Эмоциональный искусственный интеллект: меняя мир человека к лучшему

Еще совсем недавно, до периода пандемии, мир выглядел совершенно незыблемым и безграничным: лишь фантастический поворот событий мог нарушить привычный ход наших жизней. Однако, поворот оказался весьма реальным, как и всё, что за ним скрывалось. Так, эмоциональный искусственный интеллект буквально за два года из феномена гипотетического будущего превратился в активно развивающуюся технологию, призванную помочь людям узнать больше о самих себе и природе человеческих эмоций.

Эмоциональный искусственный интеллект: меняя мир человека к лучшему

Как бы это ни показалось парадоксально, но на первых порах вынужденной online-реальности, ставшей единственно безопасной от вируса (не оксюморон ли?!) COVID-19, мы все на собственном примере могли убедиться в том, насколько прочно внедрены в нашу жизнь технологии искусственного интеллекта (ИИ): поисковые системы, клиентский сервис, приложения, управление мобильными устройствами, взаимодействие с информацией. Мы совершаем действия, реагируем, испытываем эмоции… И зачастую расстраиваемся, особенно если наши эмоции не распознают, и они, как следствие, остаются без ответа. А ведь эмоции — существенный аспект любого общения, любого взаимодействия. Мы хотим быть услышаны и поняты миром, который нас окружает.

При этом сейчас наш окружающий мир неразрывно связан, хоть и в разной степени, с социальной дистанцией и изоляцией. Чтобы дистанция в полтора метра не превратилась в бездну, а изоляция не переросла в одиночество, технологии эмоционального искусственного интеллекта стали постепенно внедряться в повседневную жизнь. Важность живой коммуникации и эмоционального диалога, а также ценность индивидуального подхода — непреходящие явления вне зависимости от внешних факторов. Человеческие эмоции нельзя игнорировать и ими нельзя пренебрегать, особенно когда эмоциональный фон населения далек от стабильности и предсказуемости.

Что такое эмоциональный искусственный интеллект и в чем его значимость?

Разрабатывая и совершенствуя нашу технологию эмоционального ИИ в приложении Human Cosmos, мы, естественно, задавались вопросом, почему большинство людей так предвзято и скептически относятся к искусственному интеллекту? После серии интервью и исследований мы в очередной раз были вынуждены констатировать факт: “робот” — механизм, лишенный возможности сопереживать — отталкивает человека из-за своей равнодушности.

Как ни трудно догадаться, в этом и заключается ключевое отличие эмоционального искусственного интеллекта (Emotion AI) от классических технологий ИИ.

Эмоциональный искусственный интеллект представляет собой решение многих глубоко укоренившихся стигм и стереотипов, выход за границы устаревших шаблонов. Это по праву революционная технология, способная идентифицировать человеческие эмоции, своевременно обрабатывать их и реагировать самым “человечным” образом.

Если эмоциональный ИИ вам кажется утопичной идеей, поскольку искусственный интеллект остается “искусственным”, то есть две причины для развенчивания стереотипа. Во-первых, эмоциональный интеллект — это совокупность навыков и способностей, то есть обучаемая область: мы все владеем разным уровнем эмоционального интеллекта (и как часто мы занимаемся его улучшением?). Во-вторых, способность чувствовать вовсе не означает способность распознавать и понимать чувства.

Значимость эмоционального ИИ для человека в том, что взаимодействуя с такой технологией, мы на подсознательном уровне работаем над своей эмоциональной осознанностью, пониманием как свои, так и чужие эмоции, а параллельно и намерения внешнего и внутреннего мира.

Удивительно, но в рамках наших исследований мы осознали, что ключевой недостаток искусственного интеллекта является его преимуществом: отсутствие стигм. У эмоционального ИИ отсутствуют стигмы и приобретенные предвзятости. Да, робот распознает, но не испытывает эмоций. И это — то, что его не приводит к внутреннему конфликту. Он не отвечает грубостью на грубость, агрессией на агрессию. Он не поддается на провокации. Он терпим. И он учит нас терпимости.

Эмоциональный ИИ способен рассказать многое нам о нас самих.

Принципы технологий эмоционального ИИ и перспективы развития

Сама по себе технология эмоционального искусственного интеллекта крайне комплексная и объединяет разработки сразу нескольких научных дисциплин: компьютерные и когнитивные науки, психологию и нейробиологию, социологию и лингвистику. Именно такая тесная взаимосвязь между научными направлениями создает плодотворную почву для развития эффективного эмоционального ИИ.

