Собрать AR-версию Hyundai NEXO за 10 дней в ОАЭ и не сгореть

Я — Михаил Гайдамака, креативный продюсер и основатель студии интерактивных медиа Gaidamaka.pro. А еще я люблю профессиональные челленджи. Расскажу, как мы строили AR-модель Hyundai NEXO для выставки Future Mobility в ОАЭ, сохраняли спокойствие и матерились про себя

Зачем мы в это вписались

Так выглядела AR-инсталляция в Абу-Даби, о которой пойдет речь

С помощью инструментов дополненной реальности клиент хотел показать посетителям выставки, как устроен водородомобиль Hyundai NEXO изнутри. И выиграть борьбу за внимание в условиях конкуренции с новыми моделями Tesla и BMW. Агентство 24TTL искало подрядчика, который соберет AR-презентацию в рекордные сроки, за 10 дней, а еще запустит настроит ее работу на выставке в Абу-Даби.

Нашли нашу студию, как это часто бывает, по сарафанному радио. До сих пор для нас это важный источник клиентов. Спасибо репутации: за 11 лет карьеры — ни одного сорванного проекта, все всегда запускалось вовремя. Это особенно ценится в индустрии ивентов: в тот момент, когда мимо стенда пройдут самые важные персоны, все должно работать. Застройщики, декораторы, прокатчики медиаоборудования могут нечетко соблюдать график. Но медиаконтент — последний в цепочке и должен всегда быть запущен в срок. Мы с этим справляемся.

Идеальный продюсер проекта, на мой взгляд — человек, который всегда думает, что может пойти не так, но не теряет головы при постоянном внутреннем переборе вариантов возможного провала. Что-то может сломаться, не запуститься, не доехать, затормозить, отвалиться, упасть. Моя главная продюсерская задача — эти риски минимизировать. А если риск срабатывает, сразу же предложить решение — «а мы сделаем вот так».

Здорово, что в этой задаче клиент сразу понимал, что хочет. Нам показали конкретные референсы и сказали: хотим показать машину на просвет. А еще важно донести, что она питается свежим воздухом, а вместо выхлопных газов из трубы капает питьевая вода.

Водородомобиль Hyundai NEXO. Красивое (с)  М. Гайдамака
Водородомобиль Hyundai NEXO. Красивое (с)  М. Гайдамака

Очень хотелось попробовать новую интересную технологию, поэтому мы решились взять проект с таким близким дедлайном. Импонировало, что с помощью AR тут никто не пытается казаться, пускать пыль в глаза. Просто способствуют принятию взвешенного решения, показывают все, как есть: вот топливный элемент, вот батарейка, вот движки, а тут вместо газа выходит вода. По-моему, идеально.

Предварительные работы в России: адаптация чертежей, выбор платформы и целевого устройства

Клиент передал нам тяжелые инженерные 3D-чертежи автомобиля. Нужно было оптимизировать 3D-модель на их основе к ограничениям мобильных устройств, которые будут использовать представители компании на стенде. Целевым устройством выбрали передовой планшет iPad Pro.

Для срочных проектов с дополненной реальностью мы предпочитаем устройства Apple. У них удобный для разработчиков API ARKit, с которым мы работаем через Unreal Engine.

Несмотря на то, что большинство разработчиков выбирает Unity, наш окончательный выбор — Unreal. Это передовой и стремительно развивающийся движок с открытым исходным кодом, который позволяет быстро себя кастомизировать под нестандартные задачи. А сильная сторона техники Apple — хорошая совместимость между устройствами — именно это спасло судьбу проекта чуть позже, когда планшеты внезапно заменили.

3D-чертежи, которые мы получили от заказчика
3D-чертежи, которые мы получили от заказчика

Адаптация чертежей потребовала порядка 60-ти часов, уложенных в пять напряженных дней. Сложность состояла в том, что для сдачи работы в срок нужно сразу учитывать ограничения производительности мобильных устройств. На «перебор» вариантов времени нет. В такой ситуации все должно срабатывать без лишнего обдумывания, практически на рефлексах. Справится только опытный специалист.

ОАЭ: установка, отладка. Тысяча и одна неполадка

Для запуска я прилетел в ОАЭ. Первое личное впечатление от Дубая — все вокруг будто ненастоящее.

Например, вдоль дороги из аэропорта посажены деревья. Они не приспособлены к жизни в этом климате и за пару лет сгорают. Их сразу же заменяют. Посреди пустыни — снежная гора под куполом, искусственные озёра. Рядом — самое высокое здание в мире. Вокруг агрессивное потребление: отведайте капучино, посыпанный пищевым золотом. Как по мне, пускай оно лучше пойдет на медицинские приборы, чем покроет меня изнутри.

