5 главных принципов тайм-менеджмента, которые повысят вашу эффективность на 300+%!

5 главных принципов тайм-менеджмента, которые повысят вашу эффективность на 300+%!

Сегодня мы будем говорить об искусстве управлять собственным временем. И начать тему хотелось бы с такой фразы: увы, мы все не бессмертны. 24 часа в сутки и у вас, и у Илона Маска, и у Билла Гейтса. Только вы решаете, что делать с этим временем — эффективно провести его или потратить впустую.

В этой статье я, Севальнев Дмитрий, хочу поделиться авторской методикой управления временем. Расскажу о пяти важных принципах, внедрение которых поможет вам стать минимум в 3 раза эффективнее.

Наши цели

Многие люди привыкли оправдывать себя тем, что тайм-менеджмент — это сложно или даже бессмысленно, кто-то не может найти время на его освоение. Сегодня мы разберем, что это за зверь и с чем его едят. Научимся грамотно распоряжаться своим временем и выполнять такие цели:

  • Будем успевать то, что нам нужно.
  • У вас появится больше свободного времени.

То есть всё, о чём я буду сегодня говорить, будет приводить к тому, что свободное время будет прибавляться, но при этом вы будете успевать всё, что запланировали. Возможно, в первое время будет казаться, что планирование занимает слишком много времени, но эффект от этого перекроет данное ощущение.

5 главных принципов тайм-менеджмента, которые повысят вашу эффективность на 300+%!

Вопрос «А как ты всё успеваешь?» мне задают достаточно часто. Наверняка он не раз звучал и в вашу сторону. Так вот, всё успеть невозможно, важно успеть сделать то, что действительно важно.

Немного обо мне

Я — Севальнев Дмитрий, основатель и евангелист сервиса для профессионалов в SEO и интернет-маркетинге «Пиксель Тулс», совладелец агентства «Пиксель Плюс». Кроме того, я являюсь основателем канала «FILL UP» — ресурс по развитию и мотивации.

5 главных принципов тайм-менеджмента, которые повысят вашу эффективность на 300+%!

Как не пропускать наши вебинары и быть в курсе новостей?

5 принципов тайм-менеджмента

Список важнейших принципов, которые помогут грамотно распределять время и быть максимально эффективным, звучит следующим образом:

  • Планы на день и неделю. Бюджетирование времени.
  • Принцип «помидорок».
  • Принцип «офлайн».
  • Фиксация задач, декомпозиция и SCRUM.
  • KPI и шаблон приоритизации.

Сегодня мы подробно обсудим каждый поинт.

1 принцип. Планы на день, неделю. Бюджетирование времени

Начнем с терминологии, подробного объяснения понятий, расскажем о целесообразности и целях планирования и бюджетирования.

Что такое бюджетирование?

В тайм-менеджменте под понятием «бюджетирование» подразумевается выделение временного интервала на решение задач заданного типа (проект, спорт, социальные сети, рутинные занятия и т.д.). Предположим, у вас есть календарь. Вы планируете на сегодня какие-то занятия — просмотр фильма, пробежка, спорт, ведение соц. сетей и другое. Если у вас плюс-минус определены эти интервалы, значит, вы выделяете для конкретного занятия некий слот или временной бюджет.

5 главных принципов тайм-менеджмента, которые повысят вашу эффективность на 300+%!

Если вы хотите учить английский язык или у вас одновременно в работе 40 проектов, можно распределить и спланировать, сколько времени тратить в течение недели на каждый подобный пункт.

Планы на день, неделю

После того, как вы разобрались с бюджетированием, составляем план на день и, соответственно, на неделю. Нужно сказать, что ежедневный и недельный план зависят друг от друга. Для примера приведу свой календарь:

5 главных принципов тайм-менеджмента, которые повысят вашу эффективность на 300+%!

Я его немного подкорректировал, чтобы скрыть какие-то личные и сокровенные истории, но в целом — это реальный распорядок на текущую неделю, по которому я живу. Например, на 5 августа у меня был запланирован вебинар, для проведения которого я выделил около часа. По сути, это прозрачный, честный и искренний подход. Если вы хотите заниматься спортом, то это не какая-то абстрактная история — вы должны наметить день недели, конкретное время, когда вы будете бегать или пойдете в зал и т.д. Если у вас есть в работе проект, вы должны понимать, сколько времени и в какой день вы планируете потратить на него. Например, вы можете выделить первый час после прихода в офис на развитие новых проектов.