Различные подходы и технологические инструменты расширяют диапазон возможностей распознавания человеческих эмоций, которые считываются с помощью видео, аудио и других биометрических сенсоров. Полученные данные обрабатываются алгоритмами машинного обучения, определяя способ, тип, тональность и эмоциональность ответной реакции. Кроме того, системы эмоционального ИИ отличаются друг от друга по своим предназначениям и целям. Так, например, эмоциональный ИИ, разработанный Human Cosmos, обучен выполнять совершенно иные функции, нежели аналогичный продукт из автомобильный индустрии.

Эмоциональный искусственный интеллект: меняя мир человека к лучшему

Между тем, говоря о перспективах технологии, будет справедливо отметить, что за эмоциональным искусственным интеллектом не только будущее, но и настоящее. Готовы ли мы к такому настоящему? Конечно. Дело в том, что мы порой принимаем технологии эмоционального ИИ за “прекрасный сервис”, за невиданные новейшие технологии, за стремительный прогресс, хотя, на самом деле, то, чем мы наслаждаемся, это то, что мы так настойчиво не принимаем — искусственный интеллект. Возможно, боимся поднять планку для себя — для человечества — на совершенно иной уровень. Как и над любым страхом, так и над этим — можно и нужно работать. Тогда технологии эмоционального ИИ не просто займут свое место в нашем мире, но и помогут сделать его значительно осознаннее. Эмоционально осознаннее.

Сферы применения эмоционального ИИ в жизни

Займут ли технологии эмоционального искусственного интеллекта место профессионального психолога или нет — вопрос, на который дать однозначный ответ невозможно. Однако, вполне возможно утверждать о том, что эмоциональный ИИ станет эффективным помощником как для психологов, так и любого человека, заинтересованного в саморефлексии, самопознании, улучшении своего эмоционального интеллекта.

В Human Cosmos мы фокусируемся на эмоциональном состоянии человека: его настроении, его желаниях, степени его удовлетворенности своей жизнью. Очень деликатная область требует эмоциональной поддержки и эмоционального вовлечения — будь то через вопросы и текст, через материал и информацию, через рекомендации и советы. Чем больше мы знаем о человеке, тем у нас больше возможностей помочь ему, верно?

Персональные ассистенты с искусственным интеллектом — уже далеко не новинка. Однако спектр возможностей эмоционального ИИ значительно шире: определение состояния выгорания и программа по предотвращению, поддержка психологического равновесия и душевного баланса, изучение эмоциональных психотипов, улучшение качества взаимодействия с людьми вокруг и работа над своими социальными навыками, поиск цели и призвание, раскрытие своего потенциала. То, что для человека порой остается незамеченным, эмоциональный ИИ способен своевременно обнаружить и сформировать индивидуальный план для того, чтобы человек мог посмотреть на себя и свои действия со стороны, а также определить внутренние и внешние факторы-раздражители.

Кроме того, эмоциональный ИИ уже сейчас стал внедряться в медицинскую практику. Пока самые амбициозные надежды связаны с тем, что исходя из эмоционального состояния пациентов станет возможно безошибочно определять психологические болезни и отклонения, а также предотвращать явные деструктивные поведения, то уже сейчас эмоциональный ИИ привлекает особый интерес для работы с пациентами с признаками деменции. Поскольку в период изоляции и низкой умственной активности болезнь прогрессирует в кратчайшие сроки, то технологии эмоционального ИИ могут стать вспомогательным средством для медперсонала по поддержке и уходу за пациентами.

В бизнесе эмоциональный ИИ уже нашел свое применение в таких направлениях, как автомобильная область, сфера клиентского сервиса, область рекрутмента и работы HR-отдела.

Так для повышения безопасности на дорогах разработки эмоционального ИИ призваны отслеживать психологическое состояние водителя, чтобы естественным образом приводить его в равновесие: автоматический контроль температуры воздуха, выбор музыки, рекомендованная скорость и рекомендованное время, проведенное за рулем — существует множество аспектов, которые самым едва заметным образом могут снимать стресс и раздраженность, снижать уровень агрессии, тем самым положительно влияя на человека и направляя ход его жизни в эмоционально приятное и безопасное русло.

В подобном ключе уже сейчас действуют центры поддержки и клиентские службы. Вовсе не удивительно, что когда мы сталкиваемся с проблемами, то наше настроение меняется, а вместе с тем и то, как мы взаимодействуем с миром вокруг нас. Своевременное определение агрессивно настроенных клиентов — приоритет клиентского обслуживания. С одной стороны, алгоритм эмоционального ИИ не поддается агрессивному воздействию. С другой – может определить степень сложности проблемы и точечно направить звонок к необходимому специалисту.