На месте нас ждало несколько сюрпризов. Во-первых, вместо iPad Pro нам выдали версию начала 2018 года, ориентированную на учебные заведения. Возможно, желание сэкономить или невнимательность к спецификации. Это устройство могло выделить для работы приложения не 2 Гб оперативной памяти, а 600 Мб — в три раза меньше. Но в таких случаях не выпендриваешься, а делаешь все возможное для успеха мероприятия. Пришлось срочно оптимизировать программу под него.

Во-вторых, как это часто бывает в ивент-индустрии, график запуска сдвинулся. Автомобиль, нужный нам для калибровки AR-приложения, оказался на площадке не в 11 утра, а в 5 часов вечера — всего за 14 часов до открытия выставки. Что ж, за это время мы хорошо посидели на берегу. Наработанное опытом спокойствие помогает принять обстоятельства, которые не можешь изменить. Начинает трясти, колотить — сажаешь ресурс, который потребуется позднее. И только годы, проведённые в профессии, позволяют реагировать на такие сюрпризы очень спокойно.

В-третьих, выяснилось, что разработчики Unreal Engine допустили несколько ошибок в линейной алгебре, связывающей новую версию движка и ARKit от Apple. С помощью математических преобразований в AR-движке задают ориентацию пространства и повороты объектов. В новом релизе Unreal Engine координаты обрабатывались неправильно, поэтому физическое пространство, пространство камеры и пространство интерактивной сцены не совпадали.

Так вечером перед выставкой мы обнаружили, что трёхмерный объект в приложении не совмещается с реальным автомобилем. А откат на старую версию движка, в которой всё работало корректно, был невозможен: организаторы только что обновили операционную систему (iOS) планшета, и наше программное обеспечение, собранное на предыдущей, просто не запускалось.

Нестыковочка
Нестыковочка
Нестыковочка №2
Нестыковочка №2

Поиск решения через официальные каналы поддержки разработчиков окончился ничем. Поэтому мы угадывали потерянные кем-то коэффициенты прямо на площадке. Компьютер разработчика, на котором происходила сборка приложения, находился за 5000 км. Компиляция исполняемых файлов занимала около 20 минут. Еще 20 минут я скачивал новую версию программы по очень медленному мобильному интернету прямо у выставочного стенда в Абу-Даби. Затем модель проверялась и подбор коэффициентов повторялся заново.

6 часов до открытия — и ничего не работает. Решение этой проблемы заняло всю оставшуюся ночь. Происходящее напоминало ручную стыковку двух спутников на очень далёкой орбите — скажем, Марса. За полтора часа до официального начала мероприятия приложение заработало.

Чем все закончилось

Собрать AR-версию Hyundai NEXO за 10 дней в ОАЭ и не сгореть

AR-модель водородомобиля Hyundai NEXO пользовалась огромной популярностью на выставке и заинтересовала даже членов королевской семьи. По количеству оказанного внимания выставочный стенд Hyundai зачастую соперничал с соседями — новейшими спорткарами Tesla и BMW i-серии. На крупнейшем в Восточной Европе digital-конкурсе Tagline Awards инсталляция взяла золото как лучший VR/AR-проект.

Мои выводы — продюсеру на заметку

  1. На старте может быть страшно, в конце — тяжело, но выдающихся результатов без амбициозных целей не бывает
  2. Что-то пойдет не плану. Обязательно. Приступай к выполнению плана B
  3. Если реальность становится неподвластной, прими ее как есть и отдыхай. Силы еще понадобятся
  4. Насладись результатом. Не получается насладиться — делай еще
  5. Всегда описывай железо и программный стек в ТЗ
1414
10 комментариев

Круть

1
Ответить

Спасибо :)

Ответить

Супер! Спасибо за интересный материал!

1
Ответить

Эль Классико (см видео)

PS Красавчики =)

1
Ответить

А что мотивировало написать о проекте спустя 2 года?
В 2018м AR проект на анриле это было действительно не просто, не то же самое, что в 2021. Почему не написали тогда?

Ответить

Алексей, привет!

Ждал этого вопроса ;) Честно — руки не доходили. Но процесс достижения результата, получился хрестоматийным и не теряет актуальности сегодня, согласитесь. Скорее всего, не потеряет и через пять лет.

Впрочем, хочется верить, что к тому моменту индустрия чуточку повзрослеет, и всё у всех всё будет получаться без проблем и сразу : )

1
Ответить

А что бы было, если бы приложение так и не заработало к началу выставки?

Ответить