Важный совет. Размещайте важные и наиболее значимые задачи вверху списка, работайте над ними в начале рабочего дня. Считается, что в это время сила воли находится в пиковой точке.

По большому счёту, мы просто фиксируем все типы задач, которые есть на неделе. Предположим, у вас какой-то проект, по которому есть сотня задач, которые вы планируете сделать. Они будут определяться отдельно, но в рамках конкретного временного слота. Пока назначенное время не наступило, вы об этом проекте вообще не думаете, как будто его вовсе нет. Начать можно просто с фиксации фактического расписания — пропишите в графике, что вы делаете, и старайтесь не выделять под одно занятие более двух часов.

Как начать планировать?

Признаюсь, мне было очень тяжело. Очень долго думал, читал много книг по планирования. Когда я пришёл к этому, то понял, что у меня появилось в 2 раза больше свободного времени. Но обо всём по порядку!

Как начать планировать:

  • Зафиксируйте своё текущее расписание, как оно есть.
  • Добавьте в календарь все важные типы задач: спорт, отдых, задачи по развитию, рабочие проекты.
  • Комбинируйте типы задач для эмоциональной разгрузки, рекомендую делать блоки по 2-3 часа.
  • Минимальный слот — 15 минут. Например, в моём расписании много пятнадцатиминутных встреч — этого времени вполне достаточно для общения с командой и обсуждения курса действий.
  • Оптимизируйте. Сокращайте время на рутину, выделяйте дополнительные слоты под развитие и интересные задачи.

На самом деле, это гораздо проще, чем кажется. Почему я противился планированию в самом начале? Казалось, что придётся крутиться как белка в колесе, чтобы успевать все дела из намеченного плана. В реальности оказалось ровно наоборот — я чётко понимал, что, когда и в какой слот нужно делать, в результате чего появилась масса свободного времени. Например, я планировал что-то делать час, а успел за полчаса — соответственно выиграл 30 минут и они свободны.

Почему план работает?

Для себя я объясняю это так. Представим две ситуации — картинка слева и картинка справа. Вы пошли в магазин и перед вами стоит задача: нужно набрать 1 кг моркови, 2 кг фасоли и 3 кг перца.

5 главных принципов тайм-менеджмента, которые повысят вашу эффективность на 300+%!

С помощью какой картинки вы сможете быстрее набрать овощи? Логично, что удобнее это сделать на иллюстрации, расположенной с левой стороны. Времени на сбор нужных продуктов с правой картинки потребуется в несколько десятков раз больше. Во втором случае вы также будете заняты, будете трудиться над задачей, но это отнимет больше времени и сил, а в голове будет полнейший сумбур.

2 принцип. Принцип «помидорок»

Если у вас есть план — это уже круто, но с применением второго принципа станет ещё легче. Более того, бывает так, что плана нет и работают только «помидорки». Формулировка здесь максимально простая — мы выделяем слот на решение какой-либо задачи — 20-25 минут — и фокусируемся только на ней, без отвлекающих факторов. Нужно исключить социальные сети, музыку, телефонные звонки, мессенджеры и т.д. Как бы там не говорили, но все мы однозадачные. В реальности человек не может делать несколько дел одновременно без потери качества.

Попробуйте сейчас продолжить чтение статьи, параллельно думая об Эйфелевой башне и планах на этот вечер. Одновременно всё сделать не получится. Придётся переключаться и, соответственно, терять эффективность.

После каждой «помидорки» на 20-25 минут нужно делать небольшой отдых по 3-5 минут. То есть, сделали задачу — получили награду, несколько минут заслуженного отдыха. Каждая такая «помидорка» должна начинаться с чётко поставленной определенной задачи.

Примеры:

5 главных принципов тайм-менеджмента, которые повысят вашу эффективность на 300+%!

Фиксировать задачи можно в любом задачнике, в конце я дам ссылки на некоторые. Лучше всего работает логическая декомпозиция (разбивка) задач на составные части. Ну и разбивка вам также пригодится для приоритизации, об этом будет говорить позже. В реальности практически все задачи можно разбить на блоки от 20 до 40 минут.

