Важность soft skills: как «гибкие навыки» формируют нас и нашу жизнь

Мир стремительно развивается, а вместе с тем увеличивается количество коммуникаций, благодаря которым мы растём и достигаем результатов, получая опыт от взаимодействия с людьми. В этом нам помогают наши «гибкие навыки».

Мы решили подробнее разобраться и условно выделили 3 блока soft skills:

Личные навыки

Социальные навыки

Профессиональные навыки

Важность soft skills: как «гибкие навыки» формируют нас и нашу жизнь

«Гибкие навыки» очень важны, особенно если ты фаундер или предприниматель. Без них также невозможно заниматься нетворкингом, строить сообщества и эффективно взаимодействовать друг с другом, особенно в стартап-индустрии, где все движется быстро и необходимо принимать сложные решения.

Хорошо развитые soft skills дают пространство для реализации и если мы будем уделять этому внимание, все больше стартапов будут выходить из России на зарубежные рынки. Нетворкинг отлично помогает в этом вопросе, а на конференции по soft skills, которую проводит сообщество Heg.ai совместно с ФРИИ, можно ближе познакомиться с мнениями экспертов.

Мы пообщались с некоторыми из них и узнали, какие навыки, по их мнению, важны в каждом из трёх блоков. Поехали!

Первый блок: личные навыки. Как они влияют на твои взаимоотношения с миром

То, какими будут наши взаимоотношения с окружающими людьми, в первую очередь, зависит от нас самих. Здесь речь идет об осознанности и психологическом здоровье и такая вещь, как терапия, является важным инструментом в решении этого вопроса.

Ольга Китаина
Предприниматель, практикующий психолог и основательница сервиса по подбору психологов Alter

Soft skills — это навыки общего характера, не привязанные четко к какой-то профессии, связанные с личностными качествами и тем, как мы проявляем себя в своих хард скиллах.

Важным soft skill является эмоциональный интеллект, в широком смысле означающий возможность понимания и регуляции эмоций. В рамках эмоционального интеллекта выделяют нескольких компонентов: осознанность, саморегуляция, эмпатия, социальные навыки и мотивация. Мы поговорим про первые три.

Осознанность — способность понять собственные эмоции и потребности — необходимый навык в карьере, который, в том числе, нарабатывается в коммуникациях. Внимание к тому, что в этой коммуникации происходит, анализ своих чувств и эмоций, помогает глубже присутствовать в отношениях, выстраивать их в соответствии со своими ценностями и потребностями.

Помогает развить навык: ведение дневника, медитация/mindfulness, психотерапия.

Не бывает плохих и хороших эмоций и мы имеем право испытывать каждую из них. Но то, как мы впоследствии реагируем и как обходимся с пережитыми нами эмоциями, находится в нашей зоне ответственности. Саморегуляция помогает нам выражать эмоции подобающим для нас и ситуации образом. Развитие саморегуляции помогает развивать гибкость, адаптивность, навыки решения конфликтов.

Помогает развить навык: развитие осознанности, медитация, развитие коммуникационных навыков, развитие навыка принятия, селф-хелп инструменты, психотерапия.

Для того, чтобы выстраивать успешную карьеру, нам необходимо уметь понимать не только свои эмоции, но и эмоции собеседника, а также учитывать их. Это помогает реагировать в соответствии с ситуацией и выстраивать отношения с людьми. Для этого нам нужен навык эмпатии. Эмпатия бывает когнитивная (способность понять, что чувствует другой человек, как его чувства им движут) и эмоциональная (способность сопереживать другому).

Как развивать эмпатию: развивать навык слушания, представлять себя на месте другого, практиковать медитации доброты и принятия, психотерапия.

Виктор Савюк
Ангельский инвестор и ментор сообщества Heg.ai

К сожалению, я никогда не был на тренингах по soft skills, мне казалось, что это как-то неискренне, что ли. Я просто искал проблемы в своих коммуникациях и отрабатывал их, например, когда замечал, что мои поведение или речь раздражают собеседника.

