$6,5 млрд за «лизабельный» гаджет. Сэм Альтман и Джони Айв представили новый прототип устройства.
“Технологическая революция” начинается с маркетингового клише 2000-го года.
Генеральный директор OpenAI Сэм Альтман и известный бывший дизайнер Apple Джони Айв хотят совершить технологическую революцию. Они официально анонсировали устройство, на создание которого OpenAI, по сообщениям, потратила 6,5 миллиарда долларов, приобретя стартап Айва «io». Прототип, по их замыслу, должен начать пост-смартфонную эру. Однако, презентация была не столько о продукте, сколько напоминала мастер-класс по психологии продаж.
Спокойствие, как продукт
Итак, что же представляет собой этот «аппетитный» гаджет?
Это «Амбиентный ИИ» (Ambient AI) — устройство размером со смартфон, но без экрана. Взаимодействие будет идти через камеру, микрофон и динамик. Оно будет «всегда включено», постоянно собирая данные, чтобы создать собственную «контекстуальную память» и быть незаметным помощником в фоне.
Альтман прямо продает цифровой эскапизм, противопоставляя новый аппарат хаосу современных технологий:
«Атмосфера везде сейчас, как на Таймс-сквер, где всё борется за ваше внимание, но новый аппарат даст нам совершенно иное ощущение: это как сидеть в самой красивой хижине у озера и в горах и просто наслаждаться тишиной и покоем».
Во времена турбулентности и нестабильности, Альтман и Айв продают нам не гаджет, а мечту: устройство, которое без всяких усилий доставит в то самое состояние тишины и покоя.
Классика в арсенале Айва: «Лизнуть или откусить»
Центральным элементом анонса, прозвучавшим на мероприятии Demo Day от Emerson Collective, стало загадочное описание: устройство должно быть настолько идеальным, что нам «захочется его лизнуть или откусить от него кусочек».
Эта метафора может вам показаться знакомой. В 2000 году Стив Джобс, представляя дизайн Mac OS X Aqua, использовал ровно те же слова. Учитывая, что одним из авторов философии «лизабельного» дизайна был сам Джони Айв, его повторное использование — не случайность. Этот маркетинговый ход призван создать мгновенное, физическое влечение к продукту.
Пытается ли Айв создать еще один Apple, или же «лизабельные ориентиры» стали его единственным, неизменным показателем безупречного качества? Риторический вопрос, но очевидно одно: клише из 2000-го работает не хуже самых свежих технологий для создания нужного шума.
Догонит ли технология риторику?
Очевидно, что главной задачей презентации было продать идею и нагнать таинственности, используя проверенные приемы. Однако “за кулисами” есть реальные препятствия:
В прошлом месяце Financial Times сообщили о проблемах, связанных с реальной сложностью, а не маркетинговой:
- Вычислительная мощность: Пока неясно, как обеспечить заявленную скорость работы, учитывая скромные вычислительные мощности портативного устройства.
- Личность ИИ: Команда работала над балансом «личности» ИИ, чтобы он не был «слишком льстивым или навязчивым».
Несмотря на это, Джони Айв не сдерживал оптимизма, заявив, что устройство может выйти менее чем через два года.
Любопытно, будет ли этот «анти-смартфон» столь же революционным, как об этом говорят (ведь все подобные предшественники терпели неудачу). Но пока что это — мастер-класс по тому, как, используя риторику 20-летней давности, убедить нас, что нам нужен гаджет, который, как минимум, нам, похоже, действительно захочется лизнуть.