Почему «помидорки» работают?

Принцип работает, потому что разбивается иллюзия многозадачности. Исследования говорят о том, что попытка делать два и больше дел одновременно существенно снижает эффективность работы.

5 главных принципов тайм-менеджмента, которые повысят вашу эффективность на 300+%!

Есть много мемов, когда, например, водитель маршрутного автобуса курит, при этом собирает деньги за проезд, управляет машиной и отвечает на сообщение в мессенджере. Но по факту он ни на чём не сконцентрирован. Не стоит забывать, что в это время он ничего не создаёт и, по сути, занимается пустяками (это не относится только к вождению). Что касается задач, требующих вашего творческого напряжения — невозможно делать их качественно, просто потому что так устроен наш мозг.

3 принцип. Принцип «офлайн»

Есть следующая проблема, что вот эти «помидорки» (принцип №2) и максимальная концентрация на одной конкретной задаче не работают только при строгом соблюдении правила «оставаться офлайн». Согласно нашему третьему принципу, вы должны полностью отключиться от внешних раздражителей:

  • поставить телефон на беззвучный режим, включить «не беспокоить»;
  • выйти из всех мессенджеров, программ сбора почты и социальных сетей;
  • исключить другие отвлекающие факторы, например, музыку, шум.

Не лишним будет поставить на стол табличку с надписью «Я фигачу», чтобы коллеги понимали, что у вас по графику «помидорки», так что подходить к вам сейчас не нужно. Это вполне распространенная практика и нормальная договоренность во многих компаниях.

5 главных принципов тайм-менеджмента, которые повысят вашу эффективность на 300+%!

В реальности люди ведут себя так, как будто за 20-25 минут произойдёт что-то такое, что требует от них молниеносной реакции. Если пришел e-mail, человеку хочется отвечать немедленно. Если прозвенел сигнал о новом сообщении в мессенджере, медлить нельзя — нужно прямо сейчас узнать, кто это. На самом деле, такая срочность часто не оправдана.

5 главных принципов тайм-менеджмента, которые повысят вашу эффективность на 300+%!

В идеале, длительность режима «офлайн» — 2-2,5 часа. Я являюсь руководителем, в нашей компании более 100 человек, много проектов, поэтому на своем опыте могу сказать, что принцип работает. Я концентрируюсь на каком-то проекте, занимаюсь аналитическим анализом. По окончании установленного времени «офлайн» спокойно начинаю реагировать на внешние раздражители — отвечаю на e-mail, звонки, сообщения в мессенджерах. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на пустяки, вы не находите? Нужно делать какие-то значимые вещи.

Почему принцип «офлайн» работает?

На самом деле, всё понятно. Максимальная концентрация и интерес к решению конкретной задачи, вы не отвлекаетесь, а просто делаете то, что нужно.

5 главных принципов тайм-менеджмента, которые повысят вашу эффективность на 300+%!

Люблю такие картинки — фотки с тусовок, когда все вместо того, чтобы общаться друг с другом вживую, сидят в телефонах. Я считаю, что, если уж встретились, то давайте общаться здесь и сейчас, получим удовольствие от офлайн общения, а всё остальное отложим на потом.

4 принцип. Фиксация задач, декомпозиция и SCRUM

Этот принцип очень сильно выручает лично меня. Нужно фиксировать все задачи в одном едином списке! Я понимаю, что это звучит как-то больше для айтишников, поскольку многие люди ссылаются на то, что им негде записывать. Найдите себе какой-то TO DO лист, например, в мобильном телефоне, позже я дам несколько программ, которые использую сам.

Нужно ли фиксировать задачи?

Проблема состоит в том, что люди никак не фиксируют свои идеи и задачи. Это приводит к тому, что на практике человек не может вспомнить хотя бы 10 своих каких-то целей или примеров из жизни, подтверждающих что-то. Есть такая интересная книга «Думай медленно, решай быстро», в которой поднимаются парадоксальные вещи. К примеру, если вас попросят перечислить 5 примеров собственной пунктуальности, и вы их быстро вспомните, то убедитесь в том, что вы действительно пунктуальны. Если попросят вспомнить 12 и вы их вспомните с трудом, то будете уже менее уверены в своей пунктуальности.

Это связано с тем, что мы не можем вспомнить 10 или 12 примеров сходу. Например, у меня в каждом проекте десятки, а, бывает, и сотни идей. Если я это не буду записывать, то не буду знать, что делать в конкретный момент. Нужно понимать, что многие идеи и мысли попадают в нашу голову случайным образом — какой-то нейрончик оказался чуть более активен, возбудил какое-то воспоминание, которое хранится. Я всегда смотрю с большой грустью на людей, которые просто убивают своё время. У нас всего несколько десятков лет активной жизни, в сутках всего 24 часа, нельзя их попросту пустить на ветер. Давайте записывать всё, что мы хотим сделать и, когда у нас будет хотя бы пару свободных минут, будем начинать это делать.

Интересно! Есть писатель (имя, к сожалению, не помню), который написал целый роман в то время, пока ждал свою жену. То есть, он писал свою книгу в прихожей каждый раз, пока она одевалась, собиралась, пудрила носик.

Где фиксировать задачи?

Для этих целей подходит любая CRM-система — Битрикс24, Мегаплан, есть и бесплатные. Самые популярные — Todoist, TickTick, KanbanFlow (о ней я расскажу сегодня более подробно) и другие. KanbanFlow внешне очень похож на Битрикс24, в котором я работаю.

5 главных принципов тайм-менеджмента, которые повысят вашу эффективность на 300+%!

Все задачи фиксируются в некоторую колонку, в которой вы просто описываете всю задачу, чтобы потом было просто разобраться — что делать, в какой очередности и т.д.

5 принципов фиксации задачи

  • Используйте шаблон для название каждой задачи, чтобы быстро их находить и хорошо ориентироваться:основной KPI, который вы хотите улучшить;суть задачи (не менее 5 слов) — важно максимально четко сформулировать, в чём состоит задача;сложность в баллах — позже я расскажу, как именно расставлять эти баллы.
  • Все задачи изначально попадают в колонку Backlog — некий общий список, в котором фиксируются абсолютно все идеи.
  • Фиксируются все идеи. Это ключевой принцип.
  • В канбан-доске поддерживается порядок.
  • Применяйте возможность автоматизации и ускорения. Круто, если вы автоматом будете отправлять себе задачи на электронную почту.
5 главных принципов тайм-менеджмента, которые повысят вашу эффективность на 300+%!

Помню время, когда у меня были какие-то разрозненные списки, задачи, куча идей, все они были записаны в самых разных местах. Когда я начал фиксировать все задачи в единой канбан-доске, то оценил, насколько это круто.

3 главных идеи декомпозиции

Прежде чем решать какие-то сложные задачи, важно научиться их декомпозировать. Тяжелые задачи, как правило, сложно начать решать — они обычно неоднозначные, по ним сложно оценить сложность и т.д. Какое решение? Нужно разбить задачу на составные части. Чем они будут меньше, тем лучше. Другими словами, глобальную задачу нужно поделить на несколько «помидорок» по 20-25 минут. В рамках этих двадцатиминутных итераций мы можем решить самую сложную задачу — написать книгу, сдать какой-то важный проект, провести вебинар и т.д. Действуем по чек-листу: у вас есть задача, вы знаете, из чего она состоит.

Пример декомпозиции:

5 главных принципов тайм-менеджмента, которые повысят вашу эффективность на 300+%!

У вас есть сложная задача (их еще называют большими жирными жабами) — допустим, проведение вебинара для FILL UP. Нужно понять, какая будет тема, какие этапы подготовки, когда это будет. Я разбиваю «жабу» на маленькие мушки, которых можно с легкостью похлопать:

  • Определить тему и тезисы (объём).
  • Определить дату и сделать анонс.
  • Составить шаблон для презентации.
  • Составить структуру для тезисов.
  • Презентация: часть 1 (тезис 1).
  • Презентация: часть 2 и т.д.

В результате, вот такими блоками по 20-25 минут я незаметно для себя сделал целый вебинар, печатную версию которого вы сейчас читаете. Если вы тоже хотите записать какое-то обучающее видео, провести вебинар, для этого не нужны какие-то сверхусилия. Надо просто понять, из каких составляющих состоит ваша задумка. Кстати, первая ваша задача, на которую нужно будет потратить те самые 20-25 минут — это как раз определение того, что вы хотите сделать. Второй «помидоркой» будет разделение на мелкие задачи.

Level Up: переход на SCRUM

SCRUM — самый крутой метод управления проектами. Сегодня мы не будем подробно на нём останавливаться, у нас была трансляция по этой теме. Краткий смысл заключается в следующем:

  • Каждую задачу вы оцениваете по баллам — чем выше балл, тем больше времени уйдет на решение, тем больший уровень сложности. 1 балл — 10 минут, 2 балла — 20 минут. Рекомендация — не более 4 баллов, оптимально — 2-3.
  • Сложные задачи необходимо декомпозировать и обязательно планировать расписание на неделю.
  • Основные колонки в канбан-доске: Backlog (исходный список), Декомпозированные, Спринт, В работе (1 задача).

В конце недели будет легко подсчитать, насколько круто вы продвинулись по какому-то конкретному проекту. У меня получается за одну неделю в среднем продвинуться на 50 баллов.

Почему SCRUM работает?

Он объединяет в себе несколько идей — фокусировка только на одной задаче. Вы планируете, все задачи ставятся по принципу SMART, точно ясна цель, по списку задач есть дедлайн.

Яркая иллюстрация важности дедлайна:

5 главных принципов тайм-менеджмента, которые повысят вашу эффективность на 300+%!

На поисковый запрос «написать курсовую работу» Яндекс делает логическую сортировку по времени. Самый частый запрос «за ночь», а вот вариант «за неделю» находится в конце списка. У курсовой работы есть дедлайн — в этом ее магия. Если мы будем устанавливать для себя какой-то конечный срок, это сыграет свою положительную роль.

5 принцип. KPI и шаблон приоритизации

Пятый пункт крайне важен. Он как пятый палец на руке, с помощью которого мы при необходимости может сжать руку в сильный кулак и дать максимальный буст эффективности. Это история, которая называется приоритизацией.

На самом деле, у любой задачи должна быть цель. То есть, любые ваши действия должны приводить к конечной цели, которая состоит из каких-то KPI — ключевых показателей эффективности.

Если мы говорим о KPI, который улучшает нас, он состоит из пяти компонентов:

  • Здоровье и уровень энергии.
  • Счастливые взаимоотношения.
  • Работа: нужная и важная. Быть номером один.
  • Финансовая независимость.
  • Самоактуализация (развиваться в соответствии с ожиданиями).

От большинства задач, на мой взгляд, который приходится делать человеку в течение дня, можно отказаться, потому что они не дают никакого роста.

Для приоритизации я использую этот шаблон:

5 главных принципов тайм-менеджмента, которые повысят вашу эффективность на 300+%!

Каждую задачу я оцениваю, исходя из того, какой профит она дает. В первой колонке записываю саму задачу, во второй указываю ссылку, дальше её статус, оценка сложности и какой рост KPI она может дать. Взвешивая рост KPI и сложность, можно отсортировать задачи от менее важным к более важным.

Скопировать шаблон себе (приоритизация личных задач по 5 KPI).

Почему приоритизация работает?

На мой взгляд, до 99 процентов идей и задач, которые мы делаем, не дают численного и измеримого эффекта на рост KPI. Цифры взяты не с потолка. Возьмём для примера один из проектов, над которым мы работаем в Пиксель Тулс — реализуем до 100 задач в месяц.

Реальные улучшения показателей KPI, которые нам важны как авторам и владельцам проекта, работают в 1-2% случаев.

То есть, только 1-2% задач дают какой-то значимый численный профит, всё остальное мы просто делаем. У нас адски забит весь SCRUM, мы фигачим, но только 2% принесут результат. Сам говорю и не верю, но это факт. У лучших команд этот процент бесполезных задач снижается до 80%. Получается, они делают только 80% бесполезных заданий, всё остальное — рутина. Чтобы снизить процент, важно использовать приоритеты — необходимо понять, какая задача важнее и что она даёт.

Как сравнить личное и рабочее?