Любая негативная реакция собеседника искажает смысл того, что вы хотите донести — человек просто слышит не то, что вы хотите сказать. С этими проблемами я столкнулся, когда начал работать в советах директоров и позже, начав заниматься эдвайзингом.

Когда ты не можешь приказать, когда есть всего 15-20 минут, чтобы убедить людей, негативная реакция собеседников на то, как ты говоришь, может иметь критическое значение. Донести свою мысль можно только будучи на позитиве.

Это тем более важно, когда собеседник владеет темой хуже тебя и не может понять глубины аргументов, а иногда и комментирует откровенно «не в тему». Попытавшись надавить или одернуть — получаешь эмоциональный сбой и человек совсем перестает воспринимать информацию, которая и так сложна для него. Как следствие, теряется доверие и это существенная проблема в профессиональной среде при формировании договоренностей.

Вот несколько советов для улучшения качества коммуникации:

  • Ищите проблемы в своих коммуникациях, которые вызывают негатив у собеседника и направьте фокус внимания на них. Для этого следите за реакцией людей на ваши слова, научитесь читать невербальные признаки раздражения или потери внимания;
  • Получайте обратную связь — узнавайте, так ли понял вас человек, как вы хотели. Вы будете удивлены, но в 1/3 случаях люди расскажут вам совсем не то, о чем вы им говорили. И это явный признак того, что вы не сумели донести свою мысль. Всегда анализируйте эти случаи, ищите свои ошибки в коммуникациях;
  • Уважайте собеседника, ищите у него положительные стороны. Можно технически освоить soft skills и вовремя кивать, улыбаться, даже синхронизировать позу и дыхание, это конечно даст вам некоторое преимущество. Однако ваша неискренность где-нибудь, да проглянет, она всегда будет чувствоваться и от этого общение не будет прозрачным.

Второй блок: социальные навыки. Какие качества позволяют нам эффективно коммуницировать с другими

«Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты» — наше окружение действительно оказывает огромное влияние на нас и наш майндсет. При этом важно уметь понимать, с какими людьми лучше выстраивать взаимоотношения и также не менее важно делать это не из корыстных побуждений, а быть искренним и конкретным.

Павел Хегай
Серийный предприниматель, основатель сообщества Heg.ai

Чтобы добиться грандиозных результатов, прежде всего важно понять, где ты сейчас находишься. На самообмане и иллюзиях далеко не продвинешься и прокачка soft skills начинается именно с понимания того, где я в данный момент нахожусь.

Самый простой и эффективный способ — это попробовать собрать небольшую обратную связь среди своих друзей и знакомых, чтобы понять, какой у тебя вообще уровень soft skills. Просто напишите им и спросите, на каком уровне скиллов, по их мнению, вы сейчас находитесь. В идеале это люди, которые чего-то достигли и которые вас мотивируют. В этот момент начинаешь узнавать о себе что-то новое и неожиданное и зачастую бывает так, что ты находишься в начале пути.

Я часто замечаю низкий уровень развития soft skills у русскоговорящих специалистов. В нашем сообществе есть люди с разным их уровнем развития, но мы настолько внутри окружены хорошими, талантливыми ребятами, что, общаясь с ними кажется, будто такие вокруг все. Потом выходишь вовне, сталкиваешься с грубостью и токсичностью и складывается ощущение, что людям это попросту не нужно.

Раньше почему-то не считалось необходимостью развивать навыки общения, и я думаю, дело в нашем менталитете. Базовым фактором того, что в России не особо развиты soft skills является Советский Союз, отсутствие конкуренции. Ведь если тебе не надо конкурировать — тебе не надо и убеждать, а достигать результат можно за счёт бюрократии и иерархии. Твоя задача сводится к другим навыкам и ты качаешь скиллы, но другие.

Такие навыки, как эмпатия, системность и умение доносить свои мысли, я считаю первоочередными в случае, если вы хотите улучшить свой навык коммуникаций с окружающими людьми.

Евгений Щербак
Co-founder и CBDO в 4xxi и Caesar.team

Общение с людьми и нахождение в социуме можно сравнить с ездой на авто: есть те, кто ездит 20 лет и делает это на неосознанно и те, кто присутствует в моменте и буквально учится водить каждый день. Очевидно, что 20-ти летний опыт вождения во втором случае будет более качественным.

То же самое можно применить к разным граням soft skills. Так, формируя свой запрос в коммуникациях с людьми, важно понимать его цель. Если у вас есть какие-то непроработанные проблемы, то другой человек не решит их, потому что вы показали только верхушку айсберга.

Чтобы добраться до истинной природы запроса, можно попробовать честно ответить себе на 7-10 углубляющих вопросов «почему». Зачастую ответ кроется в нашем подсознании. И то, что осело в нем в виде нерешенной проблемы в прошлом, деформирует наш запрос в настоящем.

Например, вы формируете запрос так: «Я не силён в переговорах». Задайте себе хотя бы 5 вопросов «почему», чтобы размотать клубок.

- Почему я неуспешен в переговорах?

- Потому что я не могу четко и логично отстаивать свою позицию.

- Почему это происходит?

- Потому что я не люблю вставать в оппозицию с кем-то и спорить.

- Почему?

- Потому что когда меня критикуют, я начинаю некомфортно себя чувствовать.

- Почему?

- Потому что мне хватает стойкости и уверенности.

- Почему?

- Наверное, потому что меня раньше в университете/школе/семье часто критиковали старшие и я привык закрываться и уходить от диалога.

Вот истинная природа запроса. Таким образом, изначально вы заявляете, что хотите добиться лучшего результата в переговорах, а принципиально хотите стать более целостной личностью, разобравшись со старым багом «избегать конфликтную ситуацию».

Такая задача не решится советом, типа «больше общайся и ты поймёшь, что это не страшно». Социальные навыки напрямую коррелируют с уровнем осознанности и самопознания. Поэтому, формируя свой запрос, строит задумываться о его природе и попытаться нарисовать траекторию причинно-следственной связи. Ведь зачастую социальные навыки — это не причина нашего успеха в жизни, а скорее следствие успешно проработанных внутренних моментов.

Третий блок: лидерские и менеджерские качества. Что помогает нам в построении карьеры и команды

Soft skills используются в работе и это про умение вести за собой людей и формировать крепкие взаимоотношения внутри команды. Фокус направлен на долгосрочный результат и если вы говорите то, что думаете, с заботой относитесь к людям — вероятно, у вас получится крепкая команда и это также позволит вам строить долгосрочные отношения в дальнейшем.

Диана Кодоева
Топ-менеджер, специалист по клиентскому сервису и ментор сообщества Heg.ai

Все начинается с открытости и доброжелательности. Важно видеть в другом человеке потенциал, а значит, отсюда может складываться позитивное развитие событий. В своей работе я придерживаюсь именно таких принципов. Если ты изначально относишься к миру и к людям с недоверием, то всюду найдешь этому подтверждение. Развитие soft skills легче дается тем, кто открыт миру и настроен доброжелательно.

Как менеджер, изначально я вижу в людях потенциал и моя задача заключается в том, чтобы человек в нем раскрылся максимально. Отсюда формируется все мое взаимодействие с ним и система мотивации.

На доверии гораздо проще и эффективнее строить команду, ведь ты, как лидер, можешь направить всю свою энергию в нужное русло.

Сейчас в моей команде более 80 человек, мы работаем удаленно и продолжаем активно расти. Я не слежу за каждым их шагом и не испытываю тревожности по этому поводу.

