История развития компьютерных шрифтов: от гарнитуры Chicago до XO Fonts

Раскладываем богатое прошлое компьютерных шрифтов на буквы и выясняем, зачем компания МойОфис выпустила свой шрифтовой набор XO Fonts.

В этом году исполнилось ровно 5 лет со дня выпуска компанией МойОфис собственного шрифтового набора XO Fonts. Этот первый юбилей вдохновил на подготовку небольшого ретроспективного погружения в компьютерные шрифты и историю их развития. Текст также будет интересен тем, кто хочет узнать:

  • что такое TrueType и хинты;
  • почему компания Adobe долгое время была лидером на рынке компьютерных шрифтов;
  • что еще может означать фраза "писать углем";
  • зачем в 2021 году в России был изменен ГОСТ о требованиях к оформлению документов.
История развития компьютерных шрифтов: от гарнитуры Chicago до XO Fonts

Кстати, если вам интересна тема IT не только в контексте шрифтов, приглашаю в мой официальный блог.

Компьютерные шрифты: как все начиналось

Пожалуй, история компьютерных шрифтов началась с появлением в 1984 году Apple Macintosh – первого массового компьютера с графическим пользовательским интерфейсом вместо командной строки. В тот момент стало очевидно, что нужно разрабатывать шрифтовые стандарты специально для компьютеров. Так перед дизайнерами, разработчиками и владельцами компаний-производителей техники открылось огромное пространство для создания и развитие шрифтов для экранов.

Системным шрифтом первых Macintosh стала растровая гарнитура Chicago от Сьюзан Каре – американской художницы и дизайнера, которая в 1980-х годах XX века создала множество графических элементов в интерфейсе Apple, Windows и IBM. Chicago оказался настолько удачным, что использовался в качестве основного шрифта в операционной системе Macintosh вплоть до 1997 года и стал важной частью фирменного стиля всего бренда Apple.

История развития компьютерных шрифтов: от гарнитуры Chicago до XO Fonts

Как я уже сказал, на старте своего развития шрифты в Macintosh, да и любом другом компьютере, были растровыми. Это означает, что контуры начертания букв хранились в виде прямоугольных матриц из точек-пикселей. При попытке масштабировать такой шрифт качество изображения резко ухудшалось, поэтому для того, чтобы иметь возможность работать со шрифтами разных кеглей, приходилось разрабатывать и хранить матрицы всех требуемых начертаний и размеров.

Существует и другой метод построения шрифта – контурный (или как еще говорят векторный), основанный на математическом описании контура и геометрии символов. Такое описание универсально и позволяет без потери качества масштабировать и модифицировать (например, наклонить, как в этой части текста) буквы.

Контурный шрифт: появление PostScript

Важным витком истории развития компьютерных шрифтов стал новый язык контурного описания объектов, в том числе и шрифтов – PostScript, который был разработан американской компанией Adobe. На его основе Adobe начала создавать свои шрифтовые гарнитуры, которые впервые стали использовать в Apple, а затем массово и в других компаниях.

Тут важно отметить, что спецификация на формат PostScript была доступной и другим компаниям, они могли пользоваться этим языком, выплачивая Adobe лицензионные отчисления. Однако вместе с описанием контуров при создании шрифта Adobe использовала так называемые хинты (hint, англ. – намек, совет), которые содержали дополнительные данные о построении геометрии литеры. С помощью хинтинга происходит сглаживание контуров шрифта для более четкого и удобочитаемого отображения текстов на экранах с низким разрешением или при печати, когда контурное изображение переводится в растровое. Вся информация о хинтах держалась в строжайшем секрете – технологию хинтинга использовала только Adobe. Именно поэтому очень долгое время эта компания оставалась единственным производителем высококачественных шрифтов.

История развития компьютерных шрифтов: от гарнитуры Chicago до XO Fonts

Хинтинг становится открытым

Между тем компьютеры все чаще стали использовать для работы с документами – росла потребность получать при печати тексты, написанные качественным шрифтом без заломов и грубых контуров. Тогда Apple и Microsoft стали искать альтернативные способы реализации масштабируемых (контурных) шрифтов и в 1991 году совместно создали полностью открытую спецификацию TrueType, которая была реализовала в операционных системах MacOS и Windows 3.1. В TrueType была использована альтернативная технология хинтинга, и Adobe, владевшая проприетарными шрифтами, была вынуждена сделать свою технологию также полностью свободной.

