«Предлагают виниры при здоровых зубах — бегите»: как не ошибиться с выбором стоматологической клиники

Это совсем не та ситуация, где хочется экспериментов и риска. Рассказ главврача «Белой Радуги» о том, как распознать плохого стоматолога, и 12 признаков, которые укажут на недобросовестную клинику.

Это я — Антон Артёменко — главврач сети клиник «Белая Радуга»
Это я — Антон Артёменко — главврач сети клиник «Белая Радуга»

Представьте, что у вас заболел зуб и нужно идти к стоматологу. Но найти «своего» врача пока не удалось, а знакомые не могут никого порекомендовать. Вам предстоит долгий и нудный сёрфинг по сайтам стоматологических клиник и сайтам-отзовикам. Чтобы сократить ваш путь, в этой статье я расскажу, по каким «маячкам» можно вычислить хорошую клинику.

На что обращать внимание при выборе клиники

Начнём с пошагового плана проверки клиники. Возможно, что-то будет очевидным, но проверить себя дважды точно не помешает.

Шаг 1. Узнайте, лечились ли в выбранной клинике ваши знакомые

Лучший способ выбрать врача или клинику — спросить мнение знакомых, которым вы доверяете. Но это не всегда возможно, особенно если специалист редкий и никто из вашего круга общения с проблемой не сталкивался. Поэтому только на этот опыт ориентироваться не стоит. Позже расскажу, почему.

Шаг 2. Поищите отзывы о враче или клинике

И это несмотря на то, что иногда клиники платят за отзывы. Чтобы понять, настоящий ли перед вами отзыв, ориентируйтесь на глубину отзыва, детали, человечность:

  • штампы и прилагательные в превосходной степени выдают плохого копирайтера: «европейский сервис», «высокопрофессиональные сотрудники», «лучшая клиника»;
  • отсутствие ошибок: безукоризненно грамотный текст с идеальным форматированием и знаками препинания тоже может свидетельствовать о покупке отзыва;
  • регион: если автор из одного города, а врач — из другого, есть вероятность, что отзыв куплен;
  • в отзыве много раз встречается название клиники, причём полное и чуть ли не с «ООО». Похоже на SEO.
Так выглядит проплаченный отзыв
Так выглядит проплаченный отзыв

Важно, когда клиника отвечает на отрицательные мнения и работает с ними. Причём не просто пишет дежурные фразы, а обрабатывает каждую негативную оценку и воспринимает её, как точку роста.

Отрабатываем отзыв в «Яндекс.Картах»
Отрабатываем отзыв в «Яндекс.Картах»

Шаг 3. Изучите сайт клиники

Там должна быть размещена лицензия, договор клиники, образец информированного согласия и информация о врачах.

Примерно так выглядит страница с лицензиями
Примерно так выглядит страница с лицензиями

Очень хороший знак, что большинство врачей работает только в одной частной клинике. Значит, им хорошо платят и предоставляют качественное оборудование для работы. Если стоматолог совмещает работу в двух клиниках, значит, скорее всего, в обеих его не устраивает зарплата, техническое оснащение, условия работы или психологический микроклимат.

Есть исключения: врачи-ортодонты, для которых сотрудничество сразу с несколькими клиниками — обычная практика. Но терапевты, гигиенисты и ортопеды, как правило, работают в одной клинике, если она хорошая.

Кстати, вот ещё один момент: врачи узких специализаций глубже разбираются в своей теме. В хороших клиниках редко встретишь человека-швейцарского ножа, который одновременно работает терапевтом, хирургом и ортопедом.

С другой стороны, если врач только гигиенист или ортодонт, результат лечения зависит не только от него, но и от нескольких других специалистов. Стоматологические проблемы часто взаимосвязаны: одному пациенту может потребоваться и лечение кариеса, и исправление прикуса, и установка имплантата. Это означает, что для хорошего результата врачи должны доверять друг другу. Ничего не выйдет, если у них разные подходы к способам и отношение к качеству лечения.

Есть единицы талантливых врачей — генералистов, которые могут быть профессионалами сразу в нескольких специализациях. Но это скорее исключение.

Шаг 4. Проверьте соцсети клиники

Многие компании рассказывают о себе в соцсетях, показывают внутреннюю кухню и рассуждают на наболевшие стоматологические темы. Прочитав несколько постов, вы ближе познакомитесь с культурой клиники и её подходом к лечению.

Огромным плюсом для клиники будут не дифирамбы об удачном лечении, а посты о трудностях, с которыми сталкиваются врачи, и о пути, который клиника прошла с момента запуска.

Обратите внимание, насколько актуальна информация на сайте и в соцсетях клиники. Если последние посты или статьи датируются прошлым годом, вряд ли у клиники всё в порядке.

Что может насторожить на первом приёме

Итак, вы спросили знакомых, посмотрели отзывы, сайт клиники и её соцсети. Решили записаться на приём. Теперь расскажу, что должно насторожить вас на этапах записи и первого визита.

  • Приём в этот же день

Записываясь к врачу, вы поймёте, насколько он востребован. Если доктор готов принять вас в этот же день, скорее всего, успехом у пациентов он не пользуется. Когда информацию о стоматологе передают по сарафанному радио его довольные пациенты, ждать приёма приходится неделю и больше. Есть очень редкие специалисты, запись к которым ведётся на несколько месяцев вперёд.

  • Грубость сотрудников

Грубость сотрудников может быть свидетельством их плохого воспитания — недостаточно тщательно проведён наём.

Также, возможно, они измотаны, работая по 12 часов. Это повод задуматься: в каком состоянии врач будет в конце рабочего дня, когда вы придёте к нему на приём? Сможет ли он снизить вашу тревожность по поводу предстоящего лечения? Будет ли внимателен и не совершит ли врачебную ошибку?

В хорошей клинике врачи работают не больше семи часов, но получают зарплату, которая позволяет не подрабатывать где-то ещё. Работа по 12 часов непродуктивна и опасна.

А ещё бывает так, что сотрудник мстит работодателю за плохое отношение, отыгрываясь на клиентах. Если начальник хамит подчинённым, они будут хамить посетителям. Это не значит, что они будут плохо лечить пациента, но внимательности и доброжелательности ожидать не приходится.

  • Осмотр до заключения договора

В клинике, соблюдающей законодательство РФ, невозможно попасть в кабинет врача, не подписав с ней договор. Хорошая клиника попросит вас дать информированное согласие на обследование и рентген ещё до того, как вас осмотрит стоматолог.

На что обратить внимание уже на этапе лечения

Есть много «маячков» во время лечения, которые предупредят, что перед вами недобросовестный врач. Как правило, о них знают только сами врачи. Расскажу вам о самых частых случаях.

  • Установка имплантата без обследования

Вам удалили зуб, и на его место нужно поставить имплантат. Профессиональный стоматолог должен сначала провести обследование: направить на рентген, анализ крови на биохимию и свёртываемость и попросить сделать кардиограмму. Она понадобится анестезиологу, если вам будут делать седацию или наркоз. А анализ крови покажет, есть ли противопоказания к имплантации.

Перед установкой искусственного зуба врач должен провести профессиональную гигиену полости рта, вылечить кариес, убрать налёт и камни. Инфекция, которая «живёт» в полости рта, может попасть на свежую рану и вызвать воспаление вплоть до удаления имплантата.

Поэтому, если вам предлагают установить имплантат прямо сейчас — бегите

  • Виниры при здоровых зубах

Виниры — хороший и надёжный способ получить белоснежную улыбку. Но он необратимый, ведь для установки виниров придётся обтачивать собственные зубы. Поэтому если у вас красивые зубы, лучше сперва подумать об отбеливании или исправлении прикуса. Если доктор настаивает на винирах, стоит насторожиться.

  • Отбеливание до и сразу после лечения зубов

Отбеливание не проводят на зубах, нуждающихся в лечении. Это опасно: если перекисное соединение, которое осветляет зубы, попадёт в кариозную полость, оно может повредить пульпу (нерв зуба). Поэтому перед отбеливанием нужно вылечить все зубы. Если есть проблемы с эмалью, провести реминерализацию и укрепить её. Но после лечения должно пройти две недели. И только потом можно отбеливать зубы. Если вас записывают на дату пораньше, это повод насторожиться.

  • Лечение каналов без рентгена

Каналы — это пространство внутри корня зуба, поэтому понять, в каком они состоянии, без рентгеновского снимка невозможно. Если у вас кариес, но боли пока нет, а врач, не сделав снимок, завёл разговор о лечении каналов, тут надо задуматься.

  • Повышение прайса на 20-30%

Если после обследования в клинике вам обозначили одну сумму за лечение, а потом повысили её на 20-30% — значит, вас не дообследовали сразу или допустили ошибку в плане лечения. Превышение прайса — частая история в стоматологии. Но нормой считаются колебания в пределах 10% в одну или другую сторону.

Врач составляет план лечения и пытается всё учесть, но иногда возникают непредвиденные ситуации. Например, пациенту запланировали повторное лечение корневых каналов, но в ходе лечения врач выяснил, что в зубе трещина, которую не было видно на снимках. Зуб придётся удалить, а на его место установить имплантат. Это будет стоить дороже, чем лечение каналов.

  • Обещание быстрого исправления прикуса

Если ортодонт обещает вам идеальный прикус за 7 месяцев, не верьте.

10-18 месяцев
Средний срок ортодонтического лечения

Иногда встречаются более простые случаи, но так или иначе исправление прикуса не может длиться полгода.

  • Предложение удалить зуб, который можно спасти

Современные стоматологи считают удаление зуба самой крайней мерой. Даже если в вылеченных каналах снова появился воспалительный процесс, врач будет лечить, а не удалять. Поэтому не спешите расставаться с зубом, сходите в другую клинику за вторым мнением.

И если там вам предложат спасти зуб, это означает, что в клинике есть томограф, микроскоп и сильный врач, который занимается повторным лечением корневых каналов. А в той, где предлагали удалить, такой техники и компетенций нет.

  • Большая скидка на приём врача со стажем

Врач, который работает хотя бы 5-10 лет, формирует пул постоянных пациентов, которые за это время убедились в качестве лечения и результатах. Такие пациенты составляют ядро практики каждого врача, они приходят сами и рекомендуют доктора родственникам и друзьям. Поэтому хороший стоматолог не нуждается в привлечении новых пациентов, тем более за счёт скидок на стоимость лечения.

  • Врач не объясняет ход лечения и не показывает фото

Хороший врач с радостью поделится с пациентом информацией о плане лечения, ответит на все вопросы.

Перед лечением он покажет вам кейсы, похожие на ваш. Это фотографии до и после его работы над зубами другого пациента.

Если вам требуется реставрация, стоматолог должен показать примерный результат. Например, digital smile design — на ваше фото наложат макет будущих зубов или напечатают прототип будущих коронок на 3D-принтере.

Хороший врач делает фотопротокол лечения. Причём у вас должен быть доступ к этим фото.

Чек-лист: как выбрать клинику

  • Спросите знакомых, которым вы доверяете, к кому они ходят лечить зубы. Но здесь важно, кому вы задаёте этот вопрос: ваш коллега, который не заботится об опрятности внешнего вида, вряд ли строго относится к выбору стоматолога.
  • Посмотрите отзывы на врачей в интернете. Хороший сигнал, если врач или клиника отвечают на комментарии и отрабатывают в том числе негативные.
  • Изучите сайт клиники. Там должны разместить лицензию, договор, образец информированного согласия, информацию о врачах, об оборудовании и протоколы лечения.
  • При записи на приём и во время первого визита присмотритесь к сотрудникам: вежливы ли они и не выглядят ли измотанными. Если врач работает по 12 часов, вряд ли он будет внимателен и сосредоточен.
  • Посмотрите, работают ли врачи только в одной клинике. Стоматологи, совмещающие работу в нескольких, скорее всего, так и не нашли клинику, в которой есть качественное техническое оснащение, здоровая психологическая атмосфера и достойная оплата труда. Значит, и вы среди этих клиник не найдёте ту, которая будет в первую очередь заботиться о пациентах. Если основатель клиники экономит на оборудовании и врачах, отношение к пациенту будет таким же: некачественные расходники и пломбы, которые вылетают через год.
  • Сомнения в правильности выбора могут возникнуть и на стадии лечения. Если у вас есть недоверие к плану лечения, обратитесь за повторным мнением. При одном и том же диагнозе две клиники могут предлагать разные варианты действий.
5757
132 комментария

Однажды обратился к стоматологу с острой болью, еле до утра дожил. А он начал стыдить меня прям в кресле и говорить типа «ну что же вы так зубы запустили».

Вот это, кстати, ещё один из страхов. Некоторый люди боятся, что их будут стыдить как после родительского собрания. 

40
Ответить

А чего вы так зубы запустили то?

37
Ответить

Ну лично Я бы к такому стоматологу больше не ходил. Да и не только Я, но и мои знакомые. Когда стоматолог начинает меня стыдить, он не решает мою проблему, а лишь многократно ее усугубляет. И заставляет усомниться в целесообразности похода к другим специалистам (это за областью здравого смысла для рядового человека? Да, конечно)

5
Ответить

классический совок. одни стыдят, другие этого боятся и стесняются

2
Ответить

Мне кажется это нормальная практика, что стоматолог как специалист обращает внимание на проблему здоровья зубов. Тем более удовольствие это не из дешевых лечить зубы (по себе знаю). 

1
Ответить

Какой вы чувствительный мальчик.

1
Ответить

да, такое встречается к сожалению

Ответить