Кейс: как Beeline Казахстан реализует медиапроекты с участием пула из сотен фриланс-креаторов

Биржа фриланса FL.ru продолжает серию публикаций, в которой представители малого, среднего и крупного бизнеса рассказывают о своем опыте работы с фрилансерами на этой платформе.

В этой статье бизнес-советами поделился Максим Толмачев, руководитель отдела видеоредакции Beeline Казахстан и автор книги «Как построить эффективную работу с фрилансерами».

Кейс: как Beeline Казахстан реализует медиапроекты с участием пула из сотен фриланс-креаторов

Меня зовут Максим Толмачев и я возглавляю направление видеоредакции в Beeline Казахстан. В задачи направления входит работа с фан-зоной бренда, развитие присутствия бренда на платформах youtube, tiktok, VK, Discord, Instagram а также продюсирование проектов с инфлюенсерами и селебрити в новых медиа. Я поделюсь кейсом о том, как нам удалось выстроить направление видеопродакшена, состоящего как из штатных сотрудников, так и из сотен фрилансеров и удаленных внештатных специалистов.

Немного о моем бэкграунде: за моими плечами более 10 лет опыта работы с исполнителями на биржах фрилансеров. Сегодня я один из крупнейших заказчиков услуг удаленных сотрудников Рунета по версии ведущих профильных площадок. До Beeline Казахстан я работал в крупных казахстанских инвестиционных домах, страховых компаниях, финансово-промышленных группах где также удалось выстроить процессы взаимодействия с фрилансерами для решения бизнес-задач. У меня уникальный опыт работы как на крупнейших универсальных фриланс-биржах, как, например, FL.ru, так и на узкопрофильных площадках. При этом ни с кем из тысяч фрилансеров (кроме одной случайной личной встречи) я никогда не виделся вживую. Я взаимодействую с фрилансерами не только по работе, но и по личным проектам — исполнители помогли мне на многих этапах выпуска моих книг. Но вернемся к кейсу.

Задачи компании:

Сейчас Beeline Казахстан — один из крупнейших игроков телеком-рынка в стране, лидер по числу абонентов и финансовым показателям. В штате работает почти 5 000 сотрудников. Современный телеком активно входит в новые сферы, в том числе диджитал и креатив, создание видеоконтента. Спрос на потребление видео растет по экспоненте и уже ощутимо монетизируется. Для быстрого и качественного роста новых направлений нужно усиление команды, а значит появилась необходимость в поиске сотрудников с уникальными компетенциями и их быстрым подключением к проектам.

Где искать релевантные кадры? Подходящих нам специалистов на рынке Казахстана не много. Весь креативный кластер, думаю, не больше 10 тысяч человек: чаще всего они проживают в трех крупнейших городах Казахстана, меньшая часть рассеяна по регионам. При этом многих кандидатов с тем опытом, который нам необходим в Казахстане просто нет, и нам нужно привлекать экспертизу из-за рубежа.

Решение:

Корпоративный сектор сейчас все больше открывается к работе с фрилансерами, убедившись в эффективной работе людей на удаленке в период пандемии. Этому способствует и переход от многоуровневой иерархической корпоративной структуры, к структуре плоской, когда большая часть сотрудников работает удаленно. Одним из решений стало создание пула команд, состоящего из удаленных сотрудников и проектных групп, работающих на фрилансе. Сотрудники отдела видеоредакции в данном случае выполняют роль продюсеров и проектных менеджеров.

Почему фрилансеры?

Во-первых, перед компанией стоят нетривиальные задачи, регулярно требуется прокачка навыков. Чтобы успевать за трендами сотрудников нужно переучивать, для всех это стресс. На фрилансе легко найти людей, которые находятся «в авангарде» и сами несут знания о трендах.

Во-вторых, это возможность за недорого получить ценную экспертизу. На фрилансе можно найти «звезд» — специалистов, которым можно ставить общие технические задачи, а они считывают задачи клиента и представляют идеальный проект. С такими людьми мы работаем, чтобы получить экспертные советы для бизнеса, переосмыслить текущие бизнес-процессы.