Формат TrueType при всем своем удобстве не был оптимальным: он требовал огромных затрат при создании и описании всей необходимой информации о построении шрифтов. Поэтому в 1996 году зародилось совместное решение Adobe и Microsoft – новый формат контурных шрифтов OpenType. Он был построен на базе двух "конкурентов" – TrueType и PostScript и имел гораздо больше возможностей допечатной подготовки. Именно он получил наибольшее распространение: шрифты формата OpenType сегодня мы видим и на Linux, и на Windows, и на macOS.

Какими были шрифты интерфейсов Apple и Microsoft

Давайте вернемся к Сьюзан Каре и ее шрифту Chicago. Как я уже сказал, эта гарнитура была основной в качестве пользовательского интерфейса до 1997 года и обрела большое число поклонников среди пользователей Apple, и даже в наше время можно найти гиков Chicago (https://habr.com/ru/post/415375). Затем этот шрифт сменил Charcoal (англ. древесный уголь), разработанный Дэвидом Берлоу из Front Bureau – известного дизайн-бюро из Бостона. "Углем" писали вплоть до 2000 года. Он был создан специально для цифрового использования, но затем эти буквы с увеличенной высотой по оси x стали все чаще встречаться и в печати. А с 2000 года и последующие 14 лет пользователи интерфейсов Apple видели уже шрифты Lucida Grande и Helvetica.

История развития компьютерных шрифтов: от гарнитуры Chicago до XO Fonts

В то же самое время менялись и шрифты пользовательского интерфейса у Microsoft. От MS Sans Serif, который был использован в самых ранних версиях MS Windows, компания перешла к Tahoma и Verdana (последний был оптимизирован для отображения литер на экранах низкого разрешения), которые впервые были использованы в Windows 95. Начиная с Windows 7 и до сих пор в качестве шрифта интерфейса используется семейство Segoe.

Название Segoe является зарегистрированным товарным знаком Microsoft Corporation, хотя шрифт изначально был разработан Monotype.

Настоящая революция в шрифтах интерфейса произошла в 2014 году, когда компания Apple показала San Francisco. Это большое семейство шрифтов, которое было разработано специально и для экрана высокого разрешения и для печати – в обоих случаях буквы выглядят четко. Любопытно, что изначально шрифт San Francisco был использован в интерфейсе Apple Watch, то есть он остается разборчивым и удобным для чтения даже на экране размером чуть больше спичечного коробка.

Все эти изменения системных шрифтов происходят не только из-за смены трендов в дизайне или улучшения качества экранов техники. Разработчики ПО опираются на многочисленные и многостраничные исследования восприятия человеком тех или иных начертаний литер и самостоятельно проводят регулярные тестирования юзабилити шрифтов пользовательского интерфейса.

Зачем в России создавать свои компьютерные шрифты

В среде разработчиков ПО хорошо известно, что шрифты, которые включены в MS Windows, являются проприетарными. С середины 2000-х эта особенность лицензионной политики превратилась в настоящую проблему, так как уже тогда в России стали распространяться альтернативные ОС и офисные приложения на iOS и Android.

К тому времени большинство организаций в нашей стране за свою многолетнюю работу накопило огромное количество документов и шаблонов, подготовленных именно на Times New Roman и Arial. Если пользователь открывал такие файлы на компьютере, где эти шрифты не были установлены, то операционной системе или офисному ПО приходилось заменять его другим доступным, из-за чего могла "съезжать" вся структура текста, его разметка и верстка. Поэтому 10 апреля 2015 года мы в МойОфис приняли решение разработать метрические аналоги популярных шрифтов. Тогда, на заре импортозамещения, мы понимали, что без них невозможно говорить о независимости отечественной IT-отрасли от иностранных продуктов.