Если выстраивать систему мотивации на недоверии, атмосфера в команде не будет органичной: в системе штрафов, контроля и ограничений, производительность сотрудников составляет не более 30%. И наоборот, при создании условий максимальной вовлеченности, люди могут вас удивить своей результативностью. Задача лидера как раз в этом и заключается — помочь человеку максимально проявить свой потенциал и, тем самым, прийти к успеху.

Вера в людей, доброжелательность и открытость — важнейшие аспекты в вопросе построения крепкой команды и успешного бизнеса.

Даша Мигналиева
Co-founder и ex-CMO CINEMOOD, Adviser и ментор в IT компаниях и стартапах

Мне кажется, что лидерство во многом «зашито» на нашем уровне ДНК. На подсознательном уровне люди чувствуют заложенный в тебе потенциал. При этом лидерские и менеджерские качества можно в себе развить. И в этом отлично помогут такие навыки, как воспитания себя, управление вниманием и адаптивность.

Невозможно быть успешным менеджером, если ты не умеешь управлять собой.

Существует иерархия задач, которая состоит из трех этапов: сначала ты учишься управлять собой, потом командой и далее продуктом.

С учетом нашей современности, где у нас есть буквально 4-5 секунд, чтобы заинтересоваться увиденной информацией, способность концентрироваться вышла на первый план и обогнала по важности умение управлять временем и энергией.

При всем этом темпы жизни ускорились и важно уметь быть адаптивным, чтобы уверенно себя чувствовать независимо от того, что происходит в вашем окружении. Это часто коррелирует с психологической устойчивостью и самооценкой, а также с пониманием своих границ и умением их отстаивать.

А еще необходимо частенько задавать себе вопрос: «А что хочет другой человек?» Это здорово помогает в выстраивании команды и в понимании того, как коммуницировать с сотрудниками и партнерами. Вообще тема менеджмента очень коррелирует с лидерством. Ведь лидер – это человек, за которым готовы идти люди независимо от того, хочет он этого или нет, поскольку это уровень энергии.

Три шага, которые можно сделать прямо сейчас, чтобы начать развивать свои «гибкие навыки»

Развитие soft skills — процесс сложный и непрерывный, который в будущем, несомненно, принесет свои плоды в виде повышения эффективности и производительности. «Гибкие навыки» невозможно развить в теории, только на практике.

Для этого определите для себя три ключевых момента:

1. Соберите небольшую обратную связь от ваших друзей по поводу того, на каком уровне soft skills, по их мнению, вы находитесь;

2. Определите для себя, в каком блоке вам следует сделать упор;

3. Найдите инструменты, с помощью которых вы сможете достичь результатов.

Сообщество Heg.ai дает отличную возможность для того, чтобы построить сильное окружение и улучшить свои навыки soft skills благодаря общению с качественными людьми.

Подробнее узнать о том, как важен нетворкинг можно в наших блогах Инстаграм и Телеграм.

2727
9 комментариев

Спасибо статья полезная!

2
Ответить

Очень понравилась статья, пишите ещё)

2
Ответить

Ну и срань.
Почему я должен серьёзно относиться к работе, за которую мне платят так мало, что хватает только на еду и аренду жилья? Почему вы лезете в мою личную жизнь и задаёте вопросы по поводу моих личных качеств? Почему вы держите на работе психологинь, эффективность тренингов которых не доказана и вряд ли может быть доказана? С чего вы взяли, что психология работает? Пираты тоже вымерли от глобального потепления?

1
Ответить

Да, кстати, эмоционального интеллекта не существует.

https://www.inc.com/quora/its-time-to-stop-talking-about-eq-because-it-doesnt-actually-exist.html

Ответить

Базовым фактором того, что в России не особо развиты soft skills является Советский Союз, отсутствие конкуренции.

В СССР были конкурирующие конструкторские бюро, как минимум - в электронике, авионике и военной сфере и их руководители вполне себе соревновались в предоставлении наилучших решений.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить