[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Vladislava Rakhmanova", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b"], "comments": 95, "likes": 18, "favorites": 14, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "26615" }
Vladislava Rakhmanova
4 909

Grow Food

Сервис для доставки правильного питания, рассчитанный на людей, которые занимаются спортом и поддерживают здоровый образ жизни.

Поделиться

В избранное

В избранном

Запуск

Идею Grow Food мы с партнёром придумали летом 2015 года, сидя в баре за кружкой пива. Мы оба спортсмены — любим силовые нагрузки и хорошую еду. Но готовка и покупка продуктов точно не входит в список любимых занятий. Поэтому к нам пришла мысль создать сервис, который бы решил проблемы планирования рациона, подсчёта БЖУ, покупки продуктов и готовки. Через две недели мы выпустили первые коробочки с питанием.

Продукт

Начальная версия питания Grow Food по сравнению с той, что получают наши клиенты сейчас, — это небо и земля. Самая первая упаковка была сделана из пенопласта. Мы сразу же дали протестировать питание друзьям, и первое, что услышали: «Меняйте коробки». Они не помещались в сумки, были слишком большими и некомпактными.

Поначалу мы думали, что всё элементарно: достаточно просто придумать меню, а приготовить в принципе может любой. Однако мы быстро поняли, что так это не работает. Нам не хотелось, чтобы сервис выглядел как какое-то крафтовое производство в домашних условиях.

Мы арендовали кухню и наняли бренд-шефа. Он перевел всё меню в техкарту, а также в сотрудничестве со спортсменами и консультантами по питанию, которых мы привлекли, разработал принципы формирования меню и приготовления продуктов.

Сейчас наше производство — это 2000 м² в Санкт-Петербурге и столько же в Москве.

Команда

Сотрудников ищем по-разному: HeadHunter, рекомендации, соцсети. У нас подобралась отличная, заряженная команда. Ребята горят идеей и действительно хотят работать, что мы очень ценим.

Сейчас в штате около 400 человек, которые распределены по следующим отделам: ИТ-разработка, производство, колл-центр, логистика, маркетинг, финансовый отдел, HR-отдел. Главная особенность в том, что мы не строим корпорацию. Мы просто от души делаем то, что нам нравится, и вместе двигаемся к общим целям. Невероятно круто, когда команда смотрит в одном направлении с тобой.

Продвижение

Бюджет на старте составил около 200 тысяч рублей, поэтому мы по максимуму задействовали своих знакомых и друзей. Как-то раз наш знакомый тренер, который также помогал в разработке меню, поехал на соревнования по бодибилдингу в Санкт-Петербург. Там в перерыве он достал коробку Grow Food, и тут же все вокруг стали расспрашивать, что это.

В числе заинтересовавшихся был чемпион России, он попросил «подписать» его на доставку в обмен на публикации в Instagram. Уже после первой записи к нам пришли десять новых клиентов. Мы поняли, что этот инструмент работает, и нашли еще 20 спортсменов с популярными аккаунтами, и таким образом создали свою сеть амбассадоров. Также в нашем случае хорошо работают тематические спортивные выставки.

Монетизация

То, что продукт будет пользоваться спросом, стало понятно сразу. Достаточно было достать коробочку Grow Food, как все вокруг начинали спрашивать, что это и как это заказать. Количество клиентов активно росло, а точки безубыточности по первому раунду инвестиций от Addventure мы достигли в январе 2017 года.

Метрики в динамике

Сейчас у нас около 6 тысяч постоянных клиентов и 1,5-2 тысячи тех, кто пользуется сервисом время от времени. Есть процент людей, которые заказывают доставку без перерывов. Есть и те, кто берёт Grow Food на протяжении месяца, а затем делает паузу сроком в одну-две недели.

Линейка тарифов начинается от 3300 (Daily, трёхразовое питание на пять дней) и доходит до 5900 рублей (Power, семиразовое питание на неделю).