Основная проблема создания метрических аналогов — сохранить знакоместа букв, не копируя чужие шрифты. Художники рисуют похожую гарнитуру в той же размерности, но выглядит она по-другому: у нее другие засечки, другая толщина линий, может отличаться геометрия букв. Метрический аналог шрифта при замене занимает ровно столько же места, что и исходный, и верстка документов при корректной замене не «плывет». Это касается всех начертаний шрифта: жирный, курсив, жирный курсив. Для обновления подавляющей части документов — фирменных бланков, таблиц, презентаций — достаточно минимального набора. В него нужно включить хотя бы по одному шрифту каждого семейства: рубленый, с засечками, моноширинный, символьный, а еще минимум один шрифт с суженым начертанием.

Появление метрических аналогов популярных проприетарных шрифтов

На протяжении целого года мы работали над созданием новых шрифтов и в 2016 году выпустили первую версию шрифтового набора XO Fonts, который распространяется по открытой лицензионной модели и доступен для сторонних разработчиков и пользователей бесплатно. Подробнее о том, как мы создавали свой шрифт можно почитать вот тут. В настоящее время набор состоит из одиннадцати шрифтов и двадцати четырех начертаний. Набор XO Fonts позволяет отображать документы, созданные с использованием популярных проприетарных шрифтов, без искажений и нарушений структуры документов: количество строк, расположение таблиц и заголовков остается неизменным.

История развития компьютерных шрифтов: от гарнитуры Chicago до XO Fonts

Скачать XO Fonts можно вот тут. На рабочем месте заменить шрифты может пользователь с правами администратора: XO Fonts – это просто файлы в системной папке. Массовая замена шрифтов немного сложнее. Нужно написать скрипт, а для новых пользователей потребуется отдельная сборка обновлений ОС, но все это не выходит за рамки стандартных задач системного администратора.

Буквально спустя два года после выхода первой версии XO Fonts были внесены изменения в ГОСТ Р 7.0.97-2016, согласно которым прекратили действие рекомендации по использованию проприетарных шрифтов Times New Roman и Arial. Теперь там в п. 3.3 написано "Для создания документов необходимо использовать свободно распространяемые бесплатные шрифты". А в феврале этого года Росстандарт, ориентируясь на импортонезависимые решения, внес изменения и в ГОСТ по оформлению технической документации, теперь госорганам и госкорпорациям рекомендовано использовать в документообороте "свободно распространяемые" гарнитуры.

История развития компьютерных шрифтов: от гарнитуры Chicago до XO Fonts

______

Так на уровне государства дан зеленый свет бесплатным отечественным шрифтам. Прогнозирую, что интерес к ним будет расти не только со стороны разработчиков, но и со стороны пользователей. Поэтому наша работа над XO Fonts еще точно не завершена. Уже сейчас команда МойОфис создает новую кроссплатформенную шрифтовую гарнитуру, которая корректно отображается на Windows, Linux, Android, iOS и идеально подходит для использования в качестве основной для интерфейсов.

Следите за нашими новостями и публикациями в моем официальном блоге :)

2121
8 комментариев

Дмитрий, спасибо за интересный материал. Вспомнилась речь Стива Джобса перед выпускниками Стендфорда, когда он рассказывал, почему маки имеют лучшие шрифты :)

3
Ответить

Да, Стив вообще много внимания уделял шрифтам. И не зря :)

2
Ответить

Маковская Гельветика, это, извините, пиздец. Стиви всегда умел промывать адептам мозги.

Ответить

Есть замечание: Word не всегда держит форматирование даже при переносе с машины на машину (конфликты версий Word, конфликты версий шрифта). При наличии Google docs шрифтовые проблемы выглядят несущественными. 
"Уже сейчас команда МойОфис создает новую кроссплатформенную шрифтовую гарнитуру" — это про OpenType столько слов? Десктоп-шрифты, их веб-версии и интерфейсные версии, как мне всегда представлялось, не одно и то же...

Ответить

Куча шрифтов под Windows выглядит хреново. Хинтинг почти никто не умеет. Проблемы кажется были даже у знаменитых Roboto и PT Sans (в Маке ещё поставляется какая-то устаревшая версия). Под линукс вообще все шрифты выглядят хреново, хотя патенты на субпиксельный рендеринг уже давно прошли. Так что да, сделать что-то, чтобы нормально выглядело, подо все системы — это та ещё задачка. Правда, не знаю, сможет ли «команда МойОфис» переплюнуть тот же PT Sans (PT Serif, PT Mono и иже с ними).

2
Ответить