Но есть ряд проблем:

  • Не понятно, кому поручить поиск фрилансеров. Дорогой и длительный подход — привлекать HR-агентства. Они могут искать специалистов с узкими навыками, в том числе из других стран, но пользуются базами кандидатов, которые находятся в открытом поиске, например, на сервисах поиска работы. Однако многие фрилансеры не пользуются этими сервисами как минимум потому, что функциональность и интерфейс им не дружественны: они не могут выложить все работы из своего портфолио, приложить отзывы о реализованных проектах со стороны заказчиков. Исполнители предпочитают фриланс-биржи, где можно нарабатывать репутацию, отзывы, загружать примеры заказов. Со временем формируется их «карма» и личный бренд начинает их «продавать».
    Они могут искать специалистов с узкими навыками, в том числе из других стран, но пользуются базами кандидатов, которые находятся в открытом поиске, например, на сервисах поиска работы. Однако многие фрилансеры не пользуются этими сервисами как минимум потому, что функциональность и интерфейс им не дружественны: они не могут выложить все работы из своего портфолио, приложить отзывы о реализованных проектах со стороны заказчиков. Исполнители предпочитают фриланс-биржи, где можно нарабатывать репутацию, отзывы, загружать примеры заказов. Со временем формируется их «карма» и личный бренд начинает их «продавать».
  • Сложности взаимодействия с фрилансерами со стороны бухгалтерии. Оплата труда фрилансерам из бюджета компании может занимать больше месяца. Бухгалтерии придется заключать договор с каждым отдельным фрилансером, и список исполнителей каждый месяц будет регулярно меняться. А если фрилансер — гражданин другой страны, то процессы могут растянуться на месяцы.

Как нам удалось выстроить корпоративные процессы работы с сотнями фрилансеров?

Если поиск фрилансеров нельзя поручить HR-ам или отдать на аутсорс, то возникает запрос на новую кадровую структуру, когда в компании появляется новая единица управления — фриланс-менеджер или фриланс-продюсер. Это проектный менеджер, который, понимает специфику работы на фрилансе, знает инструменты поиска исполнителей, а также как человек оркестр, способен ставить технические задачи совершенно разным людям. Эту функцию в нашей команде выполняют сотрудники нашего подразделения (видеоредакция).

Один из инструментов для поиска фрилансеров для нас — это биржи-фриланса. На FL.ru зарегистрировано более 5 миллионов исполнителей, поэтому специалист находится всегда — нужно просто быстро ориентироваться.

<i>Так выглядит схема сотрудничества с фрилансерами в рамках отдела видеоредакции</i>
Так выглядит схема сотрудничества с фрилансерами в рамках отдела видеоредакции

Поскольку мы работаем с большим количеством заказов, приходится максимально автоматизировать и масштабировать поиск исполнителей.

Первичный отсев. Прежде всего мы создаем заказ. Получившиеся отклики сортируем по специализации. Затем заглядываем в портфолио, смотрим на количество и качество отзывов. Иметь буквально 1-2 негативных отзыва – это нормально, особенно если фрилансер работает на бирже продолжительное время. А если таких отзывов больше – это уже сигнал к размышлению. На этом этапе определяются топ-3 специалиста, с которыми вероятней всего работу можно наладить. Но и тех, кто попал в 10-ку лучших мы не сбрасываем с весов, их можно привлечь на другие проекты. Для разных нужд – разный уровень профессионалов. Вышеупомянутая биржа позволяет оставлять о любом фрилансере заметки, которые всегда видны рядом с его аватаркой и специализацией. Эти заметки сам фрилансер не видит, зато вам они доступны.

Обычно мы просим указывать цену и сроки сразу в отклике на проект. Если кто-то из кандидатов не указал их, отправляем личный запрос в проекте и ждем ответа. Там же можем детальнее задать вопросы об опыте и кейсах.

Торги. Следующий этап в ранжировании – механизм «автоторгов». Мы пишем всем кандидатам стандартное письмо, о том, что готовы поработать, но в этот раз ограничены по бюджету, предлагая снизить цену процентов на 30%. Эта стандартная процедура позволяет деликатно прощупать кандидата на предмет торга. Обычно есть три сценария: снижение цены до предложенной вами, небольшая уступка или отказ фрилансера менять цену. Однако если вы хотите посотрудничать со «звездой» – сначала прочтите отзывы на бирже об исполнителе. Бывает, что высококвалифицированные специалисты могут и наоборот взвинтить цену, если вы попросите их о скидке.

Выбор фрилансера и контроль исполнения. После того, как фрилансер приступил к работе, в ближайшие дни у него должны возникнуть вопросы. Если на наше письмо фрилансер отвечает, что ему все понятно, то на всякий случай мы начинаем подыскивать резерв из кандидатов и требуем ближе к середине сроков исполнения предоставить для сверки промежуточный вариант. В ином случае вы можете оказаться в неприятной ситуации, когда работу вам не сдадут в срок, или качество будет хуже, того что вы ожидаете получить…

Выстроив эффективные процессы работы с биржей, я понял, что проще написать об этом книгу, на которую будут опираться как специалисты из моей компании, так и любые заказчики фриланс-услуг.

Результат. Сейчас мы сформировали пул из нескольких сотен фрилансеров, которые помогают нам по разным направлениям. Оцифровать эффективность от привлечения фрилансеров несложно, ведь порядок цен, сроки и качество работ всегда можно сопоставить с теми же показателями от работы с агентствами. Цена «от агентств» в десятки, а часто и в сотни раз выше. Сроки и качество тоже не в пользу компаний-подрядчиков.

Так почему корпоративный сегмент не спешит переводить бюджеты в столь привлекательное направление? Основных причины две. Рынок фриланс-услуг еще молод. Попросту нет специалистов, которые могут организовать процессы правильно. Вторая причина – «бюрократия», сложности с согласованием процессов службами комплаенс, безопасности, юристами и финансовым блоком. Даже в столь прогрессивной компании как Beeline Казахстан на построение процедуры закупа такого рода услуг ушли месяцы. И я могу утверждать, что на просторах рунета это единичный кейс такого рода.

Пандемия застала меня в горах Албании, где я проводил свой отпуск. Неожиданно для себя и своей команды я был «заперт» в далекой стране на полгода. Но принципы работы с фрилансерами, которые мы экстраполировали на работу нашего подразделения позволили безболезненно взаимодействовать на протяжении этих месяцев невзирая на то, что была временная разница в пять часов, из технических средств у меня был лишь сотовый, а связь в Албании частенько оставляла желать лучшего. Поэтому в современных условиях компаниям стоит присмотреться к фрилансу еще и как инструменту управления корпоративными процессами при работе с удаленными сотрудниками, актуальность этого направления в нынешней ситуации периодических локдаунов уже не вызывает сомнений.

4 совета, как начать работу вашей компании/отдела с фрилансерами

  • Найдите в команду фриланс-менеджера: специалиста, который знает рынок фриланса изнутри, умеет нанимать исполнителей, а также готового понять задачи вашего бизнеса.
  • Продумайте процессы заключения договоров с фрилансерами: заведите корпоративный аккаунт на бирже, через который будете оплачивать работу исполнителей и создайте в компании процедуру закупа такого рода услуг.
  • Сформируйте свод правил работы с фрилансерами — методичку, которой будете пользоваться вы и ваши коллеги при поиске исполнителя.
  • Нарабатывайте репутацию заказчика, вовремя оплачивайте заказы, оставляйте и собирайте отзывы о сотрудничестве.

Фрилансеры – это часто талантливые сотрудники, способные решать ваши бизнес-задачи. Заказчики получают уникальную экспертизу за малые деньги.

Если вам интересны практические кейсы о работе бизнеса с исполнителями, читайте наши предыдущие материалы:
— как запустить свою соцсеть при помощи команды фрилансеров;
— зачем компании нужен свой пул фрилансеров и как его создать;
— на что обращает внимание самый опытный заказчик фриланс-услуг.

Сотрудничает ли ваша компания с фрилансерами?
Да, довольны сотрудничеством
Да, но не всегда довольны результатом
Нет, но планируем привлекать фрилансеров
Нет, не планируем работать с фрилансерами
1313
9 комментариев

Билайн везде лютое говно, где бы он не появился.

7
Ответить

"с участием пула из сотен фриланс-креаторов"

пула. креаторов.
ват из зыс? где рашн вордс? втф блин?
про бэкграунд и кейсы вообще страшно говорить.

ну, а сами Билайн молодцы.

3
Ответить

Забавно, что "продвинутая" лексика мешается с настоящим фрилансерским сленгом: там и про карму, и про звезд , и главное про продавать навыки  вижу опыт через них)

Ответить

Кто не касался работы с фрилансерами, не поймет, но кейсу браво по части менеджмента. Если вы не мелкий бизнес, то согласовать фрилансеров анриал= бухгалтерия ноет, кадровики не понимают как искать спецов. В России пока нет инфраструктуры. 
Как я понял, Билайн просто сделали агентство на базе своего отдела. К этому все и идет. Но если Сбер нанимает штатников на полставки, то Билайн нашли прогрессивный подход. 

Ответить

Это очень прикольно, "павел швец", что буквально вчера ты был "екатериной чернышовой". Я просто вкладочку с твоей анкетой вчера забыл закрыть, а сегодня обновил по F5. Такого чуда на vc я еще не видал ). Я пожалуй немного послежу за твоими метаморфозами ))

3
Ответить

Вообще нужно что-то менять в законодательстве. Комплаенс в особенно крупных компаниях не пропускает ни малейших 5000 на фрилансера. Как я понимаю FL выгодны, так как заключается трехсторонный договор и биржа дает всю отчетность компании после каждого заказа. Но вот выстраивать работу без бирж сейчас нереально.

1
Ответить

Подскажите, у вас есть промокод на регистрацию? 

Ответить