Эмоциональный искусственный интеллект: меняя мир человека к лучшему

Огромный потенциал эмоционального ИИ наблюдается и в HR-области. Наша команда как раз-таки сейчас проводит исследования для разработки инструментов по эффективному подбору персонала. В эру удаленного сотрудничества (и вряд ли эта эра увидит свой закат в ближайшем будущем) ЭИИ уже в скором времени станет верным ассистентом HR-специалистов для анализа эмоционального состояния кандидата, а также его психологического портрета — все то, на что на расстоянии обратить внимание значительно сложнее, нежели вживую.

Между тем, преимущества ЭИИ могут быть раскрыты в полней мере не только в области рекрутинга, но и в рамках создания продуктивной рабочей среды: оценка степени выгорания, соответствия психотипов, уровень стресса и оценка способностей справляться со сложными задачами — та информация, которая зачастую остается незамеченной сотрудниками по работе с персоналом, несомненно, станет неотъемлемым бизнес-компонентом при выстраивании как начинающих стартапов, так и развитии уже крупных и успешных корпораций и будет доступен для всех участников бизнес-рынка.

Элементы такой передовой технологии будут быстро распространяться среди сфер человеческой жизни. Скептицизм всегда сопровождает многие открытия и находки, но, к счастью, здравый разум неизменно побеждает. Именно поэтому у нас есть шанс наслаждаться “искусственным” светом, мобильной связью и скоростным интернетом. Не так давно многое из этого казалось фантастикой.

Когда мы говорим о будущем, то мыслим о чем-то далеком и гипотетическом. О чем-то невозможном, а потому туманном. Правда, конечно же, в том, что будущее начинается сегодня. Сейчас. И эмоциональный искусственный интеллект способен помочь нам сделать наше будущее значительно осознаннее и благополучнее. Помочь стать эмоционально осознаннее. Узнать себя и построить такой мир, который будет не стыдно передать в руки своих детей.

99
5 комментариев

Хотелось бы узнать больше о применении EI в бизнесе 

Ответить

AI имели ввиду?

Ответить

Это самое. Когда пересоберете головной мозг, тогда поговорим. Все остальное басни и сплетни. Разберите на части мозг человека, воспроизвидете его в виртуральной реальности или пробирке и я доверюсь вашим исследованиям. Все эти стигмы, ваши умные слова выдают лишь способ запутать. 

Мозг очень сложная штука. Эмоции формируются не только голосом, мимикой лица, взглядом, но и всем телом, от кончиков пальца ноги до бровей. Какие-то там разработчики что-то там где-то там собрали с помощью машинного обучения и назвали это эмоциональным интеллектом. Хватит нести пургу, у них вышла такая же балабоба. Реального человека это не заменит, разве что как справочник типа оператора связи для решения конкретных проблем 

Люди приходят к психологу и не решают конкретные проблемы. Они ищут, что у них за проблемы. Люди не могут сказать машине - у меня такая проблема, надо решить. Они спросят: в чем смысл жизни? И получат 42. Вот такие мы. Это трудно понять, с чем к тебе пришел человек и что он хочет сказать! Это пока что недостижимо для двоичной машины. Но очень хорошо, что такие исследования ведутся. Только бы как-то делали фундаментально. Изучали бы мозг, финансировали Анохина, Черниговскую. А они накатали код и сказали, что это психолог. Ну как к вам относиться? Ну как если не к впаривателям очередного интеллекта под личиной машинного обучения? Хватит, эти игры не пройдут. 

Пересоберете мозг - вот это разговор. А все остальное если бы да кабы. 

Ответить

Сегодна на дворе 23.04.2023 г.
И вот что мне ответил ИИ на мой вопрос про полностью рабочую модель на сегодняшний день эмоционального ИИ:

Эмоциональный искусственный интеллект (ЭИИ) является относительно новой и быстро развивающейся областью исследований в области искусственного интеллекта. Несмотря на значительный прогресс, достигнутый в этой области, полностью рабочей технологии ЭИИ на сегодняшний день не существует.
Существуют различные подходы к созданию технологий ЭИИ, таких как анализ тональности, распознавание эмоций, моделирование эмоций и др. Однако, эти подходы все еще имеют свои ограничения и не могут полностью воспроизвести сложность и многогранность человеческих эмоций иповедения.
Несмотря на это, исследования в области ЭИИ продолжаются, и в будущем ожидается, что технологии будут становиться более точными и продвинутыми.

Когда-то Н.С. Хрущев обещал построить коммунизм за 20 лет. Так вот такими мюнхаузеновскими обещаниями кормят нас и сегодняшние программисты-создатели Эмоционального искусственного интеллекта.
А воз и поныне там. Уж очень крепким орешком оказался этот ЭИИ.

Ответить