Планы

Первые инвестиции мы привлекли через полгода после запуска, в нас вложился Александр Бородич. Эти деньги очень помогли на старте: мы арендовали кухню и стали подключать маркетинг. Затем через полгода я познакомился с Максимом Медведевым из Addventure. Ему понравилось то, что мы делаем, он в нас поверил, и его фонд инвестировал в Grow Food 30 млн рублей. Летом 2017 года мы подняли ещё один раунд инвестиций от Addventure — на этот раз $5 млн.

Мы собираемся расширять набор линеек, начать включать не только спортивные. Например, среди клиентов отлично «зашла» линейка сбалансированного ежедневного питания Daily. Вдобавок мы запустили новый низкобюджетный сервис Unifood. Также в планах запуск Grow Food в Краснодаре, Казани, Екатеринбурге и настройка логистики в другие города через Москву.

Мнение эксперта

Павел Никонов инвестиционный менеджер ФРИИ

​Фудтех-рынок в России принято считать «горячим». С одной стороны, питание — базовая и неизменная потребность человека, за минувшие столетия формат её удовлетворения менялся куда медленнее, чем у многих других потребностей, например, общения и коммуникации.

С другой, появление на консервативном рынке питания новых технологий открывает множество свободных ниш, — и это привлекает к рынку внимание венчурных инвесторов. Но не все так гладко. Для сервисов, подобных GrowFood, несложно предсказать схожие проблемы роста.

Во-первых, это проблема с масштабированием. Производство обычно завязано на собственной кухне или инфраструктуре партнера, которая также ограничена (кроме того, при работе с партнерами может страдать качество продукции).

И если сервис решит открыть продажи в новом городе, например, в Екатеринбурге, то ему придется искать местного партнера с нужным уровнем качества, либо открывать собственное производство. Наверно, компания уже тестирует или рассматривает модель франшизы для географического масштабирования.

Во-вторых, такой сервис по мере роста может испытывать сложности с оттоком пользователей. Хорошо, если экономика позволяет окупать нового клиента уже с первых недель пользования сервисом. Но зачастую компании при активном масштабировании вынуждены тратить на привлечение пользователя существенные деньги, которые отобьются только спустя продолжительное количество времени.

А со временем процент аудитории, которая готова питаться с помощью Grow Food несколько месяцев, скорее всего, будет падать: ведь компания начинает работать не только со спортсменами, но и с массовым рынком. Массовому же клиенту питание по плану будет быстро надоедать (как и масса коробочек с собой), или он будет быстро достигать своих коротких целей (например, сбросить пару килограмм к отпуску) — и отписываться от сервиса.

С другой стороны, основатели и инвесторы Grow Food наверняка рассчитывают не только на рост рынка при выходе к массовому клиенту, но и на увеличение закупочной силы компании и другие эффекты от масштаба, что должно помочь стартапу достичь лучшей операционной эффективности.

В этом уравнении важно не упустить unit-экономику из фокуса, иначе масштабирование бизнеса быстро станет масштабированием убытков и высоким burn rate.И третья проблема, которую я вижу, — это будущая продажа такой компании, ведь не всякий инвестор, особенно в венчуре, ориентируется на дивидендную модель. Сегодня явного стратега для фудтех-стартапа такого рода на российском рынке найти непросто.

Так, компания явно будет менее интересна Mail.Ru Group (главному стратегу на рынке еды на сегодня), так как связана с офлайновыми ограничениями в производстве. Ритейлеры и производители продуктов, по моим сведениям, пока также не проявляют интереса к таким моделям, хотя они, возможно, и помогли бы им увеличить продажи собственных продуктов. Дело в том, что по сравнению с их текущими продажами этот прирост был бы незначительным.

В любом случае, я буду рад услышать о ещё одной крупной компании на рынке еды. Это хороший знак того, что развивается весь рынок. Поэтому от всей души пожелаю команде Grow Food удачи.

Прогноз

#Стартапы

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления