Какие машины попадают в каршеринг и как их выбирают

«Ситидрайв» показывает жизненный цикл авто в сервисе.

Какие машины попадают в каршеринг и как их выбирают

В Ситидрайве нет «просто машин». В нашем автопарке их 20 тысяч, но у каждой — своя история: мы помним, как выбирали её среди десятков моделей, что нашли на тестах, какие нюансы эксплуатации обнаружились и почему именно она поехала работать в конкретный город. За каждой машиной стоит команда, процессы и десятки решений.

Какие машины попадают в каршеринг и как их выбирают

В этой статье мы приподнимем занавес и покажем полный путь каршерингового авто глазами тех, кто отвечает за автопарк — от выбора модели до последнего дня её работы:

Иван Лукин
Руководитель направления автопарк

Этап №1 — Понимаем, что нам нужны новые авто, и выбираем модели для покупки

Перед тем как машина попадёт в наш автопарк, мы пройдём длинный и скрупулёзный путь отбора. Вот как он устроен на практике.

Причины искать новые автомобили всего две:

— Пополнение парка — часть машин выбывает, и нужно поддерживать количество автомобилей на линии.

— Рост бизнеса — сервис развивается, и нам нужно больше машин, чтобы закрывать спрос клиентов в городах присутствия.

И здесь начинается этап выбора — новая модель или уже проверенная. При покупке уже знакомых моделей важен наш накопленный опыт: статистика поломок, доступность запчастей, количество сервисных центров, скорость и качество гарантийного обслуживания, а также эксплуатационные затраты. И, конечно, мы смотрим на утилизацию: как машина работает в конкретном городе. Иногда в Москве спрос слабый, а в Петербурге или Краснодаре та же модель имеет отличные показатели — и мы закупаем её под регион.

Параллельно мы тестируем новинки. Пользователи любят пробовать новые марки, которых нет у других каршерингов. В 2024 году у нас появились модели, которые до сих пор представлены только в нашем автопарке: Geely Coolray New, Chery Arrizo 8, Changan UNI-T и UNI-V, Haval H3, GAC GS3, Chery Tiggo 7 Pro Max New.

При выборе новых авто мы ориентируемся на спрос среди клиентов, но, к сожалению, не каждое авто может стать каршеринговым. Например, в Москве для получения льготного парковочного разрешения машина должна соответствовать ограничениям по мощности и габаритам, быть легковым автомобилем и оборудована исключительно автоматической коробкой передач.

Если новая марка авто соответствует всем нашим и городским критериям, мы отправляем его на длительный тест-драйв, который проводят сотрудники из разных команд. Цель — оценить технические и эксплуатационные характеристики. Мы не только катаем машину по городу, но завозим на наше СТО и смотрим под капот, оценивая потенциальные слабые места. Команда отдела запчастей проверяет доступность расходников. И уже на основании собранной информации принимается решение о целесообразности добавления модели в парк.

И наконец, когда мы понимаем, сколько и каких машин нам нужно, обсуждаем объёмы с представителями брендов и оформляем закупку.

Этап №2 — Подготовка автомобиля: как машина превращается в каршеринговую

Новая машина приезжает в заводской комплектации, и мы начинаем путь её превращения в каршеринговое авто. Подготовкой занимаемся централизованно в Москве, даже если машина потом отправится работать в регионы.

Какие машины попадают в каршеринг и как их выбирают

Разницы между городами нет, только у столичных автомобилей оранжевая капсула в оклейке — требования Департамента Транспорта Москвы, чтобы все машины каршеринга в городе имели общую черту и были узнаваемы.

Какие машины попадают в каршеринг и как их выбирают

Процесс подготовки состоит из нескольких этапов:

1. Техническая подготовка.

На площадке машину дооборудуют, оклеивают, переобувают, заливают все жидкости, кладут коврики, ставят держатели для телефонов. После этого авто готово к постановке на учёт. В среднем мы подготавливаем 30–40 машин в день (около тысячи в месяц), а в пиковые дни — до 100–200 автомобилей.

2. Документы и регистрация.

Отдельная команда занимается лизингом, страхованием и постановкой на учёт. В Москве добавляется шаг с подачей документов на льготную парковку. Каждую машину фотографируют по строго заданному макету и отправляют на валидацию. После одобрения авто получает все льготы.

3. Заносим в приложение.

После регистрации автомобиль заносится в пользовательское приложение и наше внутреннее приложение для обслуживания — FMS.

4. Две обязательные проверки.

Когда машина получает номера, она проходит первую проверку. Перед выходом на линию — вторую, чтобы убедиться, что всё работает без сбоев.

5. Тестирование телеметрии.

Если в парк выходит новая модель, то перед выездом в город мы обязательно проверим, как на ней ведёт себя телеметрия. Катаемся по площадке, проверяем корректность данных и отображение информации в приложении.

И только после всех этих этапов авто отправляется на линию, и наши пользователи могут его арендовать.

В подготовке участвует почти вся команда: специалисты парка, юристы, финансисты, менеджеры продукта, три подрядчика на площадке и сотрудники, которые следят за документами и льготами. Подключается также отдел маркетинга и пиара, чтобы рассказать пользователям о том, что мы для них подготовили 🙂

Этап №3 Авто в парке: как мы заботимся о каждой машине

Мы касаемся каждого авто в среднем около 15 раз в течение месяца: 4 заправки, 2 мойки, залив незамерзающей жидкости зимой, 1–2 перегона в локацию с большим спросом, плановое техническое обслуживание в городе, шиномонтаж и другие проверки. Каждое из них мы используем как возможность тщательно проверить состояние машины по чек-листу. Ежемесячно мы выполняем около 180 тысяч таких задач на весь автопарк в 6 городах!

Какие машины попадают в каршеринг и как их выбирают

Всё, что описано выше — это плановое взаимодействие. Но есть ещё внеплановое, когда нам поступают сигналы, что с авто что-то не так: жалоба клиентов, сообщение перегонщиков, а иногда даже прохожих. Ещё один источник — телеметрия: она фиксирует ошибки оборудования, отклонения в работе двигателя и другие параметры, которые не всегда заметны визуально.

Контроль состояния машин — ключевой момент. Если автомобиль 30 дней не проходил ни одной операции, система автоматически ставит задачу провести полную диагностику по чек-листу. Техники делают тест-драйвы, фиксируют любые отклонения и решают, исправлять их на месте или отправлять машину в сервис.

И всё это мы делаем своими силами. У нас не только свои СТО и обученные техники, которые помогают пользователям на дороге, но и водители-перегонщики, которые доставляют машины на мойки, в сервисы и на шиномонтаж, что позволяет не зависеть от подрядчиков и поддерживать стабильное качество.

Мой любимый сезон — зима и сезонный шиномонтаж, это наша проверка на прочность. К первым снегопадам на линии не должно остаться машин на летней резине.

Ситидрайв использует фрикционные зимние шины для безопасности клиентов в зимнее время и в межсезонье — во время перепадов температур. В 2023 году в компании внедрили постоянный процесс контроля остаточной высоты протектора, чтобы обеспечить безопасность каршероводов и для точного планирования закупок.

В Москве у нас собственный склад на 70 000 шин — это позволяет организовать более быстрые процессы. Подготовка к сезону начинается за несколько месяцев: инвентаризация складов, дозаказ нужного объёма, планирование работы перегонщиков и шиномонтажей.

Какие машины попадают в каршеринг и как их выбирают

Также мы подключаем мобильные бригады для заливки незамерзающей жидкости.

И обязательно проверяем, у всех ли техников есть тросы, крюки и другое оборудование, чтобы помогать клиентам выбираться из сугробов. Для этого мы даже выдали им полноприводные автомобили Nissan X-Trail.

Какие машины попадают в каршеринг и как их выбирают

Этап №4 — Машина может перейти в другой сервис

Иногда нам приходится «прощаться» с автомобилем, даже если он отлично работает в парке. Но это совсем не грустно — потому что мы отправляем его в другие бизнесы Ситидрайва, где машина остаётся полезной.

Например, у нас есть сервис подписки на авто Надолго и проката Рент. Сценарий может быть таким: клиент хочет взять в ежемесячную аренду с выкупом конкретную модель, например, чёрный Exeed LX, и ищет авто не совсем новое, чтобы сэкономить. В парке подписки таких машин нет — там только новые и белые. Тогда мы предлагаем машину из парка каршеринга.

Команда подписки осматривает авто прямо в городе, подбирает самое подходящее, готовит его, расклеивает фирменные элементы и передаёт клиенту. Автомобиль работает в подписке столько, сколько нужно клиенту. И при необходимости может вернуться обратно в каршеринг — после дополнительной проверки и подготовки.

Так, каждая машина получает «вторую жизнь», оставаясь в нашей экосистеме и продолжая приносить пользу, даже если временно покидает основной парк.

Этап №5 — Настало время прощаться

Но с каждым авто когда-то всё-таки предстоит проститься. Но это не списание старых машин, а продуманный процесс. Решение отказаться от автомобиля принимается на основе нескольких факторов:

1. Истёк срок льготной парковки в Москве. Льгота действует четыре года, и по её завершении автомобиль больше не может работать в московском каршеринге. Такие машины либо отправляются в другие города, либо готовятся к продаже.

2. Экономическая неликвидность. Если затраты на содержание автомобиля превышают доход от его эксплуатации, это сигнал, что ему не место в парке. Статистика помогает принимать взвешенные решения.

3. Технические ограничения. Если модель снята с производства и запчасти становятся недоступны, машину также выводят из парка.

При этом в Ситидрайве нет жёсткого регламента по возрасту или пробегу: даже машина с 150 тыс. км пробега продолжает работать, если она технически исправна и востребована пользователями. Главные ориентиры — ликвидность и возможность полноценного обслуживания.

Когда принимается решение о выводе, мы продаём авто через наш сервис Автотрейд — собственную площадку для продажи автомобилей с пробегом из-под каршеринга.

Для каждого авто мы проводим предпродажную подготовку: кузовной ремонт при необходимости, снятие оклейки, полировка, мойка и химчистка. Мы продаём только технически исправные автомобили со средним пробегом около 150 тыс. км и регулярным ТО каждые 10–15 тыс. км в авторизованных сервисах.

Какие машины попадают в каршеринг и как их выбирают

Но есть одно авто-легенда, с которым мы до сих пор не можем проститься. Дизельный пикап попал в наш парк почти в самом начале пути, как техническое авто для техников. Эта машина поработала во всех городах присутствия сервиса и сейчас на пенсии возит колёса в Питере.

Какие машины попадают в каршеринг и как их выбирают

Путь завершён — пора выбирать новые машины

Для нас важно, чтобы каждый автомобиль в Ситидрайве жил ровно столько, сколько нужен пользователям, и всегда оставался безопасным, чистым и технически исправным.

И хотя путь конкретного авто когда-то заканчивается, процесс не останавливается: мы снова возвращаемся к выбору новых марок, тестируем новинки, оцениваем, какие автомобили смогут лучше всего работать в разных городах. Этот цикл никогда не прекращается — наш автопарк живёт и развивается, обеспечивая удобство городской мобильности.

21
14 комментариев