«Spotify: История продукта». Создание десктопного приложения

От десктопного приложения с серверами в шкафу до революционного формата потоковой передачи музыки.

«Spotify: История продукта» — серия статей от команды Spotify в России, где читатели vc.ru могут узнать, как создавался сервис, какие решения стояли за продуктовыми изменениями и кто придумал музыкальные стриминги такими, какими они выглядят сейчас.

«Spotify: История продукта». Создание десктопного приложения

Как всё начиналось

В 2006 году Дэниэл Эк и его друг Мартин Лорентсон уже были состоявшимися ИТ-предпринимателями. Дэниэл основал компанию Advertigo, которая анализировала предпочтения пользователей и на основе этого показывала им рекламу, а Мартин владел одной из крупнейших компаний рекламной сферы в Европе — Tradedoubler. У обоих было время и капитал для инвестирования. Идея сервиса потоковой передачи музыки подходила обоим, тем более, на тот момент сервисам в этой области было куда расти с точки пользовательского опыта.

«Spotify: История продукта». Создание десктопного приложения
Интерфейс 2006-2008 Источник:<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fuxtimeline.com%2Fspotify.html&postId=272803" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank"> UX Timeline</a>
Интерфейс 2006-2008 Источник: UX Timeline

Ориентация на слушателей

Легальная музыкальная индустрия в то время была не совсем «клиентоориентирована». Диски сами по себе были дорогие, а чтобы выбрать пластинку, приходилось идти в салон и слушать её в наушниках. Приобрести один трек было нельзя — только всю пластинку.
В ответ на неудобство отреагировали пираты. При этом с пользовательский опытом у их сервисов тоже все было не очень. Чтобы получить контент, пользователю требовалось установить специальное ПО, зайти на пиратский сайт, найти файл с песней и загрузить его. На всё это можно было потратить минут 20, чтобы затем неожиданно узнать, что трек загрузился с неправильным названием, в плохом качестве, а вместе с ним вы загрузили вирус.

Пиратство в то время уже «убивало» продажи компакт-дисков, но каким должен быть пользовательский опыт, чтобы человек не хотел больше возвращаться на пиратский сайт? Другими словами: как украсть у пирата? Этим вопросом задалась команда Spotify. Основатели решили: если продукт будет достаточно хорош, пользователи даже согласятся слушать рекламу. Так сервис сможет зарабатывать сам и позволит платить правообладателям.

Это первый урок, который мы вынесли: удобство важнее всего. Люди будут копировать песни, пока не появится что-то более простое. Как только это произойдет, они переключатся.

Время новых ИТ-решений

Чтобы песни играли мгновенно, Spotify пришлось разработать собственные протоколы, создать потоковую инфраструктуру. Иначе говоря — игнорировать все существовавшие на тот момент стандарты.

Урок № 2: Если хотите что-то коренным образом улучшить, вы должны нарушить существующие стандарты и найти новое комплексное решение.

Spotify решил использовать peer-to-peer: это «одноранговая сеть», она основана на равноправии участников. В ней часто нет выделенных серверов, а каждый узел (peer) одновременно и является клиентом, и выполняет функции сервера.

По идее Эка и Лорентсона, первые 30 секунд любого трека в Spotify всегда загружаются непосредственно с серверов компании, а остальная часть — из одноранговой сети. Таким образом можно уменьшить объём сетевого трафика и количество серверов. Сеть способна получать доступ к кэшу на компьютере пользователя, то есть он сможет слушать свой собственный кэш (это тоже снижает нагрузку на сервера).

Вместо HTTPS можно использовать более эффективные протоколы, основанные на постоянном TCP-соединении. Для всего остального можно задействовать одноранговую сеть.

По этой схеме Spotify мог начать проигрывать песню всего через секунду.

Идея с одноранговыми сетями понравилась не всем

Схему придумали, теперь нужно было создать сам продукт. Для этого Дэниэл и Мартин наняли инженеров.

В первые пару месяцев новая команда вообще не хотела строить сервис на одноранговой архитектуре. В то время большая часть интернета состояла из так называемых «тонких клиентов»: веб-страниц, которые запускались в браузере. Загружаемые приложения — «толстые клиенты» — тоже были (например, Skype или AOL Instant Messenger), но в меньшинстве. Добиться интерактивности в браузерных клиентах было невозможно.

Чтобы решить эту задачу, Дэниэл Эк предложил присоединиться к команде Spotify Людде Стригеусу, создателю μTorrent. Идея музыкального сервиса заинтересовала его больше, чем предложения из Кремниевой долины. И Людде точно знал, что делать: то же самое, что и другие — но ровно наоборот. Именно он убедил команду сосредоточиться на одноранговых сетях и отказаться от идеи браузерного приложения.

Урок № 3: Уровень амбиций привлекает великие таланты.

Собственные стек и протоколы, «толстый» загружаемый клиент — вместо «тонкого» браузерного. Все это — неочевидные решения. Но именно они помогли компании привлечь неординарно мыслящих людей, достаточно амбициозных для того, чтобы делать что-то по-настоящему новое.

Магия музыки

К 2008 году, когда Spotify уже имел работающее технологическое решение, создатели поняли: в отличие от большинства других отраслей, в медиаиндустрии создание продукта — только половина дела, притом самая легкая. Сложнее было лицензировать саму музыку: перед запуском Spotify пришлось заключить сделки с лейблами и артистами. Индустрия относилась к новой компании с подозрением: ведь одноранговая технология была способна подорвать сложившуюся систему.

И здесь Spotify получил самый важный урок — №4: каждый продукт должен уметь что-то невозможное.

Spotify позволил «загрузить» всю музыку мира на свой жесткий диск, мгновенно и бесплатно. Первыми откликнулись шведские звукозаписывающие компании и подписали первые сделки со Spotify. Уже в первые несколько месяцев сервис стал очень популярным в Швеции.

Spotify Studio в Стокгольме
Spotify Studio в Стокгольме

Итак, как украсть у пирата?

  • Подумайте, что именно неудобно пользователю, скачивающему контент у пиратов. И исправьте это.
  • Нарушайте правила рынка.
  • Ставьте амбициозные цели, это привлечёт ценных специалистов.
  • Дайте пользователям решение, которое ранее казалось им невозможным.
1010
11 комментариев

Пожалуй, лучший десктопный клиент музыкальной стриминговой платформы на сегодняшний день. Все быстро, все отзывчиво, летает. Двже тот же Tidal и Deezer не так шустро работают.

Очень ждём полноценную версию под M1, Spotify Hi-Fi и анонсированный «колокольчик» с новыми релизами.

Ну и пользуясь случаем - подписывайтесь на профиль 😀:
https://open.spotify.com/user/9s3g2mhrsk7txc4m6zwjhkrd4?si=8170fa46ab864869

2
Ответить

Под M1, кстати, уже есть бета-версия, которая работает заметно быстрее :)

1
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Роман, а опцию «Скрыть трек» через страницу релиза пробовали? Не помогло?

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Куда нажать, чтобы Спотифай не предлагал мне музыку которую я уже слышал?
Как обстоят дела с подкастами?

Ответить

Бой пиратам!

Ответить