Использование шаблона помогает сравнить личное и рабочее. Как это можно сделать:

  • С помощью предложенной системы из 5 KPI можно сравнивать задачи разного типа. Установите «вес» каждого KPI, актуальный для вас на текущий момент. Например, финансовая независимость в 3 раза выше, чем самоактуализация — вы можете отразить это в самом шаблоне, поставив на финансовую независимость 60%. Тогда задачи, дающие прирост этого KPI, будут иметь больший приоритет.
  • Для приоритизации задач в рамках разных типов (слотов) удобнее использовать разные шаблоны в Google Docs.
  • Обновлять список задач рекомендуется перед планированием спринта.

Интересно, что вы можете иметь несколько приоритетов в рамках каждого типа задач, так как KPI от каждого вида деятельности может быть разным. То есть, если вы уделяете час спорту, там могут быть какие-то KPI — численно измеряемый показатель, которого вы хотите добиться как спортсмен.

Используйте уже сегодня

Вот прямо сейчас отложите всё, в том числе прочтение этой статьи, зарегистрируйтесь на KanbanFlow или откройте любую другую доску, где можно фиксировать задачи. Скопируйте шаблон приоритетов, заполните текущими идеями и задачами backlog. Перенесите все задачи в шаблон и оцените их по уровню профита. Проанализируйте, зачем вы делаете задачу и насколько она сложная. Проведите сортировку и делайте только те задачи, которые будут давать вам результат. Возьмите свою первую «помидорку» в работу!

Подытожим

Я рассказал о 5 принципах. Если вы будете использовать их эффективно, будет проще искать внутреннюю мотивацию. Вы будете понимать, что сами хотели делать этот конкретный блок задач, и каждая из них будет давать максимальный рост KPI.

Обязательно подписывайтесь на наш канал в Телеграм, также у нас есть канал в Яндекс.Дзен.

5 главных принципов тайм-менеджмента, которые повысят вашу эффективность на 300+%!

Если всё, что я рассказал, является полнейшим шоком, и вам трудно начать сразу всё делать по-другому — пожалуйста, начните с одного принципа, который вам наиболее близок, кажется самым крутым и понятным. Это может быть план идей на неделю, принцип «помидорок», «офлайн», фиксация всех задач в едином списке, ведение файлов приоритетов. Каждый из этих принципов можно и нужно реализовывать отдельно и они будут давать свой профит и результат.

Вспомогательные материалы

5 главных принципов тайм-менеджмента, которые повысят вашу эффективность на 300+%!
1818
8 комментариев

Господи, какая банальщина. Эти ваши "помидорки" и прочее уже разжеваны и пережеваны и известны всем, кто так или иначе занимается каким-либо менеджментом.
Как будто учебник прочитал для 1-го курса университета. 

5
Ответить

Это то, с чего может начать каждый прямо здесь и сейчас. Если у вас есть другие такие же простые, но не менее эффективные способы, поделитесь ими. С удовольствием опробую, учиться можно вечно :)

3
Ответить

Уже не первый раз на разные статьи читаю похожие комментарии. Вы такие странные, если вы уже знакомы с этой информацией, это не значит, что другие тоже. Мне была полезна статья, информация интересная

Ответить

По мне - люди разные. Кто-то (условный программист, аналитик) легко разложит большую задачу на мелкие, назначит приоритеты и составит план. А кто-то (условный писатель, гуманитарий) - нет.  Нет общей пилюли. Полезно знать разные техники и собрать набор под себя.  Я во многом согласен с Дмитрием. Но слабо представляю для себя лично ведение таблицы с 5 KPI - я точно не смогу грамотно проставить веса. Пробовал, для меня это не работает. Также я сторонник теории, что в день у нас есть 2 пика продуктивности. У каждого свой график. В этот момент мы горы свернем. А вот работать по 6-8-10 часов с одинаковой степенью вовлечения и продуктивности, на мой взгляд, утопия.

2
Ответить

Общеизвестно, что тайм-менеджмент в чистом виде не работает, а только вредит. Еще в 80-х американский консультант по программной инженерии Том Демарко утверждал, что не стоит ограничивать все жесткими временными рамками. А зацикливание на "продуктивности-эффективности" приводит к тому, что человек не отдыхает вовсе и еще больше устает от внутреннего контроля.

1
Ответить

Люди разные, кому-то очень подойдут такие инструменты, кому-то нет.

Ответить