«Запасной аэродром» для вашей карьеры: Как пассивно мониторить рынок на случай внезапного сокращения
Как же любим мы переживать. Согласитесь, практически у каждого было такое, что сидя на тёплом и денежном месте мы испытывали тревогу по поводу:
- Возможного внезапного сокращения
- Изменения структуры в компании
- Риска остаться без источника дохода
- Сложной ситуации на рынке труда (мало предложений/долгий поиск - в среднем 5-6 месяцев)
А теперь позвольте подкинуть масла в огонь 🔥
В 2024–2025 годах мировая IT-отрасль пережила волну массовых увольнений. С начала 2025-го глобально потеряли работу свыше 52 тыс. специалистов (из них почти 25 тыс. в апреле). В США за 2024 год уволено около 95 тыс. человек. А вот в РФ безработица рекордно низка (2,3% с октября 2024), однако рынок понемногу затихает: вакансий стало на 25% меньше (с мая 2024) по всем сферам!
Поэтому да, опасения потерять работу периодически испытывает значительная часть трудоспособного населения. И если вы отработали на одном месте 5-10-15 лет, мысль о внезапном поиске работы может вызвать приступ легкой (или не очень) паники.
👋 Меня зовут Диана Шигаева. Я предприниматель и карьерный консультант. Если хотите больше узнавать о трендах рынка труда, карьерных стратегиях, лайфхаках и тонкостях поиска работы - подписывайтесь на мой канал в ТГ и другие соцсети (ссылки оставлю внизу в комментах)
Там я стараюсь снизить градус тревоги и дать больше инструментов и полезной информации для соискателей. Рассказываю про карьеру, релокацию и трудоустройство в РФ, Европе, США и не только. Всё по делу — с ценностями, экспертизой и каплей иронии.
ВЫДЫХАЕМ
В такой ситуации важно перестраховаться и начать внимательнее следить за трендами.
К примеру, в 2024-м всего за полгода, несмотря на перегревающийся рынок, медианная IT-зарплата в РФ выросла на 19% — признак того, что компании, всё-таки, искали профи и поднимали офферы. Такие сигналы стоит ловить заранее.
Что касается перестраховки, то сегодня мы поговорим о том, как настроить пассивный поиск (частично эту тему я уже раскрыла в посте «Пассивный поиск для тех, у кого давно нет входящих»). Важно понимать, что пассивный ≠ вялый и безучастный. Пассивный поиск это когда ищут и хантят вас, а не наоборот (когда вы оставляете сотни откликов и стучите во все двери)! Отношение к пассивному поиску можно сравнить с отношением к регулярному чекапу организма: мы его проводим не потому, что болеем, а чтобы всё о себе знать и вовремя среагировать, если что-то пойдет не так.
Зачем нужно настроить пассивный поиск?
Рынок труда – штука капризная и переменчивая. Нужно быть готовым ко всему
- На 100% процентов не застрахован никто.
«– Доброе утро Андрей Начальникович, – Действительно доброе, Игорь Работников. Зайди ко мне в обед, тебя увольняют». Примерно так выглядит ситуация с сокращениями в периоды экономической турбулентности. Но даже в стабильные времена компании проводят реструктуризации
- "Лояльность до гроба" – устаревший концепт
Как бы вы ни любили свою компанию (а она вас), бизнес есть бизнес. Решения принимаются исходя из экономической целесообразности.
- Ситуация-шок
Если сокращение застает врасплох, первый удар – эмоциональный. Потом включается финансовая паника. А поиск работы из состояния стресса – занятие малоэффективное.
Кстати, о внезапных сокращениях
Когда топ-менеджеры начинают с умным видом говорить про «оптимизацию» и «необходимые жертвы», чаще всего это означает одно: сейчас кого-то «попросят» на выход. Так пытаются навязать мысль, что увольнения единственно верное решение, чтобы спасти бизнес (и показать красивые циферки инвесторам). Но история знает и другие примеры. Например, на одном из заводов франции в разгар кризиса директор не стал махать шашкой, а пошел к людям. В итоге, посовещавшись всем предприятием, было решено сократить количество рабочих дней (и ЗП соответственно) до лучших времён. Так никто из коллег не оказался на улице. Мораль? Иногда увольнение – лишь самый простой путь для руководства.
А если вы думаете, что вас сокращения никак не коснутся (потому что вы пристроены у IT-гиганта, например) спросите, как дела у тысяч сотрудников Microsoft. Иронично, но компания с одной стороны выпускает исследования о том, как ИИ поможет нам справиться с «бесконечным рабочим днем», а с другой – именно из-за разработок в сфере ИИ сама увольняет тысячи (!) продавцов и маркетологов.
Вывод: Причины для сокращений становятся все более непредсказуемыми. И ваш «запасной аэродром» должен быть наготове всегда.
ЧТО ДЕЛАТЬ СЕЙЧАС. МОНИТОРИНГ И ПОДГОТОВКА «ТЫЛОВ»
1. Следите за резюме (CV), как за анкетой в Tinder 🙊 😁
Задача: стряхнуть электронную пыль с резюме. Держать наготове актуальный файл, который можно быстро адаптировать.
Как делать. Раз в 3-6 месяцев освежайте инфу: новые проекты, достижения (в цифрах!), пройденные курсы. Это ваш личный дневник успехов только с датами, ссылками, свежим фото и актуальными способами связи.
Лайфхак. Если лень заниматься этим вручную, создайте отдельный чат в текстовом ИИ и закидывайте туда все свои обновления. Нейронка способна сократить всё до сути и выдать обновлённый красивый, структурированный вариант.
2. Сколько раз повторять про LinkedIn?! Это ваш личный бесплатный PR-агент
Задача: Френдить нужные контакты, быть видимым для "правильных" людей и компаний, получать предложения (не только офферы, но и выступления, проекты, короткие роли трекера/коуча/эксперта и тд)
Что для этого делать:
- Поддерживать жизнь аккаунта "на минималках". Грамотно заполняем профиль. Используем, ключевые слова в заголовке и описании, указываем актуальный опыт. Кричать "ищу работу!" не нужно, достаточно просто быть профессионалом.
- SSI (Social Selling Index): Это внутренний индекс вашей «популярности». Поглядывайте на него. Старайтесь держать показатель в районе 35-45 (это чуть выше необходимого минимума). Крутые показатели SSI - больше 50-60. Но в таком случает вы выйдете за пределы пассивного поиска и предложения будут сыпаться чаще.
- Подписки на компании мечты, их сотрудников и лидеров мнений: В LinkedIn важно расширять круг друзей и подписок. Узнавайте новости, тренды от интересующих вас компаний и людей. Так вы будете в контексте. Будете понимать их ценности и вызовы, использовать те же понятия и тон, оперировать теми же целями. Т.е. незаметно станете своим.
- «Ставьте лайки, пишите комментарии»: Проявляйте активность, делайте репосты, а лучше показывайте свою экспертизу. Раз в 3-4 недели пишите посты, мысли, заметки.
2. Нетворкинг "без напряга"
Задача: поддерживать связи, обмениваться информацией, быть "на слуху".
Как делать:
- Часть этого вопроса уже описана выше. Просто периодически общайтесь с коллегами, интересными людьми из вашей сферы и контактами в LinkedIn.
Важно! Вступая в дискуссии в соцсетях, скандалы и интриги оставьте для своей кухни! В LinkedIn сконцентрируйтесь на задачах бизнеса, инсайдах, новостях, помощи советом, обсуждении проблем и трендов.
- Посещайте (даже онлайн) отраслевые мероприятия. Слушайте, задавайте вопросы.
4. Вылазки в «поля» и на «пробы»
Задача: понимать свою реальную стоимость и востребованность.
Как:
- Реальные собеседования. Вы не замужем(женаты) за своей работой и нет ничего страшного в том, что вы сходить на собеседование. Тем более, если прилетело интересное предложение. Как минимум этим вы должны удовлетворить свой спортивный интерес, посмотреть: что спрашивают, что предлагают, как вас видят, как вы сами себя при этом ощущаете и ведёте.
- Зарплатные калькуляторы и обзоры. Периодически мониторьте (мы уже писали, где их искать), чтобы понимать уровень потенциальной ЗП. Ваша ценность должна расти не только с опытом, но и, банально, в соответствии с инфляцией.
5. Навыки "на вырост":
Задача: быть не только ценным сегодня, но и востребованным завтра.
Что делать:
Если вы в начале своей карьеры, поглощайте всё новое из вашей и смежных сфер. Проходите курсы, читайте, экспериментируйте. Меньше рефлексии, больше дела.
Но если вы уже «взрослый бородатый дядька», который сам задаёт тренды и двигает сферу вперёд, то качайте эмоциональный интеллект и soft скиллы.
МОМЕНТ Х («Икс» или «Ху», решайте сами)
Если "тот самый день" настал, и вам сообщили о сокращении, отправляйтесь горевать в бар 😁
Правда особо расстраиваться не придётся, ведь пассивный мониторинг дает вам:
- Психологическую фору. Вы не в вакууме. У вас есть понимание рынка, обновленное резюме и тепленькие, как пирожки, контакты. Паники меньше – конструктива больше.
- Экономию времени. Вам не нужно начинать с нуля. Теория пройдена, приступайте к практике.
- Более сильную переговорную позицию. Во-первых, вы знаете, чего стоите. Во-вторых, если вам прилетит приглашение, то встреча будет проходить на выгодных для вас условиях
ВЫВОД
Пассивным мониторингом рынка занимаются те, кто умеет управлять своей карьерой. Это как страховка: платишь понемногу (своим временем и вниманием), но в случае чего – она тебя выручает. А ещё у этой стратегии есть своя фишка. Пассивный поиск работы можно полностью делегировать! Получается этакий пассивный поиск в квадрате 😁
А вы следите за рынком труда, будучи на «тёпленьком» месте?