэвид Касс, относительная слабость акций Berkshire во многом объясняется не потерей доверия инвесторов, а беспрецедентным ростом индекса S&P 500 из-за бума ИИ.

Известная своим консервативным подходом группа не инвестировала в связанные с ИИ компании и отчасти поэтому отстала от S&P 500. В 2024 году Баффетт называл ИИ «джином», который может навредить миру. При этом уже в ноябре 2025 года СМИ сообщили, что Berkshire инвестировала $4,3 млрд в Alphabet, развивающей в том числе ИИ-подразделение Google DeepMind.

Как подмечает Bloomberg, сделка не похожа на типичные покупки Баффетта ни по финансовым характеристикам, ни по философии. По мнению авторов, решение об инвестициях в Alphabet мог принять именно Абель.

В своих прогнозах Касс также опирается на растущую прибыль группы и её страхового бизнеса. Пока остальные компании сектора падали из-за высоких выплат после природных катастроф, растущей инфляции и торговой политики США, прибыль страхового подразделения Berkshire выросла почти втрое.

Как указывает профессор Университета Небраски Роберт Майлс, Грега Абеля хорошим инвестором не назовёшь — в отличие от Баффетта. Он проявил себя скорее как управленец, так что распоряжаться инвестиционным портфелем с большой вероятностью будут опытные менеджеры холдинга Стив Комбс и Тед Вешлер, думает он.

А по мнению профессора Университета Делавера Ларри Каннингема, Абель так вообще изменит модель работы Berkshire и будет развивать дочерние структуры группы, отодвинув инвестиции на второй план.

Независимо от способностей преемников, повторить успех лидеров вроде Баффетта невозможно, считает The Economist.

За 60 лет во главе компании он, по сути, построил Berkshire Hathaway с нуля, задал её культуру и принципы инвестиций. Инвесторы доверяли ему и следовали за решениями, даже если те шли вразрез с рынком и казались противоречивыми.

По словам авторов, чаще всего преемники выдающихся управляющих не справляются со своими ролями, а компании под их руководством показывают более скромные результаты даже по сравнению с S&P 500.

6
2
2
1
1
